Газовый кризис: за счет чего будем экономить

В согласованном тексте Коалиционного соглашения одной из задач определено принятие до 2020 года Национального плана действий по энергоэффективности.

26 ноября, подводя итоги работы правительства, Арсений Яценюк сообщил, что благодаря серии мер Украине в текущем году удалось сократить потребление газа на 20% по сравнению с прошлым годом. К сожалению, меры эти в основном ограничительные, не имеющие отношения к энергоэффективности, т.е. многим потребителям просто меньше выделили газа.

Каковы причины растущего интереса к энергоэффективности? Во-первых, подорожание энергоносителей. В принципе, одного этого было бы достаточно. Но есть также и другие основания: грядущая либерализация энергетических рынков, необходимость повышения конкурентоспособности украинских товаров и повышения производительности труда в стране.

Правило экономики (или все-таки социальной психологии?) гласит, что низкая цена на сырье (ресурс) провоцирует его нерациональное потребление.

С мая текущего года цена на газ для основной категории домохозяйств составляет 1,182 грн за 1 куб. м. Но расчеты показывают, что при цене импортного газа около $370 за 1 тыс. куб. м, с учетом затрат на распространение, цена для бытовых потребителей должна составлять не менее 4,5 грн за 1 куб. м (хотя власть утверждает, что для бытовых нужд используется газ местной добычи). Эксперты говорят также, что экономически обоснованная цена на электроэнергию для населения должна быть на 75% выше нынешней.

Возможно, цифры требуемого повышения завышены, но бесспорно то, что практика субсидирования тарифов в условиях рыночной экономики порочна, лучше ее – адресная помощь тем, кто в ней нуждается.

Понятно и то, что просто из-за повышения цены потребители часто не могут значительно снизить потребление энергии без угрозы их жизнедеятельности. Необходимо предпринять меры, направленные на то, чтобы условия этой жизнедеятельности требовали меньшего объема энергии. То есть возвращаемся к той же энергоэфективности.

 Из чего складывается эффективность

О каком плане идет речь в Коалиционном соглашении? Скорее всего, о том, работа над которым ведется довольно давно, по крайней мере, в апреле этого года в СМИ сообщалось, что «эксперты, которые в течение несколько месяцев оценивали Национальный план действий по энергоэффективности в рамках проекта «Украинское устойчивое энергетическое будущее – вызовы и возможности», пришли к выводу, что цены на энергоносители должны быть рыночными, иначе люди никогда не будут внедрять меры по экономии энергопотребления». Что и говорить, «глубокий» вывод по результатам работы, продолжавшейся несколько (!) месяцев…

Целью же реализации плана называлось уменьшение конечного потребления энергии на 9% к 2020 году. Главными механизмами достижения ожидаемого уровня снижения потребления энергии назывались потребительская информация (маркировка продукции, энергетические паспорта зданий и т.п.) и обязательные требования к потреблению энергии конечными продуктами.

Хочется верить, что план, который все же будет принят, станет напряженным, но реалистичным, содержащим эффективные механизмы исполнения и указывающим на источники финансирования работ.

Происходящая сейчас самостоятельная модернизация жилья украинцами хороша как пример их социальной самостоятельности, но это не решение проблем даже их жилья, т.к. кроме утепления стен и замены окон нужно еще модернизировать коммуникации и систему отопления, а также уговорить соседей также утеплить свои стены.

Даже на этом простом примере видно, что работы по энергоэффективности всегда комплексные и довольно затратные (актуальных цифр нет, но в 2013 году Минрегионстроя утверждал, что для повышения энергоэффективности жилищно-коммунального комплекса в Украине необходимо около 28 млрд грн.).

Но не стоит забывать, что расходы на повышение энергоэффективности зданий, по своей экономической сути – это не затраты, а инвестиции, цель которых состоит в снижении эксплуатационных расходов, улучшении микроклимата в помещениях, увеличении срока эксплуатации здания и повышении его стоимости на рынке недвижимости.

Во многих странах работы по повышению энергоэффективности различных объектов частично финансируются в той или иной форме из государственного и местных бюджетов. Также применяются лизинговые схемы приобретения энергоэффективного оборудования и приборов учета энергии.

Установка прибора учета тепловой энергии сразу приводит к существенному снижению потребления энергии, и не только потому, что начинают экономить, а потому, что реальное потребление часто оказывается ниже нормативного (в случает с бытовым газом на этом еще недавно хорошо зарабатывали «допущенные» компании, да сейчас, наверное, зарабатывают).

В масштабах страны огромные потери энергии происходят в распределительных сетях. По данным Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению (Госэнергоэффективности), в системе ЖКХ при транспортировке воды теряется 30%, а потери тепла достигают 17%. В Европе эти показатели на уровне 3-5%.

Но следует помнить, что меры по повышению энергоэффективности не всегда являются однозначными. Например, высокая цена энергосберегающих ламп в сочетании с их реальным сроком эксплуатации не всегда оправдывают затраты на их приобретение. Но хуже то, что эти содержащие опасные для здоровья человека вещества лампы требуют специальных и довольно строгих процедур по их утилизации, которые на практике часто отсутствуют..

Цели и задачи энергоаудита

Любую работу по изменению чего-либо нельзя начинать без четкого понимания того, что собрались изменять. Применительно к энергоэффективности объектов это означает, что сначала должен быть проведен энергетический аудит объекта. В общем случае он дает ответы на следующие вопросы:

- где и по какой причине на объекте неэффективно расходуется энергия (тепло, вода, свет)?

- насколько эти потери критичны сейчас и в ближайшей перспективе?

- что можно сделать для повышения энергоэффективности?

- какова ориентировочная стоимость этих мероприятий?

- каковы приоритеты мероприятий в случае неполного финансирования проекта?

Поскольку по результатам любого аудита принимаются серьезные бизнес-решения, лучше, если им будут заниматься ответственные исполнители. Одним из подтверждений их ответственности является государственная аттестация. Список аттестованных энергоаудиторов можно найти на сайте Госэнергоэффективности.

Часто энергоаудитор выступает также проектантом и генподрядчиком. Такая схема юридически неоднозначна – например, в финансовой сфере запрещено совмещение аудиторской и иной деятельности. Поэтому в Дании, в частности, запрещено участие энергоаудитора в реализации проекта, за исключением инспекции и оценки эффективности.

В Украине такого запрета нет. А в пользу совмещения функций говорит то, что при этом могут достигаться такие преимущества, как: сокращение времени и затрат на подготовку проекта и его реализацию; наличие ответственности аудитора за результаты реализации проекта.

Представление о стоимости аудита дают данные, приведенные в таблице (источник: Ассоциации энергоаудиторов). Затраты существенные. Но если нужен отчет только для выполнения предписания вышестоящих инстанций (для «галочки»), с перечнем теоретически возможных мероприятий и прогнозируемых с «потолка» эффектов, то он будет стоить в разы дешевле. Однако не нужно забывать, что такой энергоаудит не является практический полезным.

 Четыре вопроса одному из потенциальных аудиторов

Евгений Бушма, коммерческий директор «Киевэнерго».

- Ваша компания относительно недавно решила начать предоставлять услуги по энергоаудиту. Почему это было сделано именно в это время?

- Да, мы начнем это делать с декабря. Этот сервис является нашей реакцией на растущую потребность украинцев в энергосбережении. Нехватка энергоресурсов – одна из наиболее острых и проблем, с которой столкнулась страна из-за дефицита газа и военных действий, препятствующих обеспечению энергосистемы достаточными объемами угля.

Мероприятия по энергосбережению позволят сократить потребление тепловой и электрической энергии. Кроме того, мы заинтересованы в платежеспособности своих клиентов. А предлагаемые мероприятия помогут значительно уменьшить их затраты при оплате счетов за холодную и горячую воду, газ, отопление и электричество.

- Кроме вас, аттестованными в Госэнергоэффективности энергоаудиторами в стране являются еще 115 компаний. На что вы рассчитываете, выйдя на этот рынок со своим предложением?

- Прежде всего, на профессионализм команды. Сертифицированные специалисты при помощи специального оборудования и программного обеспечения определят текущий уровень потребления энергоресурсов на объекте, дадут ответ на вопрос, что нужно сделать, чтобы снизить потребление энергоресурсов, а также предоставят рекомендации, как можно организовать реализацию предложенных мероприятий, как составить бизнес-план для инвестора, как организовать процесс реализации проекта и т.д.

Хочу отметить, что мы не планируем выполнение строительных и монтажных работ, а предоставляем клиенту техническое сопровождение проекта, основой которого является отчет по энергоаудиту. Такую услугу мы готовы предоставлять на территории всей Украины, а не только в Киеве.

- От чего зависит длительность энергоаудита и его стоимость?

- Главным образом, от типа объекта и полноты предоставленной клиентом информации о нем. Также стоит учитывать количество зданий и сооружений, которые находятся в работе.

- На ваш взгляд, каковы главные барьеры на пути повышения энергоэффективности объектов в Украине?

- Отсутствие масштабной государственной поддержки, направленной на поиск источников финансирования для реализации энергоэффективных мероприятий (в том числе в виде привлечения кредитов, грантов и т.д.).

Скептическое отношение значительной части населения к необходимости собственными силами модернизировать свое жилье. К сожалению, государственный и местные бюджеты не в состоянии профинансировать капитальные ремонты в жилом секторе. Существует слишком большой отрыв между требуемым объемом финансирования для устаревшего на 80% жилого фонда и возможностями государственных программ.

Скептическое отношение клиентов к привлечению финансирования, что связано с опасениями безуспешности этого процесса в Украине. Но на самом деле, на сегодняшний день часть банков готовы кредитовать ЖЭО под данные цели, и примеры этого уже есть.

Отсутствие или затягивание с принятием соответствующих Законов Украины, которые могли бы открыть зеленый свет для энергосервисных контрактов и привлечь инвестиции.

Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Сегодня
Поделиться в Facebook
Последние новости