Бюджет-2015: социальные сокращения и отсутствие точек роста экономики
Верховная Рада приступила к официальному рассмотрению госбюджета на 2015 год. Презентовала документ министр финансов Наталья Яресько – весь Кабмин во главе с премьером, прибыв в парламент, обеспечивали группу поддержки. Яресько подчеркнула, что этот документ зиждется на изменениях в Налоговый и Бюджетный кодексы, поэтому голосовать за них нужно синхронно. Всего в бюджетном пакете 44 законопроекта.
«Бюджет содержит первые ростки децентрализации», – сказала глава Минфина. Согласно проекту, в местные бюджеты будут поступать платежи от ряда налогов, в частности, 80% экологического налога, 10% налога на прибыль, доход от админулуг. Это генерирует дополнительный ресурс в 22 млрд гривен. В то же время, правительство хочет изменить структуру распределения налога на доходы физических лиц.
Реформа Налогового кодекса предусматривает сокращение числа налогов с 22 до 9, легализацию азартных игр, налогообложение автомобилей с объемом двигателя от 3 литров.
В рамках борьбы с офшорами Украина денонсирует соглашение с Кипром.
Если надо что-то профинансировать, и вы найдете доходы – мы будем вам благодарны и в процессе работы над законом о государственном бюджете это учтем
Арсений Яценюк, премьер-министр
В бюджете заложен курс доллара в 17 гривен. «Мы использовали средний курс, консенсусный, от ведущих аналитиков. От НБУ мы прогноз курса не получили», – поясняет Яресько. Основные статьи расходов – выплата долгов по внешним и внутренним займам и оборонные нужды (около 90 млрд гривен).
Если министр финансов имела целью сплотить депутатов, то это ей удалось. Правда, объединило их не желание согласовать проект. «Мы голосовать за бюджет не будем!», – заявил Forbes замглавы «Оппозиционного блока» Сергей Левочкин.
«Этот бюджет – страшное разочарование», – характеризует проект депутат «Батьківщини» Александра Кужель. «Голосовать за этот проект будем только через мой труп», – пообещал лидер Раликальной партии Олег Ляшко.
«Это что вообще такое было? Такой фундаментальный документ так приниматься не может», – сказал депутат от БПП, бывший министр финансов Виктор Пинзеник. Не дают гарантий, что проголосуют за принятие бюджета, и в «Объединении «Самопоміч».
Что не устроило депутатов?
Ночной бюджет
«Техническая» претензия, которую выдвигали правительству депутаты – недостаточное время на изучение документа. «Это был «ночной» бюджет, который все увидели только утром», – нарекает замглавы фракции «Оппозиционный блок» Александр Вилкул.
Впрочем, сами парламентарии признавали, что такая ситуация возникает чуть ли не каждый год и критиковали сорванные делайны больше для проформы.
Среди претензий к содержанию – то, что документ не закладывает основ для экономического роста и не решает главных вопросов, стоящих сейчас перед государством.
«В первую очередь – это восстановление и развитие инфраструктуры, инвестиционного климата, производства, всех отраслей промышленности, которые создают рабочие места, – перечисляет Сергей Левочкин. – Увеличивается внешний долг, становясь выше критического показателя в 60% ВВП. Это проблема, которую придется решать не одному поколению украинцев». «Это бюджет социальных сокращений, а поддержка реального сектора экономики осталась в стороне», – говорит и Юрий Бойко.
Александра Кужель называет десятидневный переговорный процесс по бюджету «имитацией» – ведь многие принципиальные рекомендации нардепов в итоговом документе отражения не нашли.
«Там нет реформ. Единый налог вы не уменьшили, а единый социальной взнос, который является страшнейшей нагрузкой, вы не тронули. Мы сразу предложили – доходную часть нужно начать с богатых», – напоминает она.
Планируемая денонсация отношений с Кипром также вряд ли будет иметь решающие влияние на экономические отношения – страна уже несколько лет не занимает первых строчек в перечне используемых украинскими компаниями офшоров.
«За 9 месяцев 2014 года 49% прошло через Швейцарию, 136 млрд. Российская федерация – 83 млрд. Кипр – это 12 млрд», – перечислил Юрий Бойко, характеризуя инициативу КабМина как очередную «пиар-акцию».
Столь же сомнительными выглядят и заложенные цифры дефицита. Вместо «65 млрд гривен» следует читать «почти 200 млрд или 15% ВВП», уверен Виктор Пинзеник.
«В Украине нельзя рассчитывать дефицит как доходы минус расходы, – поясняет он коллегам. – Например, в дополнениях вы найдете еще статьи финансирования – и 110 млрд гривен «Нафтогазу», и 10 млрд на Фонд гарантирования вкладов, и 11 млрд на рекапитализацию банков. Что это, если не дефицит?».
Доходы государственного бюджета на 2015 год Кабмин планирует установить на уровне 475,2 млрд грн. «Цифры доходов нереальны! Как можно получить прирост в 160 млрд?», – недоумевает Виктор Пинзеник, подчеркивая, что такой рост не согласуется даже с заложенными в том же документе скоромными показателями экономического роста (падение ВВП на 4,3%, инфляция – 13,1%).
Арсений Яценюк с места парировал, что одного только трехкратного увеличения ренты за добычу достаточно, чтобы обеспечить ощутимый рост поступлений.
«От приватизации можно получить ноль. Формально нарисовали 17 млрд. Я могу гарантировать, что их не будет. Если случайно от приватизации получим миллиард или два, будет очень хорошо», – говорит член комитета по экономике и финансам Павел Ризаненко.
Формальная децентрализация
Проект госбюджета разошелся с ожиданиями и в части децентрализации. «Согласно госбюджету, расходы наоборот концентрируются в руках центрального правительства и не делегируются на места», – говорит Сергей Левочкин.
Об отсутствии концепции бюджетной децентрализации говорит и представитель «Блока Петра Порошенко» Павел Ризаненко.
«К сожалению, я не увидел децентрализации в проекте бюджета, я видел наоборот централизацию», – говорит политик. – Некоторые налоги якобы передали на места, но нужно четко понимать – налоги остались общегосударственными, их передают на выполнение делегированных полномочий». Де-факто это означает, что в самих принципах – «где чьи полномочия, и где чьи деньги» ничего в положительную сторону не изменилось.
Налог с доходов физических лиц, налог на прибыль, акциз – все это осталось общегосударственными налогами. Местные советы будут тратить их не по своему усмотрению, а исключительно на те функции, которые им делегировали.
«Изменение механизма расчета между местными бюджетами и госбюджетом, не является децентрализацией. Никаких полномочий местным советам не отдали, – образование, медицина, как были государственными функциями, которые финансировались через местные бюджеты, так и остались», – констатирует Ризаненко.
Лидер фракции «Объединение «Самопоміч» Олег Березюк принципиальным условием для голосования за проект называет соответствие принципам, которые декларирует его политсила.
«Бюджетная наполняемость должна быть из источников, которые ранее были неприкосновенными. К ним относится трансфертное ценообразование, то есть легальное наполнение бюджета из так называемых олигархических источников», – считает он.
Сюда же политик относит и соответствующую акцизную политику. По его мнению, нагрузка должна быть увеличена. «Украина превращается в страну, где лучше всего чувствуют себя производители подакцизных товаров. На западе это запрещают, все монополисты приезжают в Украину, прекрасно живут и еще рассказывают, что это правильно», – отмечает Березюк.
Нет безоговорочного одобрения и в приоритетах расходования средств – в частности, депутаты не нашли ресурса для достраивания корпуса в детской больнице «Охматдет» (приблизительная смета – 500 млн) при бюджете МВД в 32,5 млрд гривен.
«Если надо что-то профинансировать и вы найдете доходы – мы будем вам благодарны и в процессе работы над законом о государственном бюджете это учтем», – предложил выход Арсений Яценюк.
Означает ли это, что проект, вызывавший столько нареканий, будет провален? Практика украинского законотворчества последних месяцев показывает, что наличие всеобщего одобрения не обязательно. 253-мя голосами депутаты включили в повестку дня сессии законопроекты из бюджетного пакета.
Первое и второе чтения запланированы на четверг и воскресенье, а 30 декабря нардепы рассчитывают принять бюджет. «Началось экспертное обсуждение, в среду проект бюджета будут рассматривать комитеты, и будет принято решение – какие нормы мы поддерживаем, а какие нет», – говорит Андрей Иванчук, глава комитета по вопросам экономической политики.
Арсений Яценюк дал понять парламентариям, что единолично нести ответственность за непопулярный документ Кабмин не собирается, и ее должна разделить с ним и Верховная Рада. «Что одних снесут, а другие отсидятся – так не будет», – сказал он.