Дефолт отменяется
«Украина не оплатит купон, выплата по которому назначена на 24 июля, и в результате войдет в состояние дефолта», — написал аналитик Goldman Sachs Эндрю Матени в своем отчете и обозначил этот сценарий как базовый (цитата по Bloomberg). Месяц назад такой исход казался очень вероятным.
Прогноз негативный
Еще в апреле рейтинговое агентство Standart&Poors понизило долгосрочный суверенный рейтинг Украины в инвалюте до преддефолтного уровня СС с негативным прогнозом. «Понижение рейтинга отражает наши ожидания, что дефолт по обслуживанию долга центрального правительства в иностранной валюте является практически неизбежным», — говорилось в отчете компании.
19 мая Верховная Рада разрешила правительству Украины вводить мораторий на выплаты по некоторым долговым бумагам. Держатели этих облигаций отказывались вступать в переговоры, и Кабмин таким образом давил на кредиторов.
До последнего не было ясно, будет платить Украина по счетам или нет. Например, вчера министр финансов Наталья Яресько оставила вопрос журналистов о выплате 120 млн долларов без ответа.
«Вы всегда меня об этом спрашиваете», - только и сказала Яресько. А на прошлой неделе в Вашингтоне она говорила, что «теоретически это (мораторий, - ред.) может случиться».
Вопреки ожиданиям
Однако украинские экономисты, опрошенные LB.ua, полны оптимизма. Источники, близкие к переговорам, также исключают введение моратория на выплаты: «Есть прогресс в переговорах, дефолта не будет». Государственное информагентство «Укринформ» со ссылкой на свои источники в Минфине также сообщило, что Украина вовремя выплатит 120 млн долларов кредиторам.
«Высока вероятность того, что кредиторы и правительство сойдутся на компромиссном варианте и удастся избежать даже технического дефолта. Это наш базовый сценарий», - говорит Александр Вальчишен, руководитель аналитического подразделения группы компаний ICU.
«Наметился прогресс в переговорах с кредиторами, поэтому правительство вряд ли будет применять мораторий на выплаты в ближайшее время. После двух месяцев взаимных обвинений в прессе 2 июля Кабмин и кредиторы подписали соглашение о конфиденциальности и перешли непосредственно к переговорам. Затем на прошлой неделе в Вашингтоне был раунд переговоров, после которого был позитивный пресс-релиз. Это не означает, что стороны близки к разрешению вопроса, но это нам говорит о прогрессе в переговорах. Поэтому Украине нет смысла сейчас оказывать дополнительное давление на кредиторов, скорее всего, 120 млн долларов будут выплачены 24 июля», - поясняет Елена Белан, главный экономист инвесткомпании Dragon Capital.
«Никому не выгодно, чтобы произошло то, что можно отнести к техническому дефолту. Ни Украине, ни частным кредиторам, ни МВФ», - считает Василий Юрчишин, директор экономических программ Центра им. Разумкова.
Возможный выигрыш от введения моратория минимален, считает Дмитрий Боярчук, исполнительный директор аналитического центра CASE-Украина. По его словам, в случае введения моратория кредиторы через суды будут добиваться выплат, и первые решения могут быть уже в 2016 году.
«Реальная «экономия» от введения моратория — это 1,1 млрд долларов, которые мы выплатим не в этом году, а после решения судов. Сомнительный benefit», - говорит Боярчук. Российский кредит в 3 млрд долларов он в рассчетах выносит за скобки.
Еще одна причина, по которой Кабмин не рискнет вводить мораторий в июле — ожидание второго транша МВФ. Замминистра финансов Артем Шевалев говорил журналистам, что «мораторий не является причиной для невыделения второго транша».
Однако это касается только коммерческих долгов. Украина к таким относит и российский кредит в 3 млрд долларов, оформленный в виде еврооблигаций. Россия же считает этот кредит «официальным». На чью сторону станет МВФ, куда входят обе страны, непонятно (Bloomberg писал, что в Фонде уже высказали предварительное мнение, что этот долг следует трактовать как «официальный»). Но правила МВФ запрещают поддерживать страны, которые отказываются от выплат в официальном секторе.
Откуда деньги
«Это не критическая сумма для украинского бюджета, украинских финансов. Даже если нужно будет использовать схему с выкупом гособлигаций Нацбанком, такие деньги есть. Сейчас резервы Нацбанка превышают 10 миллиардов долларов», - говорит Василий Юрчишин из Центра им. Разумкова.
21 июля Минфин разместил облигации внутреннего госзайма, номинированные в долларах США, на сумму свыше 205 млн долларов под 8,56% годовых. Часть этих денег завтра может пойти кредиторам.
22 июля, Украина получила 600 млн евро от Евросоюза. Эти деньги пойдут на «помощь в стабилизации финансовой системы Украины, улучшение платежного баланса и обеспечения неотложных бюджетных потребностей», говорится на сайте Минфина.
«Этих денег хватит на все выплаты в июле. В августе нужно будет выплатить еще один купон по еврооблигациям - это около 60 млн долларов , более крупная выплата намечена на 23 сентября — 500 млн долларов погашения тела еврооблигации плюс небольшой купон. Но к тому времени, я надеюсь, Украина уже договорится с частными кредиторами о реструктуризации долга», - говорит Елена Белан из Dragon Capital.
Цена вопроса
Переговоры ведутся с комитетом крупнейших держателей украинских долговых бумаг на общую сумму около 9 млрд долларов. А всего у частных кредиторов облигаций на 18,6 млрд долларов (в том числе речь идет о бумагах, выпущенных городом Киевом).
«Если вычесть из этой суммы 3 млрд российского кредита, вопрос по которому будет решаться, скорее всего, в политической плоскости, остается 15,6 млрд. Украина хотела бы списания 40% этой суммы, снижения купона и отсрочки выплат, ориентировочно на 10 лет. Кредиторы согласны на снижение купона и удлинение срока выплат, но против списания основной суммы долга.
По всей вероятности, стороны договорятся о каком-то компромиссе в районе 20-25%. При этом в новых долговых бумагах, которые будут выпущены вместо нынешних, может быть прописан механизм увеличения выплат кредиторам в случае быстрого роста украинской экономики», - говорит Елена Белан.
Группа компаний ICU в своем 10-летнем макропрогнозе также сообщает, что списание 25% долга было бы компромиссом.
«Чтобы сократить долговую нагрузку и восстановить кредитоспособность Украины достаточно снизить номинал долга на 25%. Это тот компромисс, на котором могут сойтись частные кредиторы и правительство», - говорится в отчете группы.
Если все же дефолт
Однако полностью исключать технический дефолт нельзя. «Война — это основной риск, предсказать развитие событий на фронте очень сложно. Если снова будет эскалация, технический дефолт возможен», - полагает Юрчишин.
Нельзя также полностью исключать, что переговоры не зайдут в глухой угол. В таком случае украинский Кабмин может прибегнуть к мораторию на выплаты к следующей крупной выплате 23 сентября.
«Если же все-таки будет разворачиваться сценарий с применением мораториума, тогда ситуация на украинском финансовом рынке и ее влияние на экономику и в конечном итоге (опосредовано) на среднестатистического гражданина немного ухудшится. Возможно, будет попытка атаковать валютный курс, но власть сейчас имеет на поготове больший инструментарий для сдерживания, чем в феврале этого года.
Т.е. атака будет пресечена. Обычный гражданин может этого и не заметить. Брутального дефолта, как в Аргентине, в Украине не будет. Такой путь доказал свою несостоятельность и пагубность», - говорит Александр Вальчишен из ICU.
«Я думаю, что в случае объявления моратория на выплаты начнется агрессивная манипуляция со стороны «доброжелателей» (политические силы внутри и внешние «друзья») и в этих условиях риск валютной атаки очень высока. Я очень удивлюсь если этого не произойдет. Это основной риск и это больше чем достаточно для нашего текущего состояния», - говорит Боярчук из CASE-Украина.
В то же время во власти считают, что введение технического дефолта не отразится на жизни простых украинцев.
«Не должно быть какого-либо негативного влияния на гривну (в случае моратория, - ред.). Как раз, если говорить арифметически, деньги, валюта, которая могла бы быть использована на платежи, вышла бы из страны, а с приостановкой платежей она остается в стране, арифметически это для гривны даже лучше», - говорила министр финансов Яресько на прошлой неделе в Вашингтоне.
Прямого влияния на курс или банковскую систему возможное введение моратория не окажет, подтверждает источник LB.ua в правительстве. Возможна информационная атака на курс, однако у Нацбанка есть все инструменты, чтобы удержать ситуацию.
Андрій Яніцький, редактор економічного відділу