Энергосбережение в условиях войны: практические советы

Чтобы выяснить первопричину кризисных явлений, происходящих сегодня в энергетике, следует проанализировать структуру этой отрасли.

Структура производства электроэнергии в Украине такова:

59% − атомные станции;

33% − тепловые электростанции;

4% − гидроэлектростанции;

3% − теплоэлектроцентрали;

2% − другие.

К сожалению, эта картина демонстрирует, что у нас нет диверсификации источников производства электроэнергии. Практически не развивается гидроэнергетика, хотя в Украине есть немалое количество полноводных рек, и это − экологически чистый возобновляемый источник энергии.

Основные риски и возможности

Почти 100%-ная зависимость от производственных мощностей атомных и тепловых станций в условиях войны весьма увеличивает вероятность остановки как первых, так и вторых. Итак, учитывая это обстоятельство, необходимо пересмотреть источники энергоснабжения с учетом допущенных ошибок.

Уголь

В конце весны начались беспорядки в Луганской области – именно там производится вся добыча угля антрацитовой группы. На антрацитовом угле работают практически 90% тепловых электростанций. За июль-август 2014 года поставки угля марок «А» и «Т» сократились на 1,1 млн тонн, что привело к дефициту угля на складах ТЭС.

Первая ошибка руководства Министерства топлива и энергетики − стратегическая. Не был принят и проконтролирован кризисный план по обеспечению тепловых электростанций на отопительный сезон 2014-2015 годов необходимыми объемами угля антрацитовой группы. Склады на ТЭС рассчитаны на хранение полугодового запаса; стандартный объем поставок − около 1,5 млн тонн в месяц. На отопительный сезон Украине нужно около 5-6 млн тонн.

Задача министра (а к тому времени Юрий Продан квалифицировался как специалист энергетической отрасли) в такое время должна была заключаться в максимальном увеличении железнодорожных перевозок угля из Луганской области и жестком контроле четкого выполнения графика его накоплений на складах ТЭС. Вместо этого министерство в конце лета вспоминает, что дефицит угля таки есть, и организует скандальный контракт на его закупку.

Также следует учитывать структуру собственности ТЭС, из которых:

75% − частные;

25% − государственные.

Государству принадлежит только «Центрэнерго», в которую входят три ТЭС (Трипольская, Змиевская, Углегорская). Зачем государство в такое сложное время взваливает на себя дополнительное бремя по закупке угля для всех ТЭС − и для частных в том числе?

Если за больший объем можно получить лучшую цену, то государство может для такой закупки объединить частные компании и государственные. Однако все должны вносить свои средства.

Задача государства − создавать понятные и стабильные условия для работы бизнеса, в том числе в условиях войны, и контролировать и влиять на все процессы энергобезопасности страны. Этого, к сожалению, не произошло. А хуже то, что сегодня все об этом забыли, хотя это была стратегическая ошибка, – и снова никто не понес за нее ответственности.

Газ

С начала лета правительство только и говорит, что в Украине дефицит газа. Убедиться, правда ли это, можно лишь в том случае, если иметь перед глазами прогнозный баланс поступления и распределения объемов природного газа в Украине на 2014 год. К концу года, 19 декабря, его, наконец, опубликовали распоряжением №1211-р КМУ от 26 ноября.

Думаю, большинство из тех, кто работает на газовом рынке, за это очень благодарны. Анализ баланса − а он фактический, поскольку 2014 год на момент публикации уже практически закончился, − согласно постановлению КМУ №1729 (это регламент распределения ресурсов природного газа по категориям потребителей), показывает, что у нас тотальный профицит газа по всем ресурсам.

Для населения в 2014 году нужно 15,4 млрд куб. м, а ресурсов насчитывается 18,8 млрд куб. м. То есть получается, что в ПХГ есть более 3 млрд «резервных» кубометров газа для населения на отопительный сезон.

Для всех остальных категорий потребителей (производство тепла для всех категорий потребителей, бюджетные организации, промышленность, производственно-технологические расходы «Укртрансгаза» и облгазов для транспортировки) необходимо 26,3 млрд куб. м, а ресурсов имеется 34,0 млрд куб. м (то есть в ПХГ находится 7,7 млрд куб. м для данных категорий потребителей).

К сожалению, еще нет прогнозного баланса на 2015 год, чтобы официально подтвердить, хватит ли нам имеющихся объемов до конца отопительного сезона. Но предоставлю свой прогноз на основании данных первого квартала 2014 года, за исключением объемов Крыма и уменьшения объемов потребления Луганской и Донецкой областей.

Населению в январе-апреле 2015 года Украине понадобится 5 млрд куб. м ресурсов (имеем в ПХГ 3 млрд куб. м), государственная добыча для нужд населения составит около 4,7 млрд куб. м. Итого − 7,7 млрд куб. м. Вывод прост − население обеспечено газом до конца отопительного сезона с переходными остатками на следующий отопительный сезон.

Для всех остальных категорий, кроме населения, в январе-апреле 2015 года нужно около 12 млрд куб. м ресурсов. Имеем: частная добыча – 1,6 млрд куб. м, реверс из Европы − 4 млрд куб. м, ПХГ – 6,4 млрд куб. м. Итого − 12,0 млрд куб. м. И это без учета закупки газа в России.

Нужен ли нам российский газ? Из вышеприведенных данных видно, что не нужен. Официально на этот вопрос нам ответит прогнозный баланс на 2015 год. Надеемся, что он появится не в декабре 2015-го.

Что нужно сделать?

При этом в условиях военной агрессии и дефицита энергоносителей необходимо срочно пересмотреть план потребления энергии всех видов.

Электроэнергия

План энергосбережения включает в себя ряд мер:

полный отказ от освещения наружной рекламы, наружной подсветки всех без исключения зданий;

 изменение требований к строительным площадкам и новостройкам, где свет горит без ограничений;

экономное освещение подъездов многоэтажных домов в вечернее и ночное время (переход с постоянного освещения на освещение в случае необходимости с помощью выключателей на каждом этаже);

на время энергетического дефицита отказаться от ночного освещения торговых центров, магазинов, банков, кроме тех, которые работают круглосуточно;

населению предложить снижение тарифа на потребление электроэнергии в ночное время (это даст возможность начать разгрузку системы в пиковые часы и позволит избежать веерных отключений).

Газ

Первоочередные меры по энергосбережению:

срочное установление населению счетчиков за счет поставщиков, чтобы оплачивался только потребленный газ;

переход в 2015 году к европейской системе стандартов качества и энергетических единиц измерения природного газа;

переход от измерения в метрах кубических на показатель теплоспособности в кВт/ч с учетом калорийности в Дж.

Практические советы для населения в условиях войны

При таком положении в энергетике надеяться на чудо не стоит. В случае широкомасштабного вторжения (которого, надеюсь, не произойдет) нужно иметь вещи, которые помогут продержаться определенное время:

свечи;

керосиновые лампы и запас керосина к ним;

солнечные аккумуляторы для зарядки мобильных устройств/средств связи;

дизель-генераторы (в условиях войны практически все топливо идет на нужды армии);

печи-«буржуйки» и запас дров к ним (опыт войны в Грузии показал, что городское население выживает благодаря именно «буржуйкам»);

солнечные батареи или тепловые насосы (замечательно, если у вас уже сегодня это есть);

резервуары для воды и средства их транспортировки (бутыли емкостью 5-10 л, тележки-«кравчучки»).

Но все же хочется верить, что нам никогда не придется пользоваться такими вещами.

Энергетический эксперт Мария Яковлева

Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Forbes.ua
Поделиться в Facebook
Последние новости