МВФ смягчил фискальные требования к Украине, но ужесточил валютные
Международный валютный фонд одобрил выделение Украине второго транша в размере $ 1,39 млрд в рамках кредитной программы stand-by, которую он утвердил в конце апреля на общую сумму $ 17,1 млрд. Второй транш, планировавшийся на 25 июля, поступил в то время, когда, согласно первоначальным договоренностям, Киев уже мог ожидать третьего. В фонде это объясняют не проблемами с выполнением ориентиров на конец мая и июля. «Условия программы в целом выполнялись, как было запланировано», — отмечает и. о. директора европейского департамента МВФ Пол Томсен. Однако Кабинет министров премьера Арсения Яценюка настаивал на смягчении фискальных и монетарных условий программы. Фонд на это согласился, но согласование новых критериев затянулось. В результате график выдачи кредита сдвинулся. Согласно отчету МВФ по итогам первой ревизии программы и меморандуму, поданному украинскими властями в Вашингтон (оба документа есть в распоряжении «Капитала»), в случае успешного выполнения обновленных требований объединенные по просьбе правительства третий и четвертый транши на $ 2,78 млрд Киев получит 15 декабря.
Впрочем, это может быть не последний пересмотр условий и графика программы. Все будет зависеть от развития военного конфликта на востоке Украины, который стал ключевой причиной ухудшения состояния отечественной экономики и проблем правительства с выполнением первоначальных условий программы. «Мы предполагаем, что конфликт начнет идти на спад в ближайшие месяцы, — говорит Томсен. — Если этот прогноз не оправдается, вынуждены будем пересмотреть элементы стратегии программы, и жизнеспособность программы может зависеть от большей помощи от международных партнеров Украины».
Обострение рисков
В МВФ выделяют два наибольших вызова, с которыми сейчас столкнулась украинская экономика, — нарастание конфликта в Донбассе и эскалация споров Киева с Москвой относительно цены на газ. В связи с этим эксперты фонда пересмотрели свои экономические прогнозы для Украины. Если в апреле они ожидали спад украинской экономики в 2014 г. на 5 %, то теперь — на 6,5 %. Подскочит и уровень безработицы — вместо 8,5 % теперь прогнозируется 10 %. Другими словами, каждый десятый украинец останется без работы к концу года. Для сравнения: в 2013 г. этот показатель составлял 7,2 %, а нынешнего уровня он не достигал даже в разгар кризиса в 2009 г. Для тех же, кто сохранит свои рабочие места, средняя заработная плата с учетом 19 %-й инфляции на конец года снизится на 5,7 % (ранее ожидалось — на 3,3 %). Это на 4,5 % (вместо предыдущих 3,7 %) подорвет частное потребление. Фактически сдерживать экономику от более глубокого падения будет лишь тот факт, что украинцы и отечественные предприятия из‑за девальвации сократили спрос на импорт сильнее (на 21,4 % на товары), чем предполагалось (на 13,8 %).
Новые ориентиры
С учетом обострившихся рисков и ухудшившихся прогнозов МВФ пошел на уступки Кабмину и увеличил допустимый дефицит сводного бюджета центральных и местных властей, Пенсионного и других социальных фондов с 5,2 % ВВП до 5,8 % ВВП, или на 10,5 млрд грн — до 88 млрд грн. А дефицит с учетом дыры в бюджете НАК «Нафтогаз України» — с 8,5 % ВВП до 10,1 % ВВП, или на 25,4 млрд грн — до 153,3 млрд грн.
Впрочем, МВФ пошел на уступки не во всех фискальных вопросах. Он остался непреклонным в вопросе лишения аграриев льгот по налогу на добавленную стоимость. В результате правительство пообещало до конца сентября подготовить реформу режима уплаты НДС аграриями и привести его нынешнюю преференциальную версию ближе к стандартному режиму, действующему для остальных отраслей. По новым правилам аграрии будут работать уже в 2015 г.
Ограниченная гибкость
Говорить о смягчении монетарных критериев МВФ однозначно нельзя. С одной стороны, были уменьшены требования к международным резервам. Теперь НБУ обязан накопить к новому году золотовалютных запасов на $ 16,2 млрд, а не на $ 19,2 млрд. В фонде это называют способом облегчить давление на курс гривни. По прогнозам МВФ, курс должен составить 12,5 UAH / USD на конец года, а не 10,5 UAH / USD, как закладывалось в апреле. Тем более что потребности Украины в валютных запасах снизились из‑за спада импорта. Новый минимум резервов будет покрывать 2,5 месяца импорта, в то время как прежний покрывал практически столько же — 2,6 месяца.
Но, с другой стороны, уступив в одном, фонд нажал в другом — валютной политике Нацбанка. «В свете рекомендаций сотрудников (МВФ. — «Капитал») прекратить моральное давление на банки и ограничить возможности НБУ вводить санкции (включая отзыв лицензий), Нацбанк согласился, что административные меры необходимо постепенно отменять со скоростью, сопоставимой с макроэкономической и финансовой стабильностью», — говорится в отчете фонда. Речь идет, в частности, об ограничениях на покупку инвалюты физлицами, снятии валютных депозитов и норме, обязывающей банки откладывать гривневые средства на отдельный счет за несколько дней до покупки валюты по клиентским заявкам. Сейчас регулятор работает над соответствующим планом. Также, как говорится в меморандуме, Киев будет «противостоять изменениям законодательства, направленным на расширение возможностей НБУ применять санкции в отношении валютного и денежного рынка».
Кроме того, МВФ ввел требования к валютным интервенциям регулятора на межбанковском рынке. Несмотря на ослабление гривни, в Вашингтоне взяли с НБУ обещание приобрести как минимум $ 1 млрд на межбанке до конца года для наполнения резервов. Также Нацбанк строго ограничит продажу валюты «Нафтогазу» и правительству и не будет продавать валюту местным властям, которые будут приобретать ее на открытом рынке. Более того, согласно договоренностям с МВФ, Министерство финансов должно попытаться договориться со своими кредиторами о пересмотре внутренних долговых гособязательств, деноминированных в инвалюте, предложив новые процентные ставки и сроки погашения.