План «Б» для международных резервов НБУ

Валютная подушка Нацбанка уменьшается на глазах. В октябре золотовалютные резервы НБУ сократились еще на $1 млрд – до $20,6 млрд. На погашение валютных ОВГЗ было потрачено $108 млн, $651 млн – на выплату долга перед Международным валютным фондом. Еще около $300 млн ушло на валютные интервенции НБУ для поддержания курса гривны.

Это – шестой месяц падения резервов подряд. Впереди еще более сложный период: в ноябре Украина должна погасить $1,46 млрд. К тому же валюта понадобится НАК «Нафтогаз». Формально, его долги отношения к резервам не имеют. Но фактически, часть спроса «Нафтогаза» на валюту будет удовлетворена за счет резервов Нацбанка, говорит руководитель аналитического отдела SP Advisors Виталий Ваврищук. Только на выплату долга за август ему понадобится еще $792 млн.

Что это означает для международных резервов, и есть ли у правительства план, как сдержать их падение?

План «Б»

Весь октябрь Нацбанк и Минфин тратили валюту, но не привлекали ее. Стоимость ресурсов на внешних рынках для Минфина была слишком велика, спроса на предлагаемые Минфином валютные ОВГЗ на внутреннем рынке не было. В итоге за месяц он не смог рефинансировать ни одного доллара валютного долга.

Такой задачи и не стояло, подчеркивает высокопоставленный собеседник Forbes в Министерстве финансов. «В октябре у Минфина были сравнительно небольшие погашения долга ($586 млн, по подсчетам Dragon Capital)», – объясняет он.


В ноябре стратегия Минфина изменится. В течение месяца это ведомство и НБУ должны погасить $1,46 млрд. Большая часть из них – $954 млн – это долг перед МВФ (из которых $740 млн – долг НБУ); $365 млн нужно будет выплатить по валютным ОВГЗ Минфина. Еще $143 млн составят проценты, отмечает Ваврищук. Задача подчиненных Юрия Колобова – рефинансировать весь объем своих погашений в ноябре, констатирует представитель этого ведомства.

Как этого достичь, в Минфине, похоже, знают. Во вторник, 5 ноября, Министерство опубликовало график проведения аукционов на ноябрь 2013 года. Вдобавок к традиционному набору инструментов дважды за этот месяц оно намерено предложить рынку валютные ОВГЗ сроком погашения через 6 месяцев, а также напомнить рынку о таком инструменте, как индексируемые облигации (то есть привязанные к курсу доллара США) с периодом погашения через 3 года. Столь короткие валютные инструменты Минфин не предлагал рынку с 2011-го.

Срок погашения госбумаг – ключевая проблема, сдерживавшая спрос на валютные облигации до сих пор, подчеркивает первый зампредседателя правления Укрсоцбанка Сергей Маноха. В течение этого года на своих аукционах Минфин предлагал двух- и трехлетние валютные ОВГЗ. «Банки не могут позволить себе вкладывать средства на такой период», – указывает Маноха: основная часть валютных депозитов имеет срок выплаты до одного года.

Если Минфин запустит шестимесячные валютные ОВГЗ, они будут пользоваться спросом на аукционах, прогнозирует директор казначейства Райффайзен Банка Аваль Владимир Кравченко: банки демонстрируют интерес к валютным облигациям, а особых предложений этого инструмента на вторичном рынке сейчас нет. Правда, индексные облигации на фоне валютных менее интересны, и чтобы подогреть спрос к ним, Минфин должен будет предложить более выгодные условия по этим бумагам, добавляет Кравченко.

Какой будет доходность шестимесячных ОВГЗ, собеседник в Министерстве финансов не уточняет. Маноха говорит, что банкам может быть интересна доходность по шестимесячным валютным облигациям на уровне 7,5-7,75%. При этом задача Минфина – рефинансирование лишь своей части долга, отмечает чиновник: за уровень международных резервов и стабильность национальной валюты несет ответственность Национальный банк.

Каковы перспективы

Даже если Минфин сможет полностью рефинансировать свои выплаты, это не удержит резервы НБУ от падения – сам Нацбанк за месяц должен погасить еще $740 млн, и платить их он будет, скорее всего, из резервов. То есть, лишь с учетом этого платежа – и без дополнительных поступлений валюты – через месяц резервы опустятся ниже $20 млрд.

Падение ниже этого уровня многие называли психологическим порогом для рынка. Значит ли это, что дальше – коллапс?

Экономисты так не считают. «Роль психологического порога сильно преувеличена. За последние полтора года Украина преодолевала такие пороги уже несколько раз, и ничего критического после этого не происходило», – напоминает руководитель аналитического отдела SP Advisors Виталий Ваврищук. Резервы критичны не сами по себе, и то, что их недостаточно, экономика ощутит, лишь если население начнет уходить из гривны в валюту, добавляет начальник отдела анализа и исследований Райффайзен Банка Аваль Дмитрий Сологуб.


Пока настроения украинцев спокойные. Данных за октябрь еще нет, но в сентябре, по данным НБУ, население купило у банков на $678,7 млн больше, чем продало – это в пять раз превысило августовский показатель, но втрое меньше, чем в сентябре прошлого года ($1,8 млрд). После значительных погашений в ноябре декабрь для резервов будет несложным, прогнозирует Сологуб: больших погашений долгов не предвидится, и по итогам года, согласно его подсчетам, резервы могут установиться на уровне $18-19 млрд.
Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Дарья Марчак
forbes.ua
Поделиться в Facebook
Последние новости