Владимир Воля. Беларусь сейчас становится заложником ядерных игр Путина
Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил о начале перемещения ядерного оружия России в Беларусь. Стоит ли ожидать реакции Запада и какой она будет, From-UA узнал мнение политолога Владимира Воли.
- Реакция Запада может быть в том случае, если, во-первых, оружие туда уже прибудет, то есть тактические ядерные боезаряды прибудут на территорию Беларуси. Ну и тогда можно ожидать каких-то жестких заявлений о возможном реагировании, потому что, по сути, если говорить о том, что происходит, то Беларусь как таковое ядерное оружие не получает. Получает такой гибридный формат, что вроде бы подразделения белорусской армии наземные и авиационные могут использовать, то есть имеют необходимые технические средства для использования тактических ядерных зарядов, имеют обученных белорусских военнослужащих, но на самом деле они не могут использовать эти заряды, если им не скажет сделать это российское военное командование либо не санкционирует такое использование российское военное командование. То есть технические средства для использования ядерных зарядов есть, есть обученный персонал из числа белорусских военнослужащих, но все это находится под командованием российских вооруженных сил.
Поэтому в данном случае белорусская ситуация подпадает под принцип ядерного сдерживания, которое работает между государствами, обладающими ядерным оружием, между Россией и западными ядерными державами. По сути, речь будет идти о том, что на территории Беларуси будет именно российское ядерное оружие под командованием российских военных. Это значит, что после появления данного оружия, ядерных боеприпасов, на территории Беларуси принцип ядерного сдерживания, то есть в том числе нацеливания западных ядерных средств в отношении Беларуси также будет использовано.
То есть Беларусь сейчас становится заложником ядерных игр лично Путина, потому что он все вопросы подобного плана решает, это исключительно его прерогатива как главнокомандующего РФ, кнопка находится у него, и даже по поводу использования тактических ядерных зарядов приказы отдает он. Поэтому Беларусь становится одной из мишеней в рамках ядерного сдерживания западных государств против России, если там будет четко зафиксировано, что уже ядерные боезаряды на территорию Беларуси прибыли.
Кроме того, это корректирует военные планы, алгоритмы реагирования стран НАТО в случае кризиса между НАТО и Россией. То есть территория Беларуси теперь становится частью российского военного пространства. И понятно, что в случае большой эскалации гипотетической между НАТО и РФ, значит, что теперь территория Беларуси получает особое значение в этих военных планах. То есть в любом случае, никто не знает, будет ли использовать Путин тактические ядерные заряды, находящиеся в Беларуси, против западных натовских государств, но на всякий случай такие варианты будут рассчитываться и прорабатываться меры реагирования. Но это реагирование как раз буде применительно к территории Беларуси.
Может ли быть использовано тактическое ядерное оружие, находящееся в Беларуси, командованием российских войск, против Украины? Пока что таких предпосылок нет, но гипотетические сценарии должны прорабатываться все, и, соответственно, возможные меры реагирования на эти гипотетические сценарии. Поэтому, возможно, как предварительный какой-то элемент реагирования со стороны Запада, будут в том числе новые санкции против Беларуси. Это один из возможных вариантов. Неизвестно, будет ли он использован, потому что, по сути, Беларусь оружие ядерное не получает. То есть Лукашенко обманул белорусов, с одной стороны, что Беларусь получила ядерное оружие. А с другой стороны, сделал белорусский народ заложником этих ядерных игр и фантазий Путина и Медведева.