Как санкции США и ЕС вредят западным нефтегазовым компаниям
Несколько англоязычных изданий освещают проблемы, с которыми столкнулись Exxon Mobil и другие зарубежные компании, работающие в России. Exxon заключила с «Роснефтью» соглашения о 10 совместных предприятиях, но на днях останавливает работу на последнем из них: будет закупорена скважина «Университетская-1». Schlumberger выводит менеджеров-экспатов из России. Есть риск и для Total.
«Exxon обдумывает свой курс после того, как санкции нанесли удар по ее амбициозным планам в России» - так озаглавлена статья в The Financial Times.
«В другие времена или в другом месте нефтегазовое месторождение, открытое Exxon Mobil в Русской Арктике, стало бы поводом для ликования в головном офисе компании в Техасе», - пишут журналисты Эд Крукс и Джек Фарчи. Но сейчас месторождение «Победа» в Карском море останется лишь «дразнящей перспективой».
«Exxon не сможет играть какую-либо роль в освоении месторождения, пока не будут отменены санкции, наложенные США и ЕС на экспорт [в Россию] технологий и услуг, предназначенных для освоения Арктики», - поясняет газета.
В этой ситуации на первый план выходят вопросы к медленному росту и слабым котировкам акций Exxon (по сравнению с некоторыми ведущими конкурентами типа Chevron).
«Россия должна была стать для Exxon следующей мегаобластью [добычи]. А список мегаобластей в мире очень невелик», - отметил аналитик Пол Сэнки.
В 2011-2013 годах Exxon заключила с «Роснефтью» соглашения о 10 совместных предприятиях. Теперь 9 из них приостановлены, работы на еще одном закончатся через несколько дней: нужно надежно закупорить скважину «Университетская-1».
Глава «Роснефти» Игорь Сечин сказал журналистам, что не ищет нового партнера, и добавил, что при необходимости «Роснефть» готова продолжать работы без Exxon.
«Многие топ-менеджеры российских нефтяных компаний считают, что до этого не дойдет, так как ожидают, что западные санкции продержатся относительно недолго», - комментируют авторы статьи.
По словам информированных источников, Exxon уже призывает правительство США смягчить санкции, чтобы следующим летом продолжить бурение в Арктике.
Эксперт Эдвард Чоу считает: «Многое зависит от того, что случится на Украине». «Если цели США не будут достигнуты, очень трудно свернуть санкции», - поясняет он.
Если Чоу прав, то будущее Exxon в России - целиком в руках президента Путина, делает вывод газета.
Некий информированный источник считает, что Exxon играет «вдолгую» - «надеется, что через 20-30 лет эти проблемы отпадут».
По мнению газеты, другие направления долговременного роста компании не столь блестящи, как российские, а для того, чтобы хотя бы сохранять добычу на прежнем уровне, Exxon должна ежегодно запускать аналог двух крупных новых проектов.
«Между тем «Роснефть» упивается возможностью процветать в условиях санкций», - продолжают Эд Крукс и Джек Фарчи. По мнению журналистов, объявляя об обнаружении нефти в Арктике, Сечин явно наслаждался возможностью похвастаться успехом.
Также это была «пиар-победа» для Сечина «в момент, когда российские топ-менеджеры пытаются балансировать между уверениями, что западные санкции на них не сказались, и просьбами о правительственной помощи», - считает издание.
«По некоторым сведениям, компания Schlumberger выводит менеджеров-экспатов из России», - извещает в заголовке Bloomberg. Schlumberger Ltd. - крупнейшая в мире компания, оказывающая услуги по обслуживанию нефтяных месторождений, поясняют журналисты Джейк Рудницки, Джейсон Коркоран и Стивен Бирмен.
«По словам двух информированных источников, в условиях санкций Schlumberger выводит из России сотрудников, которые являются гражданами США или стран ЕС», - говорится в статье. По словам одного из источников, будут отозваны примерно 20 менеджеров высшего и среднего звена.
«Передача технологий может стать проблемой, - написал в электронном письме аналитик Алексей Кокин (UralSib Financial Corp.). - Если Schlumberger и другие сократят свое участие в российском нефтяном секторе, воздействие этого шага на добычу начнет ощущаться, возможно, через несколько месяцев, и в будущем году добыча может сократиться на 1%».
«Россия опирается на метод гидравлического разрыва пласта (фрекинга), чтобы добывать 25% нефти, и замена технологий, разработанных такими компаниями, как Schlumberger, потребует «колоссальных средств», сказал 19 сентября в Сочи Вагит Алекперов, глава «Лукойла», - передает издание.
«Санкции США в отношении России препятствуют устремлениям западных нефтяных компаний в Арктике», - утверждает в заголовке The Washington Times.
Санкции, введенные из-за ситуации в Украине, начинают бить не только по российской экономике, но и по крупным западным компаниям типа Exxon Mobil Corp, которые много инвестировали в поиск и освоение месторождений, пишет журналистка Пэтрис Хилл.
В рамках совместного предприятия с «Роснефтью» Exxon в сентябре открыла в Карском море потенциальное месторождение. Это любимый проект президента Путина.
«Но под дулом министерства финансов США Exxon закрывает скважину. Компании не разрешено участвовать в дальнейшей добыче в этом месте, пока санкции не будут отменены», - говорится в статье. По данным газеты, партнеры потратили в этом месте 700 млн долларов.
Весной и летом западные компании, которые вели бурение в России, умудрялись обойти санкции, ссылаясь на намерения США и Европы не срывать нефте- и газодобычу в России, которая осуществляет необходимые поставки в европейские страны.
Но санкции, обнародованные США 12 сентября, явно были направлены на прекращение геологоразведочных работ.
«Министерство финансов США в особенности сделало упор на том, чтобы приостановить работу предприятия, которое позволяло российским лидерам много хвастаться в период стычки с Обамой и лидерами ЕС», - пишет Хилл.
«Скважина [в Карском море] обнажила лазейку в санкциях, которую жаждали устранить правительства ЕС и США, - говорит аналитик Энтони Рубен. - Они устранили эту лазейку».
Администрация Обамы дала компаниям, которые бурили разведывательные скважины, крайний срок для прекращения работ: 26 сентября. Но Exxon смогла договориться с министерством финансов США о продлении срока, дабы «обеспечить безопасность людей, участвующих в работах, а также [исключить] риск для окружающей среды», цитирует автор заявление компании.
Exxon задавалась вопросом, касаются ли санкции текущих проектов, но в итоге уступила - сочла, что придется, как минимум временно, прекратить работы в Карском море.
«Для Exxon, которая и так не пользуется популярностью в администрации Обамы, это означает публичный «фонарь под глазом» и неудачи для инвесторов», - заметил Рубен, напомнив, что после объявления санкций акции компании подешевели почти на 10%.
И все же Рубен прогнозирует: «Поскольку Европа все еще зависит от российского газа в плане отопления, очень может быть, что к зиме будут какие-то подвижки - и компромиссы, позволяющие сохранить лицо, дабы минимизировать эффект от этих санкций».
Если ЕС и США откажутся от санкций, то политика Exxon и ее главы Тиллерсона оправдается. «В долгосрочной перспективе Exxon, вероятно, больше приобретет от статуса доверенного друга России, чем от кратковременного положения врага администрации Обамы», - рассуждает Рубен.
Санкции также ударили по компании SeaDrill, которая предоставила для бурения в Карском море платформу West Alpha. После обнародования санкций США акции SeaDrill упали на 19%. Под вопросом оказались ее контракты с «Роснефтью» на использование еще двух платформ.
Редактор OilPrice.com Джеймс Стэффорд считает, что следующей пострадает французская Total, которой из-за санкций придется искать «недолларовое финансирование» для ее проекта, связанного со сжиженным газом, на Ямале.
По мнению эксперта, есть риск и для совместного предприятия Total и «Лукойла» в области сланцевой нефти.