История одного газового обещания, или Обицянка-цяцянка, а политику - рейтинг

Эта увлекательная история началась, когда «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины» 19 января 2009 года подписали два контракта: купли-продажи на период с 2009 по 2019 год и об объемах и условиях транзита природного газа через территорию Украины на период с 2009 по 2019 год.

С тех самых пор Украина изо всех сил добивается пересмотра газовых контрактов с Россией, считая цену на газ завышенной, а на транзит — напротив, заниженной.

О том, как и чего мы добились в газовом вопросе, думаю, лишний раз рассказывать не стоит, ибо рассказывать просто не о чем. Но зато газовые обещания из уст наших политиков льются, как из рога изобилия.

16 апреля 2010 года, правительства России и Украины одобрили новые договоренности по газу на основе предложений Януковича. Фактически Россия согласилась дать Украине скидку на газ в 2010 году. Соответственно, тогда же, в апреле 2010 года Азаров заявил, что тарифы на газ для населения и промышленности в 2010 году пересматриваться не будут.

Пройдет совсем немного времени, и уже в июле 2010 года, т.е. через три месяца после обещания не поднимать тарифы, Азаров уже будет объяснять народу, что поднятие тарифов на газ — жизненная необходимость. «Поверьте, я был самым принципиальным противником повышения тарифов на газ, — сказал премьер-министр. — Пока не убедился, что альтернативы просто не существует... Деньги брать неоткуда». Видимо, еще три месяца до того было откуда брать деньги.


Объяснение столь неприятной ситуации Азаров нашел быстро и ловко — это все происки хитрой Тимошенко. Мол, предыдущее правительство, покупавшее российский газ по 330 долларов за тысячу кубометров, продавало его населению по 50 долларов. Разница покрывалась за счет средств, предоставленных МВФ. Как следствие, госдолг достиг 316 миллиардов гривен (с 2007 года он вырос втрое). И сегодня каждый украинец должен 7000 гривен. Более того, Азаров публично заявил, что абсолютно несправедливо утверждать, что для нужд населения достаточно собственного газа.

После столь «убедительной» речи о том, что поднятие тарифов на газ неизбежно (вопреки предыдущим клятвенным уверениям, что этого не будет) в июле 2010 года Кабмин одним росчерком пера отменил постановление правительства Тимошенко (№ 203 от 1 марта т.г.), которым цены на природный газ для населения, теплоснабжающих и промышленных предприятий в 2010 году должны были сохраниться на уровне 2009 года.

А все дело в том, что правительство Тимошенко приняло соответствующее постановление уже после президентских выборов, на которых победу одержал Янукович. Как результат — НКРЭ своими постановлениями от 13 июля увеличила с 1 августа 2010 года на 50% отпускные цены на природный газ для населения и цену газа для предприятий теплоэнергетики, обеспечивающих отопление и горячее водоснабжение населения.

Итак, обещали тарифы не менять, но победа на выборах кардинально изменила отношение к ситуации.

Январь 2011. Азаров заявил, что Украина в 2011 г. оплатила около 70 млрд. грн. за газ. «С чем мы имеем дело в текущем году? Украина уже добросовестно выплатила более 51 млрд. грн. государственных долгов, оплатила более 70 млрд. грн. за газ по кабальной формуле. То есть, каждый гражданин Украины включая новорожденных, заплатил более тысячи гривен. Также правительство продолжает регулировать массу других долговых претензий к государству, например требование министерства обороны РФ вернуть 405 млн. долл. долга печально известных „Единых энергетических систем Украины“ госпожи Тимошенко. А это 3,3 млрд. грн., что равняется всем расходам государства на строительство больниц, школ и тому подобное в регионах Украины в 2012 г.», — сказал Азаров.


Также Азаров высказал уверенность, что «в ближайшие недели» Украина достигнет компромисса с Россией по цене на газ и «и получит справедливую и приемлемую цену. То есть вместе с энергосбережением сократим расходы валюты на импорт газа, а вместе с абсолютно достаточными резервами НБУ это гарантия стабильности финансовой системы Украины».

И, тем не менее, в январе 2011 в обмен на снижение стоимости газа Москва потребовала не только создания консорциума по управлению украинской ГТС, но и дополнительной политической уступки Киева. Первый вариант — вступление Украины в ЕвразЭС, второй — денонсация Украиной членства в Европейском энергетическом сообществе. Оба варианта провалились, а следовательно, провалилась и надежда на газовую скидку.



Март 2011 года. Азаров опять заговорил об очередном повышении тарифов на газ для населения и тут же начал клятвенно заверять, что повышение на 30% в текущем году будет последним в рамках выполнения программы сотрудничества с Международным валютным фондом.

«Это последнее повышение. С МВФ мы вели долгие переговоры», — заявил Азаров.

При этом он подчеркнул, что ранее по условиям сотрудничества с МВФ тарифы на газ для населения необходимо было поднять весной 2011 года на 50%. А они, дескать, молодцы, поднимают только на 30%, поэтому мы, простые смертные, должны не возмущаться, а благодарить благодетелей за заботу. Азаров даже отметил, что в результате повышения тарифов, в текущем году дефицит НАК «Нафтогаз Украина» будет сокращен до 8,5 млрд. грн, а в 2012 году «Нафтогаз» будет бездефицитной компанией.


Проходит буквально два месяца и уже в мае 2011 Азаров решил, что игра с тарифами никак не влияет на выход из газового лабиринта. Тарифы повышаются, а проблема остается. И тогда премьер явил миру мудрость о том, что настало время переходить с российского газа на уголь. По словам Азарова, Украина предложила России в формуле расчета цены на газ вместо стоимости газойля учитывать стоимость угля. Он подчеркнул, что газойль в Украине практически не применяется в качестве топлива.



«Речь идет о европейском подходе, когда стоимость газа привязывается к стоимости того энергетического ресурса, который может газ заменить. А какой ресурс может заменить газ в Украине? Например, уголь. У нас много угля. Так почему же не привязаться в этой формуле к углю?» — сказал Азаров в ответ на просьбу перечислить аргументы, которые выдвигает Украина в переговорах с Россией для изменения формулы образования цены на газ.

И вот, наконец, в феврале 2012 года Россия предложила Украине возобновить замороженные с середины января переговоры о снижении цены газа. Москва пошла на этот шаг после того, как скидок — в среднем на 10% — добились европейские компании. В ответ российская сторона хочет получить гарантии того, что Украина больше не будет настаивать на дальнейшем снижении цены газа и купит в 2012 году 33 млрд. кубометров топлива, как указано в соглашении между странами.



Но, несмотря на регулярные предчувствия Николая Яновича, ни газовых скидок, ни собственных месторождений, ни дармовой альтернативы российскому газу мы так и не нашли. 3 марта 2012 года Азаров сообщил журналистам, что во время визита в Украину председателя Госдумы Российской Федерации Сергея Нарышкина им был передан Украине проект нового контракта. Премьер подчеркнул, что сейчас проводится изучение этого документа. Иными словами, все в порядке, буквально с минуты на минуту будет новый газовый контракт по вполне приемлемым ценам.

А уже 15 марта президент Российского газового общества, депутат Госдумы России Валерий Язев заявил, что газовые переговоры не заканчиваются, потому что Украина ничего не предлагает России за снижение цены на газ. Ну что тут скажешь, сладостная иллюзия длиной в 12 дней — тоже нечто.


В мае 2012 Азаров уже активно нацеливается на туркменский газ. Кстати, об этом самом туркменском газе он говорил и в августе 2011. «Безусловно, мы заинтересованы в восстановлении поставок туркменского природного газа на территорию Украины — как по традиционным маршрутам, так и с учетом перспективы строительства Каспийско-Черноморской газопроводной системы», — сказал Азаров.

Более того, в мае 2012 Азаров заявил, что Украина изучает возможность поставок сжиженного газа из Катара. «Украина настойчиво работает над диверсификацией поставок газа и изучает возможность приобретения газа в Катаре», — сказал премьер. По его словам, на сегодняшний день даже с учетом доставки в Украину катарский газ обойдется в 3 раза дешевле, чем российский.

Буквально пару дней назад, а если точнее, то 15 июня 2012 года премьер-министр Украины Николай Азаров пообещал, что правительство будет активно развивать газодобывающую отрасль Украины. По его словам, старые технологии раньше позволяли извлекать из месторождений около 30% газа, при этом новейшие дожимные компрессорные станции позволят увеличить объемы добычи. «Около 70% газа еще есть. Наша задача — реанимировать старые скважины», — сказал Азаров.

Итак, суть вполне проста и понятна — газ у нас есть, нужно только суметь его взять. Это звучит немного странно, особенно если учесть, что в 2010 году Азаров официально заявлял, что собственного газа для нужд населения в Украине катастрофически не хватает.

Все бы ничего, но считать, сколько раз Николай Янович был абсолютно уверен, что тарифы для населения не поднимут, а самое главное, сколько раз он был уверен, что газовая скидка у него уже в кармане — занятие утомительное и неблагодарное.

Кстати, Азаров почти уверен, что до 2030 года совокупная добыча газа в Украине достигнет от 30 млрд. куб. м по пессимистическому сценарию до 47 млрд. куб. м — по оптимистическому (по расчетам Министерства энергетики и угольной промышленности).


А во что верить — в газовую скидку, в собственные месторождения или в навеки замороженные тарифы — пусть каждый решает сам.
Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Валентина Павленко
Фраза
Поделиться в Facebook
Последние новости