Художник никому ничего не должен?
16.07.2014 года на телеканале «Новости 24» было показано интервью с председателем жюри Одесского международного кинофестиваля — 2014 режиссером-документалистом Виталием Манским. В своем интервью Виталий Манский заявил — цитата: «Художник никому ничего не должен...»
Данная позиция председателя жюри, который призван давать оценку работам, представленным на кинофестивале, по меньшей мере, вызывает недоумение. Хотя, чего можно ожидать от автора скандального фильма «Девственность»? Для тех, кто не видел этот «шедевр» дадим краткую справку — фильм рассказывает о несчастных девушках из российских провинций, которые, в надежде на более счастливую жизнь, едут в Москву, чтобы продать свою девственность и, если понадобится, душу... Автор фильма — Виталий Манский, лично предстает в образе просвещенного и изысканного Мефистофеля, который хладнокровно и цинично препарирует искалеченные социумом души девочек, стоящих на краю нравственной пропасти... Особенно впечатляет драматическая сцена, снятая в Москве на Воробьевых горах, где Виталий Манский, сидя в автомобиле с девушкой, которая согласилась продать свою девственность за 3000 долларов, тоном следователя допрашивает ее и выясняет отдает ли она себе отчет в том, что продает не материю, не ткань, не капилляры, после чего, выясняет во сколько она оценивает свою девственность. Особое отвращение вызывает то, что после того, как Виталий Манский выяснил, что девушка решилась на это только из-за нужды, а вырученные деньги хочет потратить на образование - автор фильма задает ей циничный вопрос, может ли он сделать что-нибудь для того, чтобы она этого не делала? Не получив ответа от девушки, Виталий Манский, вместо того, чтобы попытаться хотя бы отговорить ее от этого губительного поступка, не говоря уже о материальной помощи, хладнокровно снимает акт грехопадения и получения материального вознаграждения, а после, не забывает упомянуть, что она получила еще 500 долларов за съемку в этом фильме... Конечно, предложи он ей реальную помощь — нечего было бы снимать и прощай фестивали, премии и прочие прелести режиссерской профессии...
Эту сцену фильма «Девственность» блестяще прокомментировал Александр Гордон в программе «Закрытый показ» и назвал ее фильмосоздающей, уточнив, что на глазах зрителей действительно происходил нравственный выбор, только делала этот выбор не девочка, обманутая взрослыми людьми с абсолютно девственным сознанием, а взрослый, красивый, талантливый, умудренный человек задавая вопрос — «Что мы можем сделать для того, чтобы ты этот поступок не совершала?», на который в зале слышится немедленный ответ: - «Козел, дай ей три тысячи!» Дай ей три тысячи и сделай выбор... И зрители видят, как этот выбор действительно на их глазах совершается... Причем это провокация, это сознательный ход. Так вот этот сознательный выбор между судьбой конкретного ребенка, который находится в метре от автора фильма, и судьбой фильма, автор делает - выбирая фильм... Конечно, ведь по глубокому убеждению Виталия Манского «Художник никому ничего не должен»... По мнению Александра Гордона, автор, сделавший свой выбор, дальше рассуждать на эту тему не имеет морального права... К большому сожалению, фильм «Девственность», который кроме как «пляской на костях» никак не назовешь, получил множество премий и был отмечен главным призом фестиваля Huesca Film Festival.
Во Львове рожденный, в России реализованный, Виталий Манский является создателем первой в России «Независимой студии документального кино». В программе «История в деталях», снятой о Виталии Манском, он говорит, что кроме как фильмами, больше ничем не зарабатывает, и у него нет никакого другого бизнеса. Виталий Манский утверждает, что не знает другого такого документалиста в России, который бы столько работал, и если бы он работал как остальные, то и жил бы, как остальные... А так, благодаря тому, что Виталий Манский работает не покладая рук, превратив творчество в бизнес, ведь «Художник никому ничего не должен», он живет в особняке в элитном поселке за Николиной горой... Также Виталий Манский в программе «История в деталях» сказал, что он хотел бы, чтобы если не все, то хотя бы десят, пятнадцать, двадцать ведущих документалистов России жили так же, как и он... Видимо Виталий Манский забыл, что художник должен оставаться голодным... Слава Богу, что не все документалисты разделяют его жизненную позицию и стараются воздерживаться от приобретения скандальной популярности любой ценой... К счастью, есть еще настоящие художники, которые не забыли, что они призваны сеять разумное, доброе, вечное.