Кредиторы рискуют никогда не увидеть более половины выданных ими средств
Кредитный портфель финучреждений в прошлом месяце похудел на 34 млрд грн — до 987 млрд грн, сообщает Нацбанк. При этом уровень просроченной задолженности с начала года постоянно растет. Согласно последним официальным данным НБУ, на 1 сентября она составляла 11,2 %, тогда как на начало года — всего 7,7 %.
Замкнутый круг
В то же время официальная статистика не отражает действительности, уверяют эксперты. «Плохих активов, которые уже, по сути, можно приравнивать к невозвратам, сейчас в системе около 50 %», — заявил экс-заместитель председателя НБУ Сергей Яременко. Об этом в частных беседах говорят и сами банкиры.
Рост просроченной задолженности вызван в первую очередь ухудшением экономической и политической ситуации в стране, а также девальвацией гривни. «Нарушение финансовых потоков сопровождается массой банкротств предприятий. Также в нынешних условиях банки прекращают кредитовать. Это еще больше ухудшает положение заемщиков, которым необходимо бесперебойное поступление средств. В результате они и перестают отдавать средства», — подчеркнул Яременко.
Сами банкиры сетуют на плохую защищенность их прав как кредиторов. К примеру, мораторий на взыскание ипотечных кредитов не способствует выравниванию ликвидности в отечественной финансовой системе, утверждает председатель совета директоров Дельта Банка Елена Попова. «Когда мы принимали решение о покупке кредитных активов, вариант моратория не рассматривался. Теперь же, на фоне всех объективных трудностей в экономике и банковском секторе, перед нами встает еще один большой вопрос», — говорит Попова. По ее данным, на финальной стадии — на уровне описи имущества, оценки и готовности к продаже — Дельта Банк имеет более 10 тыс. сделок на общую сумму 2,5 млрд грн. «Эти иски мы готовили два-три года. Это тот ресурс, на который мы в том числе рассчитывали, составляя планы по ликвидности. К сожалению, одним голосованием парламентариев вся эта работа была перечеркнута», — подчеркнула Попова.
Добиться погашения кредита через взыскание задолженности недобросовестных клиентов — крайне долгая и дорогая процедура, указывает Попова. По ее мнению, проблема в том, что среди крупных заемщиков много госчиновников и депутатов. «Лоббисты пытаются повлиять на принятие законов и решений, которые не способствуют взысканию либо усложняют процесс в частном порядке», — добавила она.
Но старший партнер адвокатской компании «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец считает, что кредитор на сегодняшний день полностью защищен, а мораторий на изъятие жилья физлиц за нарушение выплат по ипотеке не может сильно влиять на банковскую систему или стать причиной неплатежеспособности банка.
В поиске защиты
Впрочем, банкиры полагают, что необходимо законодательно усилить защиту прав кредиторов. «В противном случае у нас не будет здоровой банковской системы и никто не захочет вкладывать деньги в кредиты страны без защиты прав кредиторов. Никакого капитала не хватит, если погашение или непогашение займов будет зависеть только от воли должника. Любая банковская система нуждается в неукоснительном соблюдении правил», — говорит председатель правления Укрсоцбанка (UniCredit Bank) Грациано Камели.
Действительно, с невозвратами кредитов сейчас проблемы, заемщики уходят в банкротства и даже обеспеченные требования банков не удовлетворяются из‑за махинаций с оценкой и продажей залогового имущества, соглашается партнер юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры» Максим Копейчиков. «Надеюсь, законопроект о защите прав кредиторов, анонсированный НБУ, будет направлен на упрощение взыскания», — добавил он.
Регулятор обещает направить соответствующий законопроект на рассмотрение народным депутатам уже в ноябре.