Почему экономика Украины не может расти, как в Китае

В последние десятилетия развивающимся странам во главе с Китаем удается в несколько раз превосходить признанных лидеров мировой экономики по темпам роста. Например, по оценкам МВФ, с 2004 года ВВП КНР в постоянных ценах увеличился в пять раз – с $1,9 млрд до $10,3 млрд в 2014 году. Объем экономики США за тот же период увеличился менее чем наполовину – с $12,3 млрд до $17,4 млрд.

Международные организации, включая МВФ, относят Украину наряду с Китаем к категории развивающихся стран. Почему темпы роста наших экономик отличаются столь разительно и нужно ли сокращать этот разрыв?

Сверхвысокие темпы прогресса развивающихся стран связаны с тем, что возможностей для роста «старых» экономик объективно меньше, чем для относительно «новых». Производительность труда в таких странах, как Китай, Индия или Индонезия, еще до недавнего времени находилась на очень низком уровне. Внедрение  современных технологий, даже если те просто завезены из Европы или США, автоматически дает существенный прирост ВВП.

Еще одна особенность состоит в том, что большая часть их огромного населения (к примеру, в Китае – 1,4 млрд человек) все еще проживает в селах. Так, в Китае село можно считать маленьким, если в нем живет менее 3 млн человек. В развивающихся странах идет процесс повышения уровня урбанизации, пик которого в развитых экономиках уже пройден.

Главное последствие урбанизации – развитие городов,  муниципальной инфраструктуры. Это само по себе дает достаточно значительное повышение ВВП, так как появляется необходимость создавать огромное количество продуктов, связанных с функционированием и появлением новых городов.

Поскольку тренд урбанизации останется существенным еще, как минимум, 10-20 лет, он будет генерировать рост экономики стран, в которых этот процесс происходит активно. Наиболее ярко данная тенденция выражена в Китае, потенциал которого на самом деле кроется не столько в экспортных возможностях, сколько во внутреннем рынке.

У Украины в плане драйверов роста совсем другая история. Логика и возможности ее развития отличаются от китайских. У нас также очень много людей проживает в селах, что создает предпосылки для урбанизации. Однако еще со времен Советского Союза Украина считается относительно развитой страной с точки зрения инфраструктуры. Делая ставку лишь на ее развитие, экономический рост нам не обеспечить.

Также у нас намного острее стоит вопрос старения населения. Китай тоже столкнется с этой проблемой – политикой «одна семья – один ребенок» закладываются невероятные проблемы в будущем, когда количество людей преклонного возраста станет критическим.

Вне зависимости от того, кто будет заниматься этим – государство или семья – пенсионеров придется как-то содержать. Но для них это проблема не сегодняшнего дня – она встанет в 30-40-х годах XXI столетия. А для Украины она уже актуальна.

Нашей стране необходимо предпринимать шаги, связанные с проведением либеральных реформ. Развивающимся странам нашего типа нужна не социализация и увеличение госрасходов, а сокращение доли госсобственности. Учитывая уровень производительности труда, конкуренция на таких рынках может возникать, когда социальные издержки будут как можно меньшими, оставаясь на уровне лишь наиболее необходимых.

В своей книге «Путь к благосостоянию» бывший канцлер Германии Людвиг Эрхард приводит показательный пример. Когда в 1949 году он стал министром экономики, социалисты запугивали состоянием экономики, при котором на каждого человека производится одна рубашка в пять лет. Дескать, без системы жесткого регулирования доходов ничего не получится – и в противном случае все будут бедняками.

Но когда реформы начали проводиться, а бизнес получил возможности для развития, достаточно было одного-двух лет, чтобы вообще забыть о таких проблемах.

Очень важно также понимать, что показатель ВВП не тождественен понятию национального дохода. Если экономика вырастает на ту же величину, что и расходы, связанные с повышением ВВП, это ничего не изменит. Поэтому не следует ориентироваться на этот показатель при планировании развития.

Я как экономист очень осторожно отношусь к цифрам. Каждая из них имеет свою подоплеку, и могут быть различные обоснования, почему она именно такая. Задача не состоит в том, чтобы догнать и перегнать кого-либо. Это принцип работы Советского Союза, мы уже проходили это. Главное – создать предпосылки для роста, а каким будет его темп, зависит от множества внешних факторов.

В свое время позиции России на мировом рынке нефти пошатнулась вследствие начала «сланцевого бума» в США. В 2011 году ситуацию на мировом энергетическом рынке серьезно изменили авария на Фукусимской АЭС и отказ Германии от ядерной энергетики.

Все это предусматривает новую парадигму экономического развития, использования технологий. Если же направление движения правильное – оно приведет куда нужно, а темпы роста ВВП приложатся.

Экономист Борис Кушнирук

Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Forbes.ua
Поделиться в Facebook
Последние новости