Интересные факты о съемках культового фильма "Гардемарины, вперед!"

Самый знаменитый фильм режиссера Светланы Дружининой «Гардемарины, вперед!» был снят 30 лет назад, но до сих пор не теряет популярности у зрителей. Сегодня сложно представить других актеров в главных ролях, но первоначально актерский состав выглядел по-другому. Съемки несколько раз оказывались под угрозой срыва, и Дружинина сомневалась в конечном результате, но он превзошел все ожидания. Несмотря на невероятный успех у зрителей, некоторые актеры посчитали фильм своим провалом.

Роман о гардемаринах попал к Светлане Дружининой еще в 1983 г. Его написала Нина Соротокина – инженер по образованию, преподавательница техникума. Роман был рукописным, так как ни в одном издательстве его не принимали к печати, и Соротокина предложила режиссеру использовать его для написания сценария к фильму. Рукопись долгое время пролежала дома у Дружининой, пока на нее не обратили внимание ее муж и сын.

Гардемаринов должны были сыграть другие актеры: Юрий Мороз был утвержден на роль Алеши Корсака, Олегу Меньшикову предложили перевоплотиться в Сашу Белова, а в роли Никиты Оленева режиссер планировала снять своего сына Михаила Мукасея. Сама Дружинина хотела предстать в образе Анны Бестужевой, а Марину Зудину зрители могли бы увидеть в роли Софьи.

Первым отказался от роли Юрий Мороз – он тогда завершал обучение на режиссерских курсах и должен был снимать дипломную работу. Олег Меньшиков тоже ушел, и режиссеру пришлось искать других актеров на эти роли. Снявшись в нескольких эпизодах, картину покинула Зудина, а от роли Бестужевой Дружинина отказалась сама, решив, что совмещать профессии режиссера и актрисы будет слишком сложно.

В последний момент оказалось, что сын Дружининой из-за болезни не сможет сниматься. Харатьян и Жигунов предложили пригласить на роль Никиты Оленева Владимира Шевелькова. Но его отношения с режиссером сразу не заладились, они так и не смогли найти общий язык.

Позже актер сетовал:

«Мне было очень некомфортно на этих съемках… Я чувствовал на себе косые взгляды, словно занимал чужое место. Свершилось чудо – мы стали популярными. Но на самом деле «Гардемарины» – бутафорская, я бы сказал, плюшевая история… Считаю картину не очень удачной, а свое участие в ней – случайным. «Гардемарины» мне лично пользы не принесли и на моей актерской карьере в определенной степени поставили крест: серьезных ролей после подобных работ не предлагают. До этой ленты я играл самых разных героев: подонков, наркоманов, любовников… А тут мне стали предлагать роли тихого, постного, гладкого мальчика. В общем, роль Оленева меня попросту раздавила».

Для Сергея Жигунова роль Саши Белова стала первой заметной работой и звездным часом. Во время съемок его призвали в армию, но Дружинина добилась того, чтобы он мог продолжать работать. Правда, после того, как его обрили наголо, ему пришлось носить парик. Молодому актеру очень хотелось достойно выглядеть в кадре и драться на шпагах не хуже Боярского. Он брал уроки у профессионального фехтовальщика, однажды актер против правил подбил клинок соперника, и тот угодил ему шпагой под бровь. Эта травма была не единственной на съемках – Светлана Дружинина упала с лошади и сломала ногу, из-за чего работу пришлось приостановить на полгода.

Ярким дебютом стала роль Анастасии Ягужинской для Татьяны Лютаевой – в то время она только окончила ВГИК. Зрители не подозревали о том, что во время съемок финальных эпизодов актриса была на последних месяцах беременности – этот факт удалось скрыть благодаря пышным платьям. А ее дочь – Агния Дитковските, еще до рождения попавшая на съемочную площадку, в будущем тоже стала актрисой.

А вот для Ольги Машной роль Софьи не была первой, но стала очень успешной – именно после этого ее начали узнавать. О съемках она вспоминала со смехом: «Забавным было наше свидание в лесу с Алешей – Димой Харатьяном. Режиссер Светлана Дружинина и оператор Анатолий Мукасей придумали красивую романтическую сцену – снимали через веточки, листочки. Я бегу навстречу Алеше, бегу-бегу, березки-кустики – и из кадра невольно выбегаю. Дубль за дублем, пленка уходит. Тогда рабочим канатом меня привязали за ногу, камеру поставили в середину, а меня пустили, как пони, по кругу». Актриса считает эту работу очень важной в своей кинокарьере, хотя и признается: «Впрочем, и Софья, и сам фильм могли бы быть лучше».

Своим успехом фильм был обязан и уже известным на тот момент актерам – Абдулову, Боярскому, Фараде, Евстигнееву и другим, а также прекрасной музыке, автором которой был композитор Виктор Лебедев. Долгие годы зрители спорили о том, что означают магические слова «ланфрен-ланфра», пока поэт Ряшенцев не признался, что это – «ничего не значащая абракадарба».

Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Поделиться в Facebook
Последние новости