Нет слова отходы, есть слово – сырье

На минувшей неделе скандально известный завод «Энергокапитал» организовал пресс-тур на предприятие и пресс-конференцию с участием первого заместителя генерального директора объединения «Металлургпром», лауреата государственной премии Украины Александра Зражевского и начальника Государственного управления охраны окружающей природной среды в Донецкой области Сергея Третьякова. Оба приглашенных эксперта в оценке деятельности макеевского завода оказались единодушны. По их мнению, строить в Украине и на Донеччине такие предприятия не только можно, но и нужно.

Для того же, чтобы понять, каков резон создавать в Макеевке, экологическая ситуация в которой и без того оставляет желать лучшего, еще одно, новое промышленное, металлургическое предприятие, необходимо подробнее рассказать о специфике деятельности «Энергокапитала».

Госпремия – хороший ориентир

В 2007 году группа украинских ученых и металлургов подала на соискание госпремии работу «Разработка научных основ и создание комплекса энерго- и ресурсосберегающих технологий и оборудования для получения железорудного сырья, обеспечивающего высокую эффективность производства металла». Авторы этой работы – ученые Института газа НАН Украины, Национальной металлургической академии Украины, Донецкого национального технического университета, а также специалисты и руководители нескольких металлургических заводов, в том числе «Донецкстали» – в конечном итоге указом президента Украины №1991/2007 были удостоены госпремии в области науки и техники.

По сути же, за длинным и наукообразным названием премированной работы скрывается простая вещь: усовершенствовав металлургическое сырье – агромерат и окатыши, металлургам удалось уменьшить расход газа и кокса при производстве чугуна, а производительность доменных печей – напротив, повысить.

Завод «Энергокапитал» добился похожих результатов. Только от использования газа в производстве он отказался полностью, а по уровню производительности мини-доменная печь предприятия не имеет аналогов в Украине. При объеме всего в 128 «кубов», что в сравнении с обычными домнами сопоставимо с размером дюймовочки, она может производить до 370 тонн чугуна в сутки, в то время как стандартная «тысячекубовая» доменная печь за сутки вырабатывает лишь два своих объема, то есть 2 тысячи тонн металла.

Но еще важнее то, что «Энергокапитал» разработал фактически безотходную технологию производства чугуна из отходов металлургического и угольного производства – шламов. Причем шламы в процессе производства «Энергокапитал» намерен также использовать полностью, чего в настоящее время в Украине не делает никто.

- Мы создали брикеты и окатыши, которые по составу полностью повторяют шихту доменной печи, - поясняет заместитель директора ООО «Энергокапитал» по технике и технологиям Олег Максименко. – К разработкам технологии мы приступили еще в 2004 году. В 2005 году получили три патента: на производство из шлама брикетов и окатышей, и на использование этого сырья в доменной печи. Ноу-хау было апробировано на Макеевском металлургическом заводе – мы проплавили в доменной печи №3 60 тысяч тонн сырья, сделанного по нашей технологии. После этого было принято решение о строительстве минизавода. Почему минизавода?. Объема шламонакопителей, расположенных вокруг Макеевки хватит на 10 лет работы одной мини-печи, или на 3-4 года работы трех мини-печей. А строительство большой доменной печи экономически нецелесообразно, для нее сырья хватит лишь на полгода.

Что такое шлам и как с ним «бороться»?

Специфика ситуации состоит в том, что проблема утилизации шламов в Украине до недавних пор решалась с «успехом» теоремы Ферма (на решение которой, как известно, потребовалось более 300 лет).

Дело в том, что шламы из всех отходов металлургического производства самые «упрямые». Утилизировать их сложней всего. По сути, шлам – грязь. Собственно, именно так с немецкого и переводится это слово. Образуются шламы в процессе мокрой газоочистки в металлургическом производстве и на горно-обогатительных фабриках.

На территории одной из ранее действовавших в Советском районе Макеевке обогатительных фабрик – ЦОФ «Антрацит» – и расположен завод «Энергокапитал».

Вообще же, у макеевчан «особые отношения» и со шламами, и с обогатительными фабриками сложились исторически.

Началось все с того, что в1888 году Макеевку посетил Дмитрий Иванович Менделеев. Он изучил состав донецких углей и пришел к выводу о пользе их механического обогащения. В результате, в 1895 году в Макеевке была открыта обогатительная фабрика – первая в Донбассе. А вместе с ней – и эпоха угольных шламов.

На сегодняшний день металлургических и угольных шламов в одной лишь Макеевке – миллионы тонн. Запланированный фронт работы завода «Энергокапитал» – утилизация 300 тыс. тонн шламов бывшей фабрики «Антрацит» и 5 млн. тонн шламов, которые макеевчане «унаследовали» от Макеевского металлургического завода.

В целом же, по некоторым данным, на металлургических предприятиях Украины сегодня более 70 млн. т. железосодержащих шламов. А кроме металлозаводов есть ведь еще и ГОКи, и ЦОФы, и рудники…

Как подчеркивает Сергей Третьяков, на долю Донецкой области приходится четверть всех промышленных отходов Украины, отвалами которых занято около 2% территории Донеччины.

Два способа проблемы не решают

Традиционных способов утилизации шламов два – обогащение и добавка в агломерат. Однако у каждого из них есть свои недостатки. Обогащение шлама, то есть повышение в нем доли железа, не обеспечивает полной утилизации. «Хвостов», то есть остатков после обогащения, остается более 70%.

В агломерат же шламы можно добавлять лишь в ограниченных количествах – не более 3%. В противном случае, доменные печи начинают «бунтовать».

По словам Александра Зражевского, над решением проблемы полной утилизации шламов украинские и российские ученые работают с 70-годов прошлого века. За это время было разработано несколько технологий. В частности, для формирования из шламов окатышей и брикетов пытались использовать мелассу и жаропрочные бетоны.

- Однако это приводило к тому, что добавка даже 3% шламов к шихте расстраивало работу доменной печи. Результат был нулевой. В случае с «Энергокапиталом», продукт, изготовленный из шламов, впервые не уменьшает производительности печи, а увеличивает ее, - констатирует Александр Зражевский.

Объясняется это тем, что и меласса, и бетон – для доменной печи продукты чужеродные. Они лишь усложняют процесс производства металла.

Принципиальное отличие технологии, разработанной заводом «Энергокапитал», состоит в том, что в качестве скрепляющего компонента предприятие решило использовать известняк. Для доменных печей известняк – «родной» вид сырья, он используется в качестве флюса.

Это кардинально меняет ситуацию. Потребность в обогащении шламов отпадает. Фактически заводу нужно лишь «слепить снежки» из трех компонентов: металлургического шлама (окись железа), угольного шлама (углерод) и известняка (кальций) – и отправить их в печь. Сама по себе это очень простая технология. Для формирования окатыша или брикета в данном случае не нужно проводить обжига, и. соответственно, тратить газ на нагрев. Сырье производится «холодным способом».

- Пришло сырье, попало в мельницу, перемешалось, окомковалось, карбонизировалось – и напрямую в печь, - разъясняет Олег Максименко. – В этом и заключается весь интерес. Мы достали отходы из шламовника, пропустили их через доменную печь, получили три продукта – чугун, шлак, и доменный газ – и все три продукта продали или использовали. Граншлак мы отдаем на продажу, он используется в строительстве. С чугуном вообще проблем нет: 25% уходит на внутренний рынок, все остальное – на экспорт.

А вот доменный газ «Энергокапитал» использует для когенерации.

- Для очистки доменного газа мы установили тканевые пылевые фильтры, чего нет ни на одной доменной печи в Украине, - констатирует Олег Максименко. – Эти фильтры обеспечивают очистку на уровне 98-99%, что позволяет нам подавать газ на котел и получать электроэнергию.

- Кроме этого новая технология позволяет «Энергокапиталу» выплавлять чугун очень высокого качества, который в Украине больше никто не делает, - уточняет Александр Зражевский. – С остановкой Лутугинского научно-производственного валкового комбината, производство чугуна для валков прокатных станов в Украине практически прекратилось. А из чугуна, который производит «Энергокапитал», можно делать валки не только для прокатных станов, но и для бумагоделательных заводов.

Кстати, у мини-печи макеевского завода есть еще одно уникальное качество. Она позволяет перерабатывать даже шламы газоочистки мартеновских печей, в которых повышено содержание цинка. Для обычных доменных печей цинк – проблемный элемент, а в короткой мини-печи он не успевает осесть на стенках и никакого вреда ей не приносит.

- Самое главное, что новая технология может быть внедрена на любой производственной площадке, на любом металлургическом заводе, - резюмирует Александр Зражевский. – Переоборудование доменной печи не требует больших затрат, но позволяет начать переработку шламов. Поэтому мы дали положительную оценку работе, проведенной «Энергокапиталом», и считаем, что ее нужно расширить. То, что в Украине она должна получить распространение, – это однозначно. Мы по привычке называем шламы отходами. А, вообще то, это уже ресурс. И я не сомневаюсь в том, что если кто-то из металлургов об этой технологии узнает, завтра он обязательно ее «примерит» на себя.

- Я был в Венгрии на тепловой станции. Рядом с ней расположен завод по производству брикетов, - дополняет Сергей Третьяков. – Сегодня иметь отходы – дорогое удовольствие. Более того – это бизнес, сырьевая база. В настоящее время за размещение отходов нужно платить большие деньги. Эти платежи растут и будут расти. И весь мир считает, что отходы нужно не складировать, а перерабатывать.

Был шум, да вышел

Что же касается скандалов вокруг «Энергокапитала», Олег Максименко признает, что предприятие на протесты общественности отреагировало не лучшим образом.

- Наша основная ошибка в том, что мы молчали, наверно, все это и стало причиной конфликтной ситуации, - считает замдиректора завода.

Признают на предприятии и то, что во время пуско-наладочных работ воздуходувные машины, действительно, шумели не «по-детски », так как работали вхолостую.

Однако даже местные жители признают, что с апреля шуметь завод стал значительно меньше.

- Шум был такой, что ощущение возникало, будто тебя в музыкальную шкатулку посадили, - говорит местная жительница Любовь Пилипенко. – Поэтому люди и выступали против завода. Я сама была одним из инициаторов протеста. Но пообщалась с руководством завода. Мне пообещали, что шум будет устранен. И 4 или 5 апреля шум, действительно, прекратился. И сейчас я уже не против работы завода.

По словам Олега Максименко, все экологические нормативы «Энергокапиталом» соблюдены.

Остается лишь надеяться, что скандалы рано или поздно улягутся, истина восторжествует, а новые технологии, разработанные «Энергокапиталом», принесут пользу всей Украине.
Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Валентин Хорошун
«Донеччина»
Поделиться в Facebook
Последние новости