Хитрости новых налогов
На первый взгляд, планы властей выглядели как стремление стимулировать развитие бизнеса в стране, минимизировать отток капитала за границу, вывести сбережения населения из тени.
Тем не менее, принятые в конце декабря изменения в Налоговый кодекс превратились в лихорадочный поиск дополнительных источников наполнения бюджета. И, наверное, поэтому во вступивших в силу с 2015 года налоговых новациях крайне мало логики.
Правда, народные избранники обещают уже в первом квартале вернуться к пересмотру налогов. Но нет никаких гарантий, что очередные изменения будут во благо физлиц и бизнеса.
С миру по нитке
Первый вопрос, который возникает при изучении изменений в Налоговый кодекс: а многие ли депутаты в принципе прочли более двух сотен страниц принятого документа, перед тем как голосовать за него?
Например, почему неоднократно обещанное сокращение налогового груза (причем, непосредственно премьер-министром) превратилось, напротив, в увеличение количества налогов и сборов? И парламент это поддержал.
Так, уже с 2015 года появился 5%-ный акциз, который распространяется на розничную продажу алкогольных напитков и табачных изделий, а также топлива. С электроэнергии также будет взиматься акциз в размере 3,2%. Естественно, все это ляжет на плечи бизнеса и потребителей.
Это же касается и дополнительного импортного сбора в размере от 5 до 10%, который Верховная рада одобрила другим документом, но в пакете изменений к НК. Самое циничное, что импортный сбор коснется и без того в разы подорожавших природного газа, угля, и даже гуманитарной помощи. Остается лишь вероятность, что этот сбор не одобрит МВФ (вступление его в силу зависит от Международного валютного фонда).
Откровением стало введение нового налога для автовладельцев. По идее, он затрагивает лишь обладателей дорогих автомобилей (при объеме двигателя от 3 литров и выше ежегодно придется уплачивать в бюджет фиксированные 25 000 гривен налога, до момента, пока возраст авто не превысит 5 лет).
Но проблема в том, что при таком подходе под налогообложение попадут и те владельцы, автомобили которых относятся к «среднему классу». А это очередной удар по украинскому автопрому, и падение продаж новых авто.
Интересная коллизия произошла и с акцизом на первую регистрацию транспортного средства. Да, его отменили, но при этом вернули сбор на переоборудование грузовых авто (компании, которые специализируются на этом, скажут Кабмину отдельное «спасибо!»).
Еще одна интрига с налогообложением недвижимости. Помимо ужесточения условий его взимания для физлиц (об этом ниже), фактически, появился еще один новый налог – для владельцев коммерческой недвижимости.
Странный шаг, учитывая, что только в Киеве вакантность офисных площадей к концу третьего квартала 2014 года составляла почти 386 000 кв. м. Бизнес попросту не справляется с арендными ставками, а новый налог лишь усугубит ситуацию.
Правда, есть льготы. Например, избавлены от нового налога помещения, используемые для производственных целей, малые архитектурные формы и недвижимость, принадлежащая предпринимателям, которые торгуют на рынках.
Ставка достигает 2% минимальной зарплаты за 1 кв. м площади. Правом определять ее размер наделены местные органы власти.
Рука в кармане
Увеличение налоговой нагрузки коснется почти всех граждан, которые получают как трудовые доходы, так и пассивные доходы. В первом случае, как и ранее, будет применяться прогрессивная ставка, но вырастет ее верхняя граница.
Так, доход в размере до 10 минимальных зарплат будет облагаться 15% НДФЛ, все, что свыше – 20% НДФЛ (ранее было 17%). Учитывая, сколь малое количество украинцев получают официальную зарплату в размере до 12 000 гривен и более, особого роста поступлений госбюджет явно не ощутит.
Что касается пассивных доходов, то в этом случае произошла, напротив, некая либерализация. Будет применяться единая ставка в размере 20% (ранее было 15% и 17% в зависимости от размера полученного дохода) к начисленным процентам, роялти, инвестприбыли, дивидендам (но не во всех случаях, для компаний – плательщиков налога на прибыль ставка по дивидендам будет 5%).
Это облегчит администрирование, но в то же время рост налога явно вызовет очередную волну общественного недовольства и спровоцирует дальнейший отток средств из банков.
Не захотели депутаты упразднять и военный сбор (ставка осталась на прежнем уровне в 1,5%).
С одной стороны, его введение в условиях возросших бюджетных затрат на армию было обоснованным. С другой, этот псевдоналог будет действовать неограниченное время, поскольку теперь в Налоговом кодексе записано, что его отмена совпадет с моментом завершения реформы Вооруженных сил.
Но насколько затянется эта реформа, кто будет принимать решение о ее завершении и, самое главное, кто будет контролировать эффективность распределения этого сбора?
Обладать недвижимостью также стало дороже. Так, вплоть до 2015 года собственники квартир площадью до 120 кв. м и домов до 240 кв. м могли пользоваться льготой по уплате налога на недвижимость.
Теперь такое право имеют лишь те, кто владеет квартирами до 60 кв. м и домами до 120 кв. м. Учитывая, что ставка налога составляет до 2% минимальной зарплаты за каждый квадратный метр, собственникам крупной недвижимости придется раскошелиться. Например, за квартиру в 200 кв. м ежегодно придется платить почти 3400 гривен налога, за дома в 500 кв. м – свыше 10 000 гривен налога.
Удар в прибыль
Разумеется, не обошли стороной и бизнес. Причем, компаниям и предпринимателям пообещали на 2015-2016 годы изрядное сокращение числа проверок. Такое «облегчение» коснется плательщиков налога на прибыль (тех, кто ошибся в заполнении деклараций и в подсчете сумм налога), а также тот бизнес, годовой оборот которого не превышает 20 млн гривен, и предпринимателей 2-й и 3-й групп.
Кроме того, с 2015 года контролирующим органам запрещается проводить документальные внеплановые проверки, если вопросы, которые являются предметом такой ревизии, были охвачены во время предыдущих проверок.
Но вопрос в том, что минимизацию ревизий со стороны налоговых органов сулят уже не первый год. Однако все эти планы благополучно нарушаются, и причины для проверок при необходимости находятся в два счета. Как будет в этот раз – непонятно.
Тем более что в некоторых случаях обещания не применять санкции выглядят, будто легкий шантаж. Например, предпринимателей 2-й и 3-й групп не будут проверять два года, с 1 июля 2015 года, при условии, что до этой даты они установят кассовые аппараты.
Своеобразный бартер: СПД массово обзаводятся РРО, и тратят на это несколько сотен тысяч гривен (по самым грубым подсчетам, стоимость одного аппарата составляет 5-7 тыс. гривен, а также около 130 гривен в месяц его обслуживание). А им за это обещают «крышу».
Хотя ни мотивов, ни логики, зачем малому бизнесу столь спешно и массово навязывать кассовые аппараты (тем более, что сумма налога СПД 2-й группы зависит от минимальной зарплаты, а не от оборота), никто из чиновников озвучить не может.
Это же касается и НДС, в отношении внедрения электронного администрирования которого споры велись очень долго. Парламент, правда, прислушался к воззваниям бизнеса и дал отсрочку до 1 февраля. В этот срок допускается возможность не регистрировать налоговые накладные в едином реестре.
Однако хватит ли правительству и Государственной фискальной службе месяца, чтобы решить проблемы, связанные с администрированием НДС и функционированием НДС-счетов, если их не смогли решить более чем за полгода?
И хотя полный переходный период заявлен вплоть до 1 июля, не исключено, что плательщиков НДС начнут штрафовать уже с февраля, поскольку этот налог является стратегически важным для наполнения бюджета.
Да и автоматическое возмещение вряд ли заработает так, как хочет бизнес. Этот механизм в действующей редакции Налогового кодекса предусмотрен, но вместе с тем условия его получения столь непросты (чего стоит лишь требование к компании проинвестировать 3 млн гривен в необоротные активы за предыдущие 12 месяцев), что рассчитывать на него смогут лишь единицы.
Все остальные заявленные суммы, как и прежде, будут подвергаться длительным проверкам.
Плательщиков налога на прибыль несомненно порадует то, что законодатели отменили 32 ограничения по учету расходов. Кроме того, компании с доходом до 20 млн смогут определять налог на прибыль без учета налоговых разниц.
Это, несомненно, плюс. Также если раньше от авансирования освобождались компании, у которых доходы за последний календарный год не превышают 10 млн гривен, то теперь эта планка увеличена до 20 млн гривен.
Однако отменена норма, которая позволяла в случае, когда за год предприятие получило прибыль, а по итогам первого квартала убытки, не платить авансовые взносы. Осталась неизменной и базовая ставка налога (18%), хотя ранее уже предусматривалось ее снижение с 2015-го до 17%.
Помимо этого, отныне организаторы лотерей, кроме основной суммы налога, будут платить 10%, а букмекеры – 18% от полученного дохода.
Что имеем?
Вопреки попыткам задекларировать реформу, итогом изменений в Налоговый кодекс стало явное увеличение налогового давления как на граждан, так и бизнес. Об этом свидетельствует рост ставок подоходного налога, а также расширение базы налогообложения.
Например, в случае с недвижимостью либо военным сбором, который отныне будет взиматься не только с трудовых, но и всех остальных доходов физлица. Причем, негативный эффект лишь усиливается в связи с появлением новых «поборов» (налога на роскошные авто, 5%-ного акциза, налога на нежилую недвижимость и т.д.).
И хотя в одобренных парламентом новациях есть положительные моменты, которые касаются минимизации проверок, отсрочки внедрения электронного администрирования НДС и ликвидации налоговых разниц, население фактически лишается инструментов диверсификации своих сбережений, а бизнес – возможностей для развития и роста.
Поэтому перемены в налоговом законодательстве с большой вероятностью будут играть не на наполнение бюджета и привлечение инвестиций, а напротив, способствовать оттоку капитала из Украины, поиску более безопасных и комфортных с точки зрения налогообложения юрисдикций.
Директор департамента международного налогового планирования ЮФ ICF Legal Service Наталья Ульянова