Как женили АЗМОЛ, или когда власть - собственность
«Свадебный генерал»?
8 июля приказом Фонда государственного имущества Украины (ФГИУ) назначен юбилейный – 10-й за последние 5 лет – исполняющий обязанности председателя правления ПАО «АЗМОЛ» Андрей Владимирович Шуляковский. 40 лет, киевлянин, хоккеист-любитель, без опыта работы на руководящих и государственных должностях.
Закралось подозрение – подставной? Или спаситель?
Бурная деятельность нового и. о. пока ограничивается кадровыми перестановками. Если учесть отсутствие у Андрея Шуляковского необходимого опыта руководства крупным промышленным предприятием, то его стремление окружить себя опытными, квалифицированными кадрами выглядит даже вполне закономерным.
Только кто же это окружение?
Ба, знакомые все лица…
Экс-исполняющий обязанности председателя правления АЗМОЛа времен 2013 – 1-го квартала 2014 года, Жуков А.П. – личность на АЗМОЛе известная, покровительствует ему и начальница Запорожского регионального ФГИУ Елена Спирина.
Может именно поэтому, дважды не пройдя конкурс ФГИ Украины по отбору кандидатов на должность председателя правления АЗМОЛа, при активном участии ???Алены Дмитриевны господин Жуков А.П. фактически получил право управления госпредприятием…
Чем же заслужил Александр Петрович такое благоволение со стороны чиновницы, чем запомнился заводчанам в 2013 году?
Давайте обо всем по порядку.
Верхушка айсберга
История «любви» Александра Жукова к АЗМОЛу началась в 2011 году. До этого момента в течение 13 лет он работал на различных должностях в горловском концерне «Стирол». Да-да, в том самом «Стироле», откуда в 2010 году прибыл руководить АЗМОЛом Александр Стародынов. Поэтому вряд ли появление А. П. Жукова в Бердянске вообще, и на АЗМОЛе в частности, можно отнести к разряду случайностей. Впрочем, вначале он пришел не на завод, а был назначен начальником планово-экономического отдела ООО «Торговый дом «АЗМОЛ».
«Успехи» в должности начальника планово-экономического отдела «Торгового дома «АЗМОЛ» позволили Александру Жукову сделать стремительную карьеру непосредственно на заводе: в 2012-м он возглавил товаросбытовое управление, а уже в октябре 2013-го достиг вершины иерархической лестницы предприятия – в соответствии с приказом ФГИУ, стал исполняющим обязанности председателя правления ПАО «АЗМОЛ».
5 месяцев, которые А. П. Жуков находился у руля завода, не прошли даром. Уже в ноябре 2013-го производство на АЗМОЛе остановилось полностью, было возбуждено дело о банкротстве, и робкие попытки следующих руководителей «запуститься» успехом не увенчались. Начался стремительный рост долгов предприятия, в частности, долг по зарплате вырос более чем в 4 раза – с 3 до 13 млн грн. Как следствие, 20 марта 2014 года приказом ФГИУ Жуков был отстранен от должности и. о. председателя правления. А спустя всего 5 дней он исчез с завода по-английски, не попрощавшись и не передав дела новому руководителю Ирине Ходыкиной.
Этот плачевный опыт руководителя стал одной из причин отказа в 2015 году Жукову А.П. в назначении на должность председателя правления.
А может, тень уголовщины на прошлом и настоящем нового «смотрящего» стала тому причиной?
В доазмоловский период (2008–2010 гг.) господин Жуков проявлял свои таланты на должности генерального директора ООО «Стиролинвест» Занималась эта киевская фирма куплей-продажей ценных бумаг.
Не желая утомлять читателя подробностями, не имеющими прямого отношения к АЗМОЛу, скажем лишь, что в конце 2012 года Голосеевским РУ ГУМВД Украины в г. Киеве было возбуждено уголовное дело №12012110010002388 по ст.190 ч. 4 Уголовного Кодекса Украины «Мошенничество в особо крупных размерах». А главным подозреваемым по делу был, как вы, должно быть, догадались, гендиректор ООО «Стиролинвест» Александр Жуков, был даже объявлен в розыск.
Как и за чей счет Жуков улаживал это дело и удовлетворял финансовые претензии концерна «Стирол», можно только догадываться, уголовное дело было прекращено. Не исключаем, что как раз за счет АЗМОЛа.
Но талант не закопать…
В конце декабря 2013 года господин Жуков А.П., пребывая в должности и.о. председателя правления ПАО «АЗМОЛ», подписал договор с малоизвестной и странной фирмой ООО «Левада Ойл», в соответствии с которым данная мариупольская фирма получила права на выпуск 10 наименований продукции под торговой маркой «АЗМОЛ» сроком на 10 лет. «Странности» фирмы «Левада Ойл» заключались и в адресе, на котором было зарегистрировано еще более сотни различных фирм и фирмочек; и в отсутствующих производственных площадях…
Но все эти странности данной фирмы меркнут по сравнению с тем обстоятельством, что Александр Жуков подписал этот договор, не имея никаких полномочий на торговлю брендом АЗМОЛа или на какие-либо иные операции с этой торговой маркой. Впрочем, эта чудо-операция пока остается вне поля зрения правоохранительных органов.
В поле зрения попал другой факт…
23 апреля 2014 года Бердянским ГО ГУМВД Украины в Запорожской области было возбуждено уголовное дело №12014080130001684 по ст. 358 ч.1 «Подделка документов», и главным фигурантом по нему проходит как раз Александр Жуков. Собранные материалы данного дела дают просто изумительную иллюстрацию того, как можно заработать средства и немалые на неработающем предприятии. Поводом для следственно-оперативных действий послужило заявление и. о. председателя правления ПАО «АЗМОЛ» Ирины Ходыкиной от 22 апреля 2014 года, в котором она сообщила о том, что на железнодорожной станции «Бердянск» находится грузовой вагон с контрафактной продукцией неизвестного производства под маркой «АЗМОЛ». Выехав на станцию, следственно-оперативная группа действительно обнаружила вагон, заполненный фирменными баночками предприятия с надписями «АЗМОЛ-Нигрол». Там же, на баночках и в сопроводительных документах значилась дата изготовления: «март 2014». Но завод, по определению, не мог выпустить данную продукцию. Как мы уже указывали выше, еще в ноябре 2013-го какое-либо производство на АЗМОЛе было остановлено, а сам завод был отключен и от отопления, и от электричества. Покупателем этой партии псевдоазмоловского трансмиссионного масла «Нигрол» выступала азербайджанская фирма «Джахандор-2008», а продавцом — ООО «АВИКС Лтд». Согласно материалам следствия, такая фирма, как и ее «родственница» «АВИКС-Груп», действительно «сотрудничали» с АЗМОЛом на условиях получения готовой продукции на условиях предоставления давальческого сырья. Вот только никаких документов о получении сырья от этих фирм, как и никаких документов по отгрузке им продукции на заводе не существует. Отсутствует вообще вся документация, связанная с этими фирмами: не зарегистрированы договоры с ними, нет регистрации и оригиналов писем, нет актов приема сырья, выполненных работ, отгрузки продукции. Любопытно и то, что заключал эти фиктивные договоры преемник Александра Жукова на посту начальника товаросбытового управления ПАО «АЗМОЛ» Денис Киосев.
А может, все это происходило за спиной руководителя и Жуков знать не знал и слышать не слышал обо всех этих махинациях?
Такое предположение вполне имело бы право на существование, если бы не два обстоятельства. Сам Александр Жуков 1 января 2014 года выдал Денису Киосеву «липовую» доверенность на заключение этих, а возможно, и других «левых» договоров. По документам АЗМОЛа этой доверенности вообще не существует, а ее номер соответствует номеру совершенно другой доверенности, срок действия которой истек еще в середине 2013-го.
Ну, а второе обстоятельство выглядит еще более убедительно.
Как мы уже отмечали, 20 марта 2014-го приказом Фонда госимущества Украины исполняющим обязанности председателя правления АЗМОЛа вместо Жукова была назначена Ирина Ходыкина. 21 марта данный приказ был доведен до сведения работников АЗМОЛа, а сама и. о. тут же издала свой приказ №1 по заводу, которым для предупреждения возможных краж запрещалось без ее ведома вывозить что-либо с территории предприятия. Но этот приказ, очевидно, срывал бизнес-планы Жукова и компании. То, что он действовал не в одиночку, стало ясно сразу же. Уже 24 марта на АЗМОЛ прибыла Елена Спирина (тогда еще заместитель начальника регионального управления ФГИУ), которую не остановил приказ Фонда госимущества о назначении нового руководителя. Ее указания прозвучали четко – все обязаны выполнять распоряжения только Александра Жукова. В тот же день по прямому указанию Жукова и по поддельным документам с территории АЗМОЛа было вывезено три «фуры» различной фирменной тары предприятия на общую сумму в 140 тысяч гривен. К приезду Ходыкиной с оригиналом приказа на руках 26 марта Жуков с завода уже исчез. Проследить очевидную связь между вывезенной с АЗМОЛа фирменной тарой и появлением ее уже заполненной контрафактной продукцией — особого труда не составляет. Но был ли это единичный случай или подобная «коммерция» при Жукове была поставлена на поток? Кто еще из руководства АЗМОЛа участвовал в этом своеобразном «бизнесе»? Какую роль играла во всей этой истории представитель ФГИУ в Запорожской области Спирина? Вопросов, на которые необходимо найти ответы, у следствия еще предостаточно.
Нас же интересует другой вопрос: почему при наличии этого уголовного дела, Александр Жуков спокойно возвращается на АЗМОЛ и назначается первым заместителем председателя правления? Если нет возможности закрыть уголовное дело – нужно уничтожить доказательства?..
Дело Остапа Бендера живет и процветает, а авантюристы при поддержке госчиновников руководят государственной собственностью.