Как обеспечить конфиденциальность переписки в Viber
Депутаты отказываются от мессенджера Viber из-за его небезопасности. Тенденцию озвучил Мустафа Найем из БПП: «Сотрудники нескольких ведомств мне рассказали, что найден способ взламывать систему безопасности и извлекать данные. Получить содержание Viber-переписки с телефона непросто и требует времени. А в качестве превентивной меры посоветовали время от времени переустанавливать программу», — рассказал нардеп. Кстати, по его словам, высокопоставленные чиновники уже жаловались, что видели распечатки собственных переписок.
«Взломать можно, что угодно»
Ввиду предстоящих выборов технология вбросов информации и «дезы» посредством взлома переписки будет набирать обороты. «Тем более, что гарантий безопасности не дает ни один из существующих коммуникаторов, мессенджеров, — утверждает экс-замглавы ГПУ Николай Голомша. — При желании и бюджете можно контролировать все, от смартфона до электроники — взломать почту вообще элементарно».
Спецы из столичного детективного агентства «Кассандра» пояснили схему взлома: в Viber используется аутентификация посредством OTP-пароля (SMS с комбинацией из 4 цифр при привязке аккаунта к Sim-карте).
«С появлением версии для компьютеров возможно повторно запросить OTP-пароль, и SMS придет на телефон жертвы. Если есть физический доступ к аппарату, пароль можно ввести на ПК или планшет, а сообщение с телефона удалить. Доступ получен, — рассказали детективы. — Если доступа к телефону нет, нужно перехватить текст SMS, что является уже достаточно сложной процедурой».
Обезопасить себя можно, если следовать нескольким правилам: часто менять пароли, не привязывать номер телефона, связанный с Viber, к своим имени и фамилии (не заключать контракт). Плюс периодически чистить переписку — через какое-то время она удалится и на сервере приложения. По словам Голомши, при разговоре по смартфону нужно отключать системы геолокации, блютус.
Порошенко «ходит» в «Телеграм»
Актуален вопрос безопасности партийных чатов. Дело в том, что большинство политсил пользуются в обсуждении идей и проблем Viber-конференциями. Чат Блока Порошенко именуется лаконично, «БПП», а лидеры «Оппозиционного блока» пару месяцев назад прокололись, назвав чат «Политсоветом» (над чем долго потешались парламентские фотографы).
«Фракции по старинке пользуются Viber, причем активно. То же — министры. Хоть можно перейти и на новые сервисы, — утверждает политолог Андрей Золотарев. — К «Телеграму» есть вопросы (его создали на средства Павла Дурова, разработчика «ВКонтакте». — Авт.), а вот европейцы пользуются «Вотсапом».
В Блоке Порошенко дилемму решили переходом на «Телеграм»: там обретается большая часть фракции. «У нас два чата — в Viber и «Телеграме», причем и там, и там неполным составом, — пояснил львовский мажоритарщик Тарас Батенко. — Несколько месяцев назад к «Телеграму» подключился Петр Порошенко — там теперь происходит основное общение. Про Viber мы, конечно, слышали. Среди депутатов и в бизнес-группах ходят слухи, что он легко ломается, считывается разными спецслужбами, в т. ч. украинскими».
Во фракции «Самопомощи» нам также подтвердили использование Viber-чата. По данным «Вестей», им же пользуется и «Народный фронт». «Меня в этот чат не приглашали, и я вообще не слышал о его существовании, — открестился нардеп-комбат Евгений Дейдей. — Я звоню по Viber друзьям в Канаду и США — это бесплатно».
СБУ рекомендует криптошифр
Вопрос, существуют ли по-настоящему надежные программы для общения, открыт. Специалисты-детективы осторожно предполагают: еще на этапе создания мессенджеров их разработчики имеют договоренности со спецслужбами (либо «спецура» есть среди самих авторов).
«И даже если взять проект с чисто бизнес-идеей продажи услуг, с ростом популярности и количества пользователей он неминуемо заинтересует специальные структуры. А те пользователи, которые ценят конфиденциальность переговоров, со временем будут искать новые способы общения», — отметили в «Кассандре».
Сами спецслужбы имеют несколько разработок для защищенного общения. Кроме всего прочего, это «шифрованные» каналы связи. «В бытность губернатором Черновицкой области мне выдали телефон с криптозащитой. Обычный с виду мобильный, но, если позвонить на некодированный телефон, будет слышно не голос, а бульканье, — рассказал «Вестям» экс-глава облгосадминистрации Михаил Папиев. — Принимать сигнал может только аппарат с дешифратором. Правда, я ни единого разу им не воспользовался, больше любил защищенные линии со спецкоммутатором».
Методы
Существует и чисто механический способ съема информации с телефона. Источники уверяют, что просьба при входе в госорганы сдавать мобильник «дабы не мешать беседе» неслучайна.
«Если человек важен, то когда он уходит в кабинет, капитан СБ передает аппарат техникам. Они снимают данные, а особо важным посетителям вшивают небольшую плату, которая позволяет контролировать телефон, считывать беседы по «Скайпу», «Вайберу», и обычные звонки, конечно». Впрочем, собеседники «Вестей» в спецслужбах не подтвердили такие методы.