Почему обвалилась гривна. ТОП-10 ошибок Нацбанка
Скоро исполнится ровно 8 месяцев с того момента, как кресло главы Национального банка Украины заняла Валерия Гонтарева - 19 июня 2014 года Верховная Рада Украины поддержала предложение президента Украины Петра Порошенко о назначении на пост главного финансового регулятора страны известного инвестбанкира.
В тот день новый руководитель центробанка получила «в наследство» от своих предшественников уже ослабевшую национальную валюту (почти на 4 гривны с начала 2014 года), но за время своей работы (по состоянию на 9 февраля 2015-го) «сумела» обвалить украинскую денежную единицу на 13,1 грн (на 110,5%). Девальвация курса до уровня 24,9561 грн/долл стала беспрецедентным историческим антирекордом.
Время от времени главный банкир страны озвучивала «виновников» падения курса гривны – небывалый ажиотажный спрос на валюту со стороны населения и отток депозитов, паника бизнеса, военные действия на востоке страны, и даже обесценивание российского рубля.
Вместе с тем, в последнее время все чаще звучат заявления о неудачной и даже провальной денежно-кредитной политике НБУ Гонтаревой, который подорвал доверие к гривне как никто и никогда ранее. Многие эксперты считают, что даже фактор войны и существующая экономическая ситуация в Украине не могли так «посадить» курс национальной валюты.
«Обозреватель» сделал подборку основных решений и мер нынешнего руководства Нацбанка, которые привели к обвалу гривны. Данный перечень состоит исключительно из мнений различных экспертов, экономистов, банкиров и не является нашей личной субъективной оценкой деятельности НБУ.
ТОП-10 ШАГОВ НБУ НА ПУТИ К ДЕВАЛЬВАЦИИ ГРИВНЫ
№ 1: Активная покупка Нацбанком валюты у экспортеров в июле 2014 года по курсу, который превышал курс межбанковского валютного рынка. В частности, с 18 по 22 июля НБУ выкупил $80 млн у государственного Укрэксимбанка. Как утверждают казначеи, сделка была заключена на 3 копейки дороже (по 11,7101 грн за доллар), чем торговался доллар в тот день на межбанке.
В результате искусственно начал формироваться дефицит валюты за счет скупки больших сумм и препятствования их свободному перетеканию на валютный рынок. С другой стороны, курс искусственно удерживался на отметке не ниже 11,7 грн за доллар, так как продавцы валюты ориентировались на эту котировку и не были готовы опускать стоимость доллара ниже такой отметки.
№ 2: Бесконтрольная скупка облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) на сумму больше 180 млрд грн в 2014 году и продолжение этой политики в 2015 году.
№ 3: Установление требования к экспортерам (с 21 августа) продавать 100% своей валютной выручки. Вместо ожиданий регулятора по стабилизации ситуации на валютно-курсовом направлении, такая мера вызвала не только дальнейшее падение промышленного производства, но и усилила недоверие бизнеса к банковской системе.
Экспортеры начали находить способы не заводить валютную выручку в страну, уменьшая предложение валюты на рынке.
Правда, с 22 сентября 2014 года норма обязательной продажи снизилась до 75%, но это не дало желаемого эффекта на фоне двух других ограничительных мер: замены возврата НДС облигациями, и возможности покупать валюту только на аукционах.
№ 4: Введение существенных ограничений на валютном рынке (резонансное постановление НБУ от 22 сентября № 591 «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины»).
Напомним, этим документом Нацбанк ограничил продажу иностранной валюты в одни руки суммой 3 тыс. грн в сутки, отменил ранее введенное требование обязательной конвертации в гривну переводов в инвалюте из-за рубежа в пользу физических лиц без открытия счета, запретил расчеты в валюте по импортным операциям без ввоза товара на территорию Украины.
Результат – остановка легального валютного рынка и оживление «черного» на фоне ажиотажного спроса на валюту.
№ 5: Продление действия ограничений на выдачу (получение) денежных средств в иностранной валюте с текущих и депозитных счетов клиентов через кассы и банкоматы в пределах до 15 000 гривен в сутки на одного клиента (в эквиваленте по официальному курсу). Результат – более массовый отток депозитов на фоне нарастающего недоверия к банковской системе.
№ 6: Искусственное удержание нацвалюты на фиксированном уровне перед парламентскими выборами. Для его сохранения НБУ потратил почти 3 миллиарда долларов золотовалютных резервов, но это не смогло обеспечить нормальную работу рынка: валюту все так же невозможно было купить официально, а «черный» рынок процветал. Валюта почти полностью исчезла из банковского сегмента.
№ 7:Отказ от фиксированного курса гривны (с 5 ноября, спустя неделю после проведения парламентских выборов) и переход к так называемому индикативному.
Результат – на валютном рынке установилось «многокурсие»: 1) официальный курс НБУ (устанавливается Нацбанком каждый рабочий день по состоянию на 14:00); 2) индикативный курс НБУ — устанавливался Нацбанком по данным проводимого ежедневного аукциона; 3) курс межбанковского рынка без учета комиссий и иных платежей банку; 4) средневзвешенный курс по системе Нацбанка «Valсli»; 5) рыночный курс безналичной валюты с учетом комиссий и других платежей банка; 6) курс «черного» рынка.
Образовалась большая разница между официальным и реальным курсом, по которому купить валюту можно только на «черном» рынке.
№ 8: Проведение неэффективной и непрозрачной политики по рефинансированию банков, на которые финрегулятор в 2014 году потратил 13 млрд грн. Но вместо улучшения своего финансового состояния банки выходили с этими деньгами на валютный рынок, провоцируя дальнейшую девальвацию нацвалюты.
Вместе с тем, НБУ не предпринимал никаких жестких мер по борьбе с такими спекуляциями. Результат – «черный» рынок процветал.
№ 9: Продолжение печатания денег для финансирования дефицита бюджета, НАК «Нафтогаз Украины», обанкротившихся банков. Постоянные вливания новых гривневых масс меняют соотношение имеющихся доллара и гривны в обороте, провоцируя дальнейшее «проседание» курса.
№ 10: Переход с 5 февраля 2015 года на единый рыночный курс, что привело к резкому подорожанию доллара - за один день на 5 гривен. Фактически, произошла легализация реального валютного курса.
В последнем решении регулятора, вместе с тем, большинство экспертов видят больше позитива, связанного, в первую очередь, с нивелированием негативного влияния «черного» рынка и его ликвидацией.
Тем не менее, такое стремительное обесценивание гривны уже привело к удорожанию ряда и без того недешевых продуктов и услуг в стране. Показательный пример – 30-процентный рост цен на авиабилеты в течение одной ночи.
В числе большинства нареканий звучат также непрофессионализм и некомпетентность нынешнего руководства Нацбанка, отсутствие четкой и единой кредитно-денежной политики. Но, учитывая субъективность таких заявлений и утверждений, в вышеуказанный перечень они не попали.
В завершение добавим, что говорить об абсолютной ошибочности принимаемых НБУ решений было бы не совсем правильно, так как нет четкого понимания того, как бы сложилась нынешняя ситуация ввиду отсутствия в свое время тех или иных мер.
Единственное, что можно утверждать с уверенностью, так это то, что любая национальная валюта не может быть стабильной при отсутствии доверия к власти и регулятору Но, увы, именно такова ситуация в Украине на сегодняшний момент...