50 оттенков НБУ: Гонтарева ввела новые ограничения на валютные операции

Несмотря на 400%-ную девальвацию, НБУ продолжает убеждать украинцев, что курс гривны находится под присмотром. «В арсенале НБУ есть еще инструментарий. Надеемся на то, что удастся стабилизировать ситуацию, используя этот инструментарий, потому что мы не допустим, чтобы ситуация выходила у нас из-под контроля», – констатировала председатель Нацбанка Валерия Гонтарева. Такое заявление прозвучало в финале экстренного брифинга, во время которого глава НБУ рассказала о новых административных мерах, внедряемых регулятором ради нормализации положения дел на валютном рынке Украины.

В здание регулятора вчера попасть через главный вход было сложно не только сотрудникам, но и журналистам. Под регулятором собрались протестующие и требующие отставки главы НБУ. Большая часть «несогласных» – лица совсем юные, предположительно, студенты младших курсов университетов либо техникумов и ПТУ. Из динамиков специально оборудованного под митинги автомобиля доносились требования отставки главы НБУ, а порой звучала музыка с социальным уклоном.

Но, несмотря на музыкальную поддержку, выглядели митингующие не слишком уверенно – и откровенно терялись перед журналистами, которые расспрашивали собравшихся, что привело их под стены Нацбанка.

Объявление об усилении административных рычагов управления валютной политикой далось Гонтаревой непросто: на этот раз она выглядела не столь уверенной, как во время прошлых встреч с прессой.

Вера НБУ в то, что рынок сбалансируется сам по себе и выйдет на тот курс, который позволит регулятору достигнуть желаемых показателей по удержанию цен и базовой инфляции, не оправдалась. Гривна начала девальвировать настолько стремительно, что инфляция однозначно превысила прогнозные 24%.

Брифинг развивался традиционно – сначала искали виновных в девальвации. Потом – объясняли, как будут стабилизировать курс в очередной раз. Правда, о том, что «больше не вырастет» – уже не зарекались.

Напомним, 5 февраля НБУ, так и не получив «зеркало рынка», вынужден был отпустить официальный курс нацвалюты в «свободное плавание», отменив индикативный курс, но сохраняя при этом ряд административных мер.

«Очевидно, что тот комплекс мер, который НБУ пытался внедрять после перехода от установления курса на валютных аукционах к обычному межбанку, провалился. 23 февраля средневзвешенный межбанк вышел за психологический барьер 30 гривен за доллар, а черный рынок установился на уровне выше 30. После отказа от валютных аукционов НБУ оказался в той же ситуации, что и полгода назад – очень небольшой объем торгов на межбанке формирует курс, по которому вынужден жить весь рынок», – констатирует главный финансовый аналитик РА «Эксперт рейтинг» Виталий Шапран.

Вместе с тем, позволив банкам продавать/покупать валюту по близкому к реальности курсу гривны вместо индикативного, НБУ сумел убедиться, что ярлык виновных в столь глубокой девальвации с населения можно снять. Население, по мнению Нацбанка, при курсе за 30 угрозы для валютного рынка уже не представляет.

Наоборот – сдает валюту. «Если мы посмотрим на рынок физических лиц, то мы видим очень хорошую тенденцию. Практически за последние две недели превышение продажи валюты населением [над покупкой] составило больше $106 млн, что является очень положительным сигналом», – сказала Валерия Гонтарева в самом начале своего выступления, добавив, что негативного влияния населения на рынок валюты, соответственно, не наблюдается.

Виновными в раскачивании ситуации на валютном рынке на сей раз были признаны бизнесмены. «Когда мы анализировали сегмент нашего бизнеса, то там совершенно очевидно, что негативное влияние на валютный курс сегодня оказывают импортеры», – начала с очевидного Валерия Гонтарева.

Чем вызвала легкие смешки в зале – кто-то из журналистов заметил, что с таким успехом в девальвации скоро можно обвинить всех, кто ест, пьет и ездит на машине: «Ну, потому что бензин же тоже импортный».

Впрочем, главе НБУ не нравится и поведение экспортеров, которые «используют невозврат валютной выручки». «Они ее возвращают, но под видом того или иного импортного контракта они все-таки пытаются вывести валюту из страны», – сообщила глава регулятора.

В связи с этим регулятор решил принять постановление, которым вводятся дополнительные административные меры. Их цель – усилить контроль за осуществлением импортерами валютных операций по внешнеэкономическим контрактам с использованием авансовых платежей.

В частности, документ запрещает осуществлять покупку валюты уполномоченными банками по поручению клиентов, если для этого используются привлеченные клиентами кредитные средства.

Также для осуществления уполномоченным банком авансовых платежей по импортному контракту клиента, общая стоимость которого превышает $50 000 (в эквиваленте), необходимо иметь подтверждение НБУ. Данное ограничение не будет применяться, если расчет по импортному  контракту будет осуществляться в форме аккредитива.

 При этом аккредитив должен быть подтвержден банком, который имеет рейтинг не ниже инвестиционного класса. В то же время контракты от $500 000 должны осуществляться исключительно с использованием аккредитивной формы расчетов.

Данные ограничения будут касаться как банковских операций покупки и перечисления иностранной валюты по операциям клиентов, так и собственных операций банков. По мнению главы НБУ, эти меры не обеспечат притока валюты в страну, однако они сократят ее отток по тем авансовым контрактам, которые использовали экспортеры в ожидании девальвации.

Банкиры к таким мерам отнеслись сдержанно. Они считают, что это лишь приведет к формированию дополнительных расходов для бизнеса – коррупционных, при получении «подтверждения» НБУ, и транзакционных – при оформлении аккредитивов.

«Обойти запрет на использование кредитов для покупки валюты – элементарно. Кредит выдается сначала одной компании, потом она делает перечисление авансом в пользу другой компании – а та уже покупает валюту», – смеются финансисты над новыми мерами НБУ. Что же касается необходимости применять аккредитивы – их можно перекрыть встречным требованием (взаимным аккредитивом), что просто увеличит стоимость вывода валюты за рубеж. Председатель Украинской межбанковской валютной биржи Анатолий Гулей в комментарии Forbes отметил, что теперь даже у добросовестных компаний возникнут дополнительные трудности с выполнением внешнеэкономических контрактов.

«Уже сегодня клиенты жалуются, что для того чтобы оформить документы на покупку валюты, уходит до 10 дней. А с такими колебаниями рынка за 10 дней сумма к оплате получается уже совершенно другой. Более того, как определить – это кредитные деньги или мои собственные? Как минимум нужно будет терять еще один день для валютного контроля», – поясняет Гулей.

Однако главным в сложившейся ситуации остается вопрос, удастся ли регулятору ревальвировать гривну. Банкиры однозначного ответа не дают, намекая, что ответственность за молниеносную «просадку» национальной валюты лежит не только на НБУ.

Глава правления одного из банков с иностранным капиталом на правах анонимности выразил мнение, что в данном случае любые ограничения, вводимые Нацбанком, лишь ненадолго ослабят «симптомы болезни», но не устранят саму «болезнь». И в результате со временем проблема даст о себе знать с новой силой.

«То, что сегодня компании готовы занимать гривну под высокие проценты и на эти дорогие кредитные ресурсы покупать валюту, говорит о том, что участники рынка делают ставку на дальнейшее обесценение гривны. Болезнь фундаментальная. Участники валютного рынка понимают, что в нынешний госбюджет заложена философия «печатания денег» – то есть сбор нереальных доходов и только косметическое урезание расходов государства», – считает банкир. 

По его словам, из-за некомфортного бизнес-климата и вооруженного противостояния на востоке Украине в обозримом будущем не приходится рассчитывать на приток иностранных промышленные инвестиций, которые могли бы наполнить экономику страны валютой.

«МВФ валютой страну не наполнит. Если ввести административные меры, они на короткий срок затормозят падение гривны. Но это падение никуда не исчезнет. Оно просто произойдет чуть позже, и будет еще усилено паникой от этих мер или выльется в очередной дефицит валюты на рынке», – полагает собеседник Forbes.

Согласен с такими прогнозами и Виталий Шапран: «Эффективность таких ограничений будет на 2-3 недели, после чего они могут привести к росту черного рынка. Хотя в целом все зависит от того, насколько жестко НБУ будет ограничивать спрос», – подчеркивает эксперт.

В связи с этим, по его словам, ревальвацию ожидать можно, но насколько она будет весомой, пока спрогнозировать сложно. Как и то, не останется ли она только в рамках официального курса, на фоне которого черный рынок будет жить по своим законам.

Вместе с тем, согласно заявлениям Валерии Гонтаревой, НБУ не намерен мириться с ситуацией, когда курс гривны не соответствует фундаментальным экономическим факторам.

Несмотря на то, что прогнозировать поведение нацвалюты в регуляторе пока не берутся, из недавних высказываний руководства НБУ ясно, что Нацбанк воспринимает курс 25 грн за $1 как неприемлемый. Такое соотношение не позволит НБУ удержать галопирующую инфляцию в пределах своих прогнозов.

Очевидно, Гонтарева дает рынку время на ревальвацию гривны, которая теперь необходима НБУ для достижения базового ориентира по инфляции. В случае если этого не произойдет, регулятор готов вводить новые административные ограничения.

При этом, о каких именно ограничениях идет речь, глава Нацбанка сообщать не торопится: «У нас очень креативный народ, потому мы должны это держать в тайне. Меры должны быть быстрыми и решительными. Дестабилизация нам не нужна, она разрушает как экономику, так и банковскую систему в целом».

К сожалению, в способность Нацбанка стабилизировать курс гривны банкиры уже не верят. Слишком быстро происходит девальвация, и слишком невнятные сигналы рынку дают чиновники НБУ, которые полностью устранились от валютного рынка и продолжают испытывать тщетные надежды на то, что рынок найдет «равновесный курс».

Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Forbes.ua
Поделиться в Facebook
Последние новости