Украинцам готовят налоговые сюрпризы: кого они коснутся
Упрощенную систему налогообложения ждет большая реформа с сюрпризами. Министерство финансов предлагает запретить юридическим лицам работать на едином налоге, установив также ограничение годового оборота для физлиц в размере не более 2 млн грн. Таким образом, как считают в Минфине, удастся выгнать из упрощенной системы крупный бизнес, скрывающейся от налогообложения. Но при этом льготные условия оставят для самозанятых предпринимателей, в частности торговцев.
Эксперты считают, что затея весьма рискованная, так как в случае реализации этой налоговой модели сотни тысяч частных предпринимателей будут вынуждены уйти «в тень», тогда как общая система налогообложения еще не приспособлена для мелкого бизнеса.
Ни одна налоговая реформа не обходится без переформатирования упрощенной системы налогообложения. Последний раз наиболее существенные изменения «упрощенка» пережила в 2011 году, когда на ее базе создали шесть групп, поделив их, исходя из критериев по годовому обороту, количеству сотрудников и, собственно, ставок единого налога.
С начала 2015 года упрощенную систему изменили минимально, сократив количество групп до четырех и добавив в последнюю сельхозпроизводителей.
Прошлую реформу, по сути, готовила команда экс-министра финансов Александра Шлапака, тогда как над новой версией налоговых правок более полугода трудились уже люди Натальи Яресько. Долгое время из Минфина доносились слухи, что власть намерена полностью ликвидировать упрощенную систему.
Впрочем, министр Яресько, презентуя концепцию реформы, опровергла это, заверив, что у министерства нет планов окончательно покончить с «упрощенкой». «Упрощенная система должна работать для тех, кто является малым предпринимателем, кто своими руками работает на себя и свою семью», – заявила министр.
Но при этом, по мнению Яресько, упрощенная система должна перестать быть внутренним офшором для крупных компаний, которым действующая система позволяет дробить бизнес на несколько юрлиц, тем самым избегая работы на общей системе и уплаты налога на прибыль.
Суть министерского предложения по «упрощенке» заключается в том, чтобы создать две группы «А» и «Б» вместо ныне четырех существующих. В группе «А» останутся самозанятые граждане, и для них, по большому счету ничего не изменится. В группе «Б» объединят всех тех, кто работал на 2-й и 3-й группе, а также сельхозпроизводителей из 4-й группы. Конечно, далеко не все смогут попасть в группу «Б».
Минфин предлагает установить максимальную планку годового оборота для работающих на едином налоге на уровне 2 млн грн. Дверь в «упрощенку» будет раз и навсегда закрыта для юрлиц, которым придется перестроиться на общую систему.
У физлиц же, по словам Яресько, не будет ограничений по работе с юрлицами, следовательно, это негативно не скажется на работниках ИТ-сектора и других людей, которые сотрудничают с компаниями как физлица-предприниматели.
Впрочем, далеко не все согласны с такой постановкой вопроса. Нынешний вариант упрощенной системы полностью удовлетворяет бизнес, говорит генеральный директор Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины Вячеслав Быковец.
«Любая реформа и изменения, которые правительство начало с введением регистраторов расчетных операций, в конце-концов приведет к тому, что через год-два на упрощенной системе придется ставить крест», – считает он.
Собеседник отметил, что в правительстве, очевидно, забыли, с какой целью в конце 90-х задумывалась упрощенная система.
«Ее вводили для того, чтобы упростить и свести к минимуму контроль, отчетность и учет, предоставив субъектам хозяйствования возможность свободно работать. Каждый раз, вводя новые ограничения, правительство выводит часть малого бизнеса из упрощенной системы», – констатирует Быковец.
Именно по этой причине предложенная Минфином модель «упрощенки» может загнать бизнес в тень, подтверждает вице-президент, глава комиссии по вопросам экономической политики Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) Юлия Дроговоз.
Тех, кто не вписывается в критерии Минфина, по словам эксперта, ждет неминуемое увеличение налоговой нагрузки при переходе на общую систему налогообложения.
«Это и усложнение учета, и увеличение затрат на содержание бухгалтерии. Все это не будет способствовать развитию малого бизнеса. Ведь взамен ровном счетом ничего не предлагается», – говорит Дроговоз.
Член парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, народный депутат Оксана Продан («Блок Петра Порошенко») отметила, что убрать юрлица с «упрощенки» в свое время пытались еще при премьер-министре Николае Азарове. Но, по словам Продан, на базе данных налоговой удалось убедить, что фискальная нагрузка на едином налоге с оборота выше, чем на общей системе налогообложения и что при ставках 3% с НДС и 5% налогоплательщики платят в бюджет больше, чем если бы были на общей системе.
«Объединение 2-й и 3-й групп без ограничений видов деятельности приведет как раз к возобновлению дробления и выведения денег из общей системы налогообложения через услуги, но, видимо, в Минфине этот шаг рассматривают, как один из нескольких на пути ликвидации «упрощенки», – считает Оксана Продан.
Кроме того, эксперты обращают внимание, что в нынешней редакции Налогового кодекса недостаточно четко прописаны нормы об учете расходов для предпринимателей на общей системе, а многие расходы вообще не включены.
По мнению Юлии Дроговоз, еще куда ни шло, если бы при переходе на общую систему малый бизнес мог получить льготную нулевую ставку налога на прибыль. Однако в Минфине на это вряд ли пойдут. Особенно учитывая тот факт, что основная цель нововведений, которые предлагает министерство, заключается в том, чтобы перекрыть возможность крупному бизнесу минимизировать отчисления в бюджет.
Впрочем, по мнению Юлии Дроговоз, даже если «упрощенка» позволяет применять теневые схемы, это вовсе не значит, что работать по ее правилам должны только люди с оборотом до 2 млн грн.
«Это очень мало. Особенно учитывая девальвацию последних лет», – отметила вице-президент УСПП, уточнив, что более жизнеспособной выглядит модель, презентованная председателем налогового комитета Ниной Южаниной, где потолок годового оборота установлен на уровне 5 млн грн.