В Якутии земля уходит из-под ног: в буквальном смысле открылись "врата в ад", которые угрожают нашему миру, - Forbes

Глобальное потепление — это не только жаркие зимы и отсутствие снега. Оно меняет саму землю под ногами. В Якутии, рядом с городком Батагай, вот уже несколько десятилетий растёт огромная яма. Учёные называют её Батагайской термокарстовой впадиной, а местные — проще и страшнее: «Ворота в ад».
С высоты это просто овраг длиной больше километра и глубиной до ста метров. Но он необычный. Он не появился из-за дождей или рек. Он растёт из-за таяния вечной мерзлоты, пишет Forbes.
Всё началось в 1960-х, когда на этом месте вырубили лес. Деревья раньше защищали мерзлоту от солнца, но теперь почва греется быстрее. Лёд под ней начал таять, и земля стала проседать. Так и появилась первая воронка. А потом — как снежный ком: чем больше тает, тем быстрее разрушается.
Уже в 1980-х кратер стал настолько большим, что его начали изучать. С тех пор он только растёт, поглощая окрестные холмы. И, по мнению учёных, этот процесс уже не остановить.
Да, Батагайка интересна учёным — в ней нашли останки древних животных, даже детёныша мамонта. Но вместе с реликвиями кратер может вскрыть и куда более опасные сюрпризы — древние вирусы и бактерии, замороженные в вечной мерзлоте. В 2016 году в Ямале уже была вспышка сибирской язвы после того, как разморозилась туша оленя. Заболели десятки людей, погиб ребёнок.
А ещё вечная мерзлота содержит тысячи тонн углерода и метана. Когда она тает, эти газы попадают в атмосферу, усиливают парниковый эффект, и становится ещё теплее. А значит, мерзлота тает ещё быстрее.
Это замкнутый круг, где климат сам себя ускоряет. И пока мы спорим о глобальном потеплении, земля в Сибири буквально проваливается под ногами.
Скотт Треверс, биолог из США, пишет: «С каждым талым слоем кратер Батагайка раскрывает реликвии давно утраченных миров, одновременно высвобождая силы, которые могут изменить наш собственный. В этой зияющей ране, вырезанной климатом и временем, говорит Земля. Вопрос в том, готовы ли мы слушать».