Пенсионный Левиафан
Украинские госфинансы в глубоком кризисе - страна является банкротом, финансирующим госбюджет за счет кредитов МВФ и печатания денег. Причина кризиса - огромные масштабы госрасходов, занимающих, как для относительно слаборазвитой страны, неадекватно большую долю в экономике (почти 60% от ВВП в 2014 году, с учетом внебюджетных расходов).
Необходимость финансировать огромные расходы приводит к очень сильному налоговому давлению на бизнес, не позволяющему стране развиваться и удерживающему ее в бедном и отсталом состоянии. Однако, в последние годы даже «гестаповской» налоговой системы недостаточно для финансирования разросшихся без меры бюджетных и внебюджетных государственных расходов.
Основные из них - субсидирование потребления газа населением (оплачиваемое путем эмиссии денег, которая привела к обвалу валютного курса с 12 до 18 гривен за доллар) и расходы на пенсии.
По соотношению расходов на пенсии к размеру экономики Украина значительно опережает все развитые страны, а также своих соседей по Восточной Европе (включая Россию и Беларусь).
Уровень пенсионных расходов в 2013 году в Украине превысил 17% от ВВП. Средний показатель по Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят все основные развитые страны мира, - менее 8%.
Чемпион среди развитых стран - Италия, имеющая большие проблемы с государственными финансами - тратит на пенсии чуть более 13% от ВВП. Восточноевропейские соседи Украины тратят, в среднем, 7-10% от ВВП, Беларусь и РФ - 9-10% от ВВП.
Учитывая тот факт, что все остальные страны мира не обладают развитыми пенсионными системами, можно утверждать, что Украина тратит на пенсии больше всех в мире. Более того, поскольку в более ранние периоды мировой истории пенсионные расходы в принципе не были такими щедрыми, как сейчас, украинская пенсионная система, по видимому, является наиболее затратной в истории человечества!
Между тем, так было не всегда. В 2000-м году пенсионные расходы в Украине составляли вполне нормальные 8% от ВВП, причем и в предшествующие годы во второй половине 90-х этот показатель колебался в пределах 8-10% от ВВП.
К сожалению, данная норма была грубо нарушена по политическим причинам - бывшему тогда премьером Виктору Януковичу необходимо было выиграть выборы. Будучи, мягко говоря, не слишком ответственным политиком, Янукович решил воспользоваться традиционным инструментом наращивания популярности среди избирателей - социальным популизмом - и резко повысил пенсионные обязательства, не беспокоясь о том, есть ли у страны на это деньги.
В результате, к 2005 году доля пенсий в ВВП выросла почти в полтора раза - до самого высокого в мире уровня в 15% от ВВП, причем 4% от ВВП составил внезапно образовавшийся и покрытый за счет госбюджета дефицит Пенсионного фонда (фактически, обанкроченного).
В развращенной социальным популизмом политической атмосфере 2000-х сил, способных вернуть уровень пенсионных расходов к норме, в Украине не оказалось, хотя дефицит Пенсионного фонда удалось несколько сократить (но не ликвидировать).
Ситуацию усугубил кризис 2008-2009 годов, обваливший ВВП, в результате чего доля в нем не снизившихся пенсионных обязательств возросла до невиданных доселе 18% от ВВП.
Фактически, именно растущие, как раковая опухоль, пенсионные расходы, привели к столь огромной доле государственных расходов в экономике Украины. Доля в ВВП расходов государственного и местных бюджетов с 2000 года практически не изменилась.
Мало того, демографические тенденции, которые прогнозирует для Украины ООН, - рост соотношения стариков к гражданам работоспособного возраста на 20% в 2015-2020 и на 50% в 2015-2030 годах - не оставляют никаких шансов на самостоятельное исправление тенденции к разрастанию пенсионных расходов. К 2020 году они, теоретически, должны достигнуть 20% от ВВП.
На практике, впрочем, до этого вряд ли дойдет - какого-либо запаса прочности у украинского бюджета нет и дальнейший рост пенсионных расходов просто приведет к дефолту и невыплатам пенсий.
Несправедливая система
При этом, поставившая Украину на грань дефолта пенсионная система вовсе не является эталоном социальной справедливости. 70% пенсионеров получают в ней, с учетом всех надбавок и доплат, меньше, чем средний уровень обычной пенсии по возрасту (1371,75 грн по состоянию на 01.01.2014).
В то же время, в стране действует система специальных пенсий, а также надбавок, доплат и тому подобных выплат, создающая целое нагромождение разнообразных избранных категорий пенсионеров. Причем, пенсии наиболее привелегированных из них – прокуроров, судей, народных депутатов, членов Кабмина – превышают уровень средней пенсии по возрасту в 5-11 раз.
По сути, для 70% пенсионеров было бы выгоднее, если бы государство вообще отказалось от действующей солидарной пенсионной системы и перешло к системе одинаковой для всех граждан пожилого возраста социальной поддержки размером в нынешнюю среднюю пенсию по возрасту.
Специальные пенсии и надбавки, при этом, могли бы вообще быть упразднены, что резко снизило бы нагрузку пенсионной системы на экономику (более чем на 4% от ВВП). Размер социальной поддержки можно было бы даже увеличить, если оказывать ее только тем, кто реально в ней нуждается.