Первые 100 дней Гонтаревой. Успехи и провалы
Первые 100 дней работы Валерии Гонтаревой на должности главы НБУ выдались нелегкими. Война на востоке страны, падение экономики, уменьшение бюджетных поступлений и валютной выручки неминуемо сказались на валютном рынке и банковской системе, дефиците государственных финансов и показателях инфляции.
В этой ситуации, похоже, заявления главы регулятора о необходимости внедрения свободного валютного курсообразования и инфляционного таргетирования были поспешными. Участники рынка сходятся во мнении, что на данном этапе альтернативы административным ограничениям просто не существует. Согласился с этим и МВФ. Другое дело, что административные меры имеют ограниченный во времени эффект и со стабилизацией военно-политической и экономической ситуации в стране должны быть постепенно отменены.
Роман Шпек, старший советник Альфа-Банк (Украина), глава совета НАБУ
«Не могу не отметить решительность, которую НБУ проявляет в выводе с рынка неплатежеспособных банков. Резать рынок, нервировать вкладчиков - это очень сложно. Но если не принимать таких решений вовремя, то разовьется гангрена, которая может навредить очень многим здоровым банкам.
Если говорить о монетарной политике, то нужно продолжать переход к инфляционному таргетированию. Это сложная задача, в которой постоянно «что-то будет мешать танцевать». Есть риск, что через год мы можем снова оказаться не готовыми к применению этого современного режима денежно-кредитной политики.
Однако именно в переходе к инфляционному таргетированию и выстраивании эффективной инфраструктуры финансового рынка лежит один из ключей к генеральной задаче снижения стоимости кредитного ресурса в Украине и предотвращения следующих обвалов гривни.
Безусловным приоритетом для Украины является сохранение сотрудничества с МВФ. На мой взгляд, Национальный банк ведет хороший диалог с Фондом и способен переубеждать представителей МВФ в некоторых вопросах. Благодаря этому диалогу, где основную роль играют НБУ и Минфин, Украина не стоит перед проблемой дефолта».
Глава правления банка с иностранными инвестициями
«Безусловным достижением Валерии Гонтаревой на посту главы Нацбанка является начало очистки банковской системы от «балласта» - выведение с рынка более 20 неплатежеспособных или непрозрачных банков. Кроме этого, исходя из заявлений главы НБУ, подготовлена программа кардинальной реформы регулятора, включающая сокращение персонала, непрофильных активов, уменьшение бюрократии и разного рода ненужной отчетности НБУ, которой уже много лет завалены коммерческие банки.
К сожалению, Валерии Гонтаревой не удалось устоять перед натиском общественности и разного рода «псевдоэкспертов», которые требовали от нее командно-административных мер. Эти меры должны были сотворить чудо, остановить падение гривни и сбалансировать рынок по принципу прапорщика, останавливающего локомотив командой «Поезд, Стой! Раз-Два!» без дефицита гривни, без паники населения, которое не может теперь «по-белому» купить валюту и т.д.
Выглядело так, что НБУ какое-то время противостоял давлению и придерживался рыночных принципов регулирования рынка, а затем не устоял и перешел к тотальной командно-административной системе. При этом маятник качнулся слишком далеко в сторону административных мер (ограничение на покупку валюты в 3000 грн в день и т.д.).
Те, кто критиковали Гонтареву за недостаточность административных мер, теперь критикуют ее за чрезмерное «закручивание гаек», непоследовательность в действиях. Эта критика усиливается и будет усиливаться еще больше по мере того, как НБУ будет и дальше бороться с «банками-конвертаторами» и непрозрачностью собственников банков.
НБУ необходимо сохранять спокойствие, не реагировать на «псевдоэкспертов» и двигаться дальше тем же курсом по всем направлениям, кроме административно-командных мер. Их нужно постепенно ослаблять до полного устранения, но не убирать резко - иначе маятник снова качнется слишком далеко. В финансах раскачивание маятника (волатильность) нежелательна».
Тамаш Хак-Ковач, глава правления ОТП Банка
«К позитивным результатам работы Валерии Гонтаревой могу отнести то, что под ее руководством ведомство начало проводить более эффективный банковский надзор, включая устранение с рынка неадекватных игроков.
На это направлены активные действия НБУ по диагностике финансового состояния учреждений с введением кураторов в проблемные банки; стресс-тестирование и т.д. Все это очень непростые, но необходимые шаги. Они встречают определенное противодействие. Но без таких регулятивных мер будущее банковской системы представляется бесперспективным.
Налицо повышение открытости и коммуникационных активностей НБУ. В частности, на сайте НБУ публикуются оперативные информационные сообщения и видеообращения самой Гонтаревой; создана страница в социальной сети facebook. На мой взгляд, это очень ценная черта руководителя НБУ.
В нынешних условиях я вообще не хотел бы критиковать регулятора, поскольку НБУ и его руководителю сейчас приходится работать в чрезвычайно трудных условиях, пытаясь находить компромисс между краткосрочными, долгосрочными целями и эффектами на банковскую систему, финансовыми и политическими факторами, требованиями международных кредиторов и населения.
И все же, стоит отметить неудачи в управлении финансовым рынком. Это касается неэффективности метода ручного управления рынком. Еще со времен советской экономики мы знаем: если в ручном режиме назначить цену, не соответствующую спросу и предложению, - получим дефицит. Этот эффект и продемонстрировал валютный рынок.
В то же время, никто не может дать однозначного рецепта, какой должна быть эффективная монетарная политика. Как минимум, нужно учитывать, что в денежно-кредитной политике существует гипотеза «невозможной троицы», согласно которой из трех факторов - валютного курса, процентных ставок и потоков капитала - власть всегда может контролировать только два.
Какие именно два фактора из трех контролировать - вопрос экономической политики, который должен быть принципиальным решением государственной власти, а не техническим решением регулятора. Кроме того, одной лишь денежно-кредитной политики недостаточно для надлежащего регулирования валютного рынка. Без надлежащей экономической и налогово-бюджетной политики трудно поддерживать любую курсовую стратегию».
Александр Паращий, руководитель аналитического департамента Конкорд Капитал
«Действия Гонтаревой трудно оценивать, поскольку ее назначили как раз накануне масштабных разрушений на Донбассе. Она оказалась в ситуации, когда к пожару не было времени готовиться, а нужно было сразу тушить панику.
К сожалению, это привело к тому, что НБУ перегнул палку с административными мерами и тем самым только усугубил ситуацию. В результате не совсем продуманной валютной политики сегодня мы имеем несколько курсов валют, расцвет черного валютного рынка и не совсем понятные перспективы гривни. В этом контексте, конечно, политика была провальной. Но нужно сделать скидку на этот самый контекст.
Относительно позитивных действий - то они, похоже, только в процессе реализации: планы оптимизации структуры НБУ, создания инфраструктуры валютного рынка, попытки прекратить неконтролируемое рефинансирование банков».
Ярослав Жалило, экс-первый замдиректора Национального института стратегических исследований
«Главное упущение в работе НБУ - слишком медленное осознание необходимости экстраординарных мер в условиях военного времени. Слишком надолго затянулись игры в либеральность валютного рынка. Но на данный момент уже есть договоренность с МВФ о том, что он на некоторое время «закроет глаза» на административные меры НБУ.
К достижениям регулятора стоит отнести оздоровление банковской системы путем вывода неплатежеспособных банков и частичное «прикрытие» спекулятивных операций на валютном рынке.
Хотя излишняя нерешительность НБУ способствует раскачиванию курса. Не берусь утверждать, но это вызывает подозрения в том, что курсовые качели используются какими-то силами для получения дополнительной прибыли».
Казначей крупнейшего банка
«В свое время Гонтарева поспешила с заявлениями относительно необходимости внедрения инфляционного таргетирования и свободного курсообразования. Было ясно, что до этого еще очень далеко. Но она, судя по всему, поняла свою ошибку.
Уверен, на данном этапе административные ограничения на валютном рынке оправданы. Но со временем административные тиски надо постепенно ослаблять.
Что касается кандидатуры Валерии Гонтаревой на должности главы НБУ - думаю, в той ситуации, в которой ей приходится работать, любой другой не лучше справился бы с работой. Что бы ты ни делал - будет не идеально. Сваливать на нее всю вину за ситуацию в банковской системе и на валютном рынке нельзя. В этом есть доля ответственности всех органов власти.
И еще. Я бы на месте Валерии Алексеевны не делал уничижительных заявлений по поводу сотрудников Нацбанка. Я просто уверен, что в НБУ много нормальных, достойных специалистов».