Словацкий рецепт реформ для Украины
Словакия - страна с открытой экономикой и 5,4 млн населения, самая маленькая из стран Вышеградской четверки, 91,3% нашего ВВП произведено в частном секторе. Образованная после распада Чехословакии в 1993 году, наша страна очень пострадала от популистской политики тогдашней власти без опыта управления, и привела к тому, что в середине 90-х Словакия стала единственной страной «четверки», которой отказали во вступлении в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а в 1997 ЕС отложил рассмотрение нас как потенциального члена Союза.
Новая Словакия: история реформ
Первые годы независимости были сложными: эти годы псевдодемократии и непрофессионального управления страной привели страну к международной изоляции. Экономическая ситуация также не была благоприятной: дефицит платежного баланса достигал 9%, дефицит государственных финансов - 6%.
Страна погрязла в коррупции: в процессе приватизации предприятия отходили преимущественно к связанным с правительством предпринимателям. Да и переход к рыночной экономике не был полноценным: штаты были раздутыми даже на приватизированных предприятиях.
Реформы правительства Миколаша Дзуринды в 1998-2006 вывели Словакию в лидеры региона, Дзуринду переизбрали вопреки расхожему мнению, что реформаторов не любят. Приоритетом правительства в экономической сфере стала реструктуризация и приватизация банковского сектора.
Три крупнейших государственных банка были близки к банкротству в конце 90-х, но благодаря удачной реструктуризации долгов в «плохие банки» зашли австрийские, немецкие, итальянские инвесторы.
Кроме того, иностранные инвесторы также привлекали средства в другие стратегические отрасли: телекоммуникации, энергораспределяющие компании, газовые, электроэнергетические.
Налоговая реформа стала одной из самых резонансных словацких реформ, нашей «визиткой», конкурентный бизнес очень позитивно воспринял эти изменения. Налоговая реформа была основана на пяти ключевых элементах: единой 19%-ной ставке налогообложения (до этого для физлиц действовало пять разных ставок от 10 до 38% и 25% для юрлиц), НДС на уровне 19% (до реформы - 14% и 20%), ликвидации ряда налогов (на наследство, операции с недвижимостью) и ликвидации почти всех исключений, специальных ставок и режимов.
Даже для реформированной Словакии проблемой стало неравномерное распределение инвестиций: западные регионы страны все еще уступают в развитии восточным, где уровень безработицы выше.
К сожалению, нынешняя власть не поддержала курс на реформы, и это главная причина того, что региональные диспропорции сохраняются. И я считаю, что вступление Украины в ЕС станет одним из стимулов преодоления этих диспропорций для нас. Это значительно поможет восточной части Словакии, которая остается менее развитой. То же случилось в Австрии после того, как Словакия стала членом ЕС.
Реформы для Украины: здесь и сейчас
У Украины нет другого выбора, кроме как проводить реформы как можно быстрее. Опыт Украины продемонстрировал, что 25 лет частичных и неполных реформ - еще хуже, чем их отсутствие.
Это значит, что сегодня реформы должны быть комплексными, радикальными. Только энергичное и немедленное реформирование может поломать негативные тенденции в экономике.
Украина сейчас в более сложной ситуации, чем Словакия была на пороге изменений, но это не значит, что можно отстрочить реформы, даже наоборот. Но в позициях наших стран есть и общие моменты. Словакии в то время отказали в интеграции в ЕС и НАТО, а Мадлен Олбрайт даже назвала Словакию «Черной дырой Европы».
Экономическая ситуация была очень плохой: почти не было иностранных инвестиций на фоне высокого уровня коррупции, огромного макроэкономического дисбаланса, предбанкротном состоянии государственных банков. Именно в этой ситуации политические изменения открыли путь к реформам и интеграции.
На протяжении двух правительств Дзуринды Словакия стала одной из самых успешных стран с переходной экономикой. К примеру, на протяжении 2004-2008 гг. ВВП Словакии на душу населения на 16% приблизился к среднему по ЕС, а в Венгрии, Чехии, Польше этот показатель был на порядок ниже (1%, 3% и 5% соответственно). Это лучшая иллюстрация эффективности реформ.
Еще одна схожесть - Словакия должна была строить институции, необходимые для независимости государства. Точно так, как и сейчас Украина.
Реформы нужны немедленно или же отсрочка будет иметь очень серьезные последствия для страны. Но я надеюсь, что этого не случится, так как украинцы показали свою однозначную проевропейскую позицию и решительную готовность реформировать страну.
Ваши политики получили очень серьезный политический капитал и его нельзя потерять. И политическая воля - решающий фактор в этом смысле. Лидеры должны иметь видение, волю и смелость делать необходимые реформы, чтобы менять страну, как им доверил народ.
К примеру, мы не успели в полной мере реализовать реформа образования, в том числе и из-за личностного фактора: министр, ответственный за эту реформу, оказался довольно слабым.
Нельзя выделить единственный главный шаг или инструмент для привлечения инвесторов: самое важное - это иметь пакет стабилизационных мер и структурных реформ, которые поломают негативный экономический тренд и поднимут веру в надежность национального хозяйства как в самой стране, так и за рубежом
Мне кажется, самые важные реформы для Украины - это реформа публичных финансов и стабилизация банковского сектора. Необходимо либерализировать цены на энергетическом рынке, сократить субсидирование тарифов для потребителей.
Энергетический сектор в Украине связан с олигархами и коррумпирован, от этого страдают государственные финансы. Именно реформы в этом секторе могут стать первым сигналом для инвесторов, что реформы действительно стартовали.
Текст подготовлен в рамках Информационной кампании Stronger Together
Иван Миклош, экс-министр экономики Словакии