Аграрии и власть — выжить вопреки поддержке
17.06.2013 15:30
По данным Государственной службы статистики, реальный ВВП страны за первый квартал 2013 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился на 1,1%. Ожидалось — на 1,3%. По этому поводу правительство трубит в фанфары — дескать, мы хотя и падаем, но не так быстро!Впрочем, есть и исключение: сельское хозяйство, как и в прошлые годы, продолжает показывать прирост. В данном случае не такой большой, — на 5,7%, но, учитывая общую картину, и это неплохо. Теперь, по логике вещей, власть должна была бы холить и лелеять одну из немногих отраслей, которые еще хоть как-то приносят доход стране. Но это в нормальном государстве. А у нас на плечи выживших не благодаря, а вопреки «поддержке» государства, пытаются переложить задачу латания бюджетных дыр.
Правда, формально продолжают демонстрировать заботу. В частности, в том печально известном послании президента парламенту, которое вызвало такой взрыв политических страстей, президент поручил Раде упростить доступ аграриев ко льготным кредитам. Доступных (подчеркнем это слово) кредитов аграрии слезно вымаливают уже далеко не первый год, аналогично из года в год ставится задача, но вопрос так и не сдвигается с мертвой точки. Это уже выглядит нелепо: ведь на дворе не весна 2010-го, списывать все на «папередников» не получится. Так что ж вы только на четвертом году полномочий вспомнили о том, чего у вас и до того просили постоянно?
Кстати: в апреле первый вице-премьер-министр Украины Сергей Арбузов поручил профильным министрам и представителям местной власти «обеспечить возможности активизации кредитования аграриев коммерческими банками для закупки материально-технических ресурсов под проведение весенних полевых работ». Сразу обратим внимание на постановку вопроса, ненормальную для цивилизованного государства: какое отношение могут иметь министерства и местные власти к работе коммерческих банков? Что, речь идет о вмешательстве властей в работу коммерческих структур? По справедливости, если государство обещает поддержку, то оно же и должно было бы ее оказывать — за свой счет.
Вместо этого появился на свет такой интересный расчет Министерства аграрной политики и продовольствия: на весенние полевые работы аграриям было необходимо ориентировочно 39 миллиардов гривен (на 1,7 млрд больше, чем в прошлом году). Собственных средств аграриев набиралось на 31 млрд. Покрыть разницу предполагалось за счет коммерческих кредитов (3,7 млрд), банковских кредитов (3,8 млрд) и форвардных контрактов с Аграрным фондом и Государственной продовольственно-зерновой корпорацией, у которой от государства только вывеска, — на 300 млн. Как видим, из необходимых аграриям 8 миллиардов на долю государственных средств на самом деле приходится лишь какая-то часть от 300 миллионов.
Так в чем заключается забота государства?
Зато можем убедиться, к чему она привела. Как сообщает аналитический департамент Украинской аграрной конфедерации, аграрии, взяв кредиты на посевную у банков и коммерческих структур, на конец апреля увеличили свою кредитную задолженность на 7% с начала года — до 36,7 миллиардов. Это больше, чем у них было собственных средств на начало посевной... То есть, получается, сельхозпроизводители накопили новых долгов, не успев расплатиться по старыми!
По мнению аналитиков УАК, дальнейший рост объемов кредитования отрасли возможен лишь при условии, если у аграриев станет больше ликвидного имущества, которое можно использовать как залог. Но откуда оно возьмется, если 80% сельхозтехники у товаропроизводителей, по словам президента Украинской зерновой ассоциации Владимира Клименко, полностью изношено и новую приобрести не на что? Примерно так же обстоит дело с сооружением новых производственных объектов на селе... В частности, не хватает зернохранилищ на 30 миллионов тонн зерна.
Еще один показатель, который нельзя игнорировать, — способность оплачивать свои обязательства по кредитным договорам. Тут тенденция угрожающая: с марта по апрель сумма просроченной задолженности выросла на 31% или 764 миллиона. На конец апреля сумма просроченной задолженности достигла 3,4 миллиарда гривен. Такого резкого роста аналитики не наблюдали уже очень давно.
Особенно угрожающая ситуация на рынке краткосрочного кредитования: рост на 23%, при этом рост просроченной задолженности — на 54%. Добавим: краткосрочное кредитование имеет смысл в банковской сфере и оптовой торговле, где есть быстрый оборот капитала. В сельском хозяйстве краткосрочное кредитование — нонсенс, решиться брать краткосрочный кредит хлебороб может только от отчаяния, не имея другого выхода. Видимо, это мы сейчас и имеем. Добавим: несмотря на потопы в Европе, мировые прогнозы урожая вовсе не плохи, так что рассчитывать на высокие цены реализации своей продукции украинские хлеборобы не могут. То есть, перспективы расплатиться с долгами за счет экспорта у них далеко не радужные.
Стоит также заметить, что идеи, высказанные в послании президента, пока что имеют вид благих пожеланий. Даже при самых благоприятных политических раскладах, пока эти пожелания будут оформлены в виде законопроектов, вынесены на рассмотрение Верховной Рады и приняты, жатва давно пройдет. Между прочим, это давняя тенденция — все благие пожелания, якобы направленные на пользу сельхозпроизводителям, высказываются с таким опозданием, что реально повлиять на состояние отрасли никак не могут. Не говоря уже о том, что они всегда так и остаются пожеланиями.
Правда, на этот раз у власти есть хорошая «отмазка» — мол, мы вам, дорогие аграрии, хотели сделать как лучше, но проклятая оппозиция мешает (так и хочется вспомнить, что мешает плохому танцору)! Спрашивается, а кто мешал два предыдущих года, когда под куполом заседали послушные «кнопкодавы» — ведь те же проблемы, что сейчас, были и в прошлом году, и в позапрошлом, и о них точно так же вслух говорили, и обещания давали...
Правда, есть одно «покращення», которое все же рискует быть принятым, несмотря на все козни оппозиции, — но отнюдь не на пользу земледельцам. Министерство доходов и сборов пока что решило воздержаться от отмены льготного режима налогообложения аграрной отрасли. Но не успели аграрные ассоциации высказать одобрение по этому поводу, как их ошарашили перспективой введения нового налога.
Заместитель главы Верховной Рады Игорь Калетник и глава аграрного комитета ВР Григорий Калетник внесли законопроект № 2059 о введении налога, который предполагаеться удерживать с сельхозпроизводителей «на развитие села». Плательщиками налога, который составит 80 гривен с гектара, станут владельцы и арендаторы земель сельскохозяйственного назначения. Собранные средства, по словам Игоря Калетника, предназначаются на развитие инфраструктуры населенных пунктов: строительство дорог, школ, проведение газа или на другие потребности. Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, принятие закона даст возможность увеличить доходную часть местных бюджетов на 3,5 — 4,5 млрд гривен.
Но при внимательном чтении законопроекта не удалось выяснить вот какой нюанс: насчитывается предлагаемый налог по местонахождению земельного участка. Хорошо, если аграрий обрабатывает землю в собственном селе, тут все ясно. Но крупные агрофирмы, как правило, обрабатывают землю в разных областях Украины, зарегистрированы обычно в крупных городах, а то и вообще за границей. Кто в таком случае будет взимать с них дополнительный налог, будет ли вообще, а если да, — кому достанутся деньги?
В законопроекте сказано, что они засчитываются в местные бюджеты в порядке, определенном Бюджетным кодексом Украины для местных налогов и сборов. Но в самом Бюджетном кодексе записано, что в случае введения нового налога соответствующие изменения должны вноситься... в Бюджетный кодекс! То есть, порядка как такового в данном случае пока нет, ссылка на него не имеет смысла, а вопрос зависает в воздухе.
Очевидно: налог направлен против малых и средних сельхозпроизводителей, финансовое положение которых и так плачевно, а крупные аграрные корпорации найдут способ от него уклониться. Кроме того, многие аграрии сейчас оказывают благотворительную помощь (адресную!) родным селам в ремонтах тех же школ, детских садиков и прочего. По подсчетам Украинского клуба аграрного бизнеса, в прошлом году сельхозпроизводители выделили на эти цели около трех миллиардов — примерно столько, сколько предполагается с них содрать.
Как считает эксперт УКАБ Роман Сластион, если с аграриев начнут взимать деньги принудительно, они будут вынуждены отказаться от благотворительности, а увидит ли село средства, собранные якобы в его пользу, — на самом деле большой вопрос. Ведь знаем, насколько эффективно распоряжаются власти всех уровней бюджетными деньгами! По мнению эксперта, новый налог не только не поможет решить социальные проблемы села, а еще и углубит их. Скорее, тут идет речь о решении каких-то других вопросов, не имеющих отношения к селу, зато касающихся высокопоставленных деятелей действующей власти.
Только экстренная и самая важная информация на нашем
Telegram-канале
Владимир Колюбакин
Последние новости