Глава НБУ Кирилл Шевченко помог вывести $40 млн из украинского «Терра банка»
Нынешний глава Нацбанка Кирилл Шевченко не просто руководил «Терра банком» на пару с регионалами. При его непосредственном участии из банка было выведено $40 млн долларов (по нынешнему курсу — 1,1 млрд грн). В этом деле он воспользовался схемой с австрийским Meinl Bank, говорится в расследовании издания thepage.ua, которое длилось около полугода.
Схема, которая демонстрирует причастность Шевченко к хищению денег «Терра банка». Фото: The Page
Meinl Bank («Майнль банк») — банк Австрии, который неоднократно «светился» в схемах украинских банкиров по выводу средств вкладчиков из украинских банков. В 2019 году этому пришел конец: руководство банка оказалось под следствием, а Европейский центробанк лишил учреждение лицензии. Но на момент событий, о которых идет речь, банк активно работал. Именно его использовали в своей схеме Шевченко и регионалы.
Нацбанк видел эти деньги как деньги украинского банка, потому что договор с австрийцами регулятору никто не показывал. А Европейский центробанк воспринимал эти деньги как средства Meinl Bank, потому что австрийский банк показывал договор залога с украинской стороной.
После этого списанные деньги вкладчиков учреждение выводило в пользу украинских банкиров. Очевидно, что их офшоры не собирались погашать взятые кредиты. В итоге банкиры богатели, украинские банки банкротились, а деньги обманутым вкладчикам приходилось возмещать Украине.
Какова роль Кирилла Шевченко в схеме хищения денег вкладчиков из «Терра Банка»?
Руслан Цыплаков — человек, который в 2012 году купил банк у Кирилла Шевченко и Вадима Копылова. Этого же человека мы находим в документах «Панама Пейперз».
Из них следует, что Руслан Цыплаков и его бизнес-партнер Лидия Ливадная — владельцы офшора Mu United Limited (BVI 1600737) на Британских Виргинских Островах. Офшор сопровождает юридическая компания Global group of Lawyers Ltd., интересы которой представляет Mossack Fonseca (собственно, поэтому информация о Mu United Limited и просачивается в публичное поле). Офшор Mu United Limited указан владельцем кипрской фирмы Tosalan Trading Limited (НЕ284760).
Далее вокруг «Терра банка» закручивается цепь событий, плотность которых демонстрирует, что это не простое совпадение:
- 6 апреля 2011 года — Цыплаков и Лидия регистрируют на Кипре компанию Tosalan Trading Ltd.
- 8 апреля 2011 года — Кирилл Шевченко увольняется с должности председателя правления «Терра Банка».
- 11 апреля 2011 года — правление «Терра Банка» вместо Кирилла Шевченко возглавляет Коцюба. Шевченко получает должность члена набсовета банка.
- 22 июня 2011 года — «Терра Банк» открывает корреспондентские счета в Meinl Bank.
- 22 августа 2011 года — новый глава правления Владимир Коцюба в качестве председателя правления банка договаривается с Meinl Bank о предоставлении кредита компании Tosalan Trading Ltd. на $40 млн под залог средств «Терра банка».
Таким образом, на создание и реализацию схемы у регионалов и Кирилла Шевченко ушло всего четыре месяца.
Что было дальше?
«Четырьмя платежами в августе — сентябре 2011 года Meinl Bank переводит $39 490 208,33 кредитных средств для Tosalan Trading Ltd. на счета украинского ООО «Праймери Техноресурс» (37201690), открытые (внимание!) в «Терра Банке». Эти данные из решения следственного судьи по делу № 757/55 573/19-к подтверждает помесячный баланс «Терра Банка» за 2010–2012 годы, который есть в распоряжении редакции», — отмечается в расследовании.
Интересно, что на всех упомянутых документах стоит подпись Владимира Коцюбы. Напомним, что именно ему «сдал пост» Кирилл Шевченко. Скорее всего, Коцюба был призван сыграть роль «зиц-председателя» — простого подписанта документов. Известно даже, чем его отблагодарили за принятие на себя ответственности по масштабной схеме.
«Уже после ухода из «Терра Банка» Коцюба по протекции Копылова был назначен заместителем министра финансов Юрия Колобова. Миссией Коцюбы стало документальное обеспечение печально известного кредита в размере $3 млрд, за который Путин покупал лояльность Януковича во время Майдана. Коцюба стал подписантом и этого соглашения», — говорится в расследовании.
Куда девались деньги?
Судьба упомянутых $40 млн сложилась интересно. На бумаге это были средства «Терра банка» на корреспондентском счете в Meinl Bank. А фактически деньги ушли на счет предприятия ООО «Праймери Техноресурс» — клиента «Терра Банка». Но уже не в качестве денег вкладчиков, а в качестве… средств владельцев предприятия.
«Конечным бенефициарным собственником ООО «Праймери Техноресурс» значится Сотник А.В., которая ранее работала под руководством Лидии Ливадной. А по адресу регистрации ООО «Праймери Техноресурс» в г. Мариуполь зарегистрировано ООО «СКАТ-ПКБ» (код 34557959), среди основателей которого есть Цыплаков Сергей Петрович (который имеет такую же фамилию и отчество, как Цыплаков Руслан Петрович, и, вероятно, является его братом)», — указывается в материале.
Эти факты означают то, что за год до продажи «Терра банка» менеджмент вывел из него $40 млн через офшоры Цыплакова. Деньги выводили под непосредственным контролем Шевченко и Копылова. Средства ушли на счет фиктивной фирмы Цыплакова, открытой в этом же банке, а затем и оттуда были выведены.
Отсюда появляется еще один, более шокирующий, вывод. В 2012 году сделка по продаже «Терра банка» Цыплакову была проведена за те же деньги, что годом ранее вывели из банка. Но теперь эти деньги оказались в карманах Шевченко и Копылова уже легально.
«Этот шаг стал завершением схемы, которая один в один дублирует схему Цыплакова по выводу $38 млн из «Пивденкомбанка». Но в случае с «Терра Банком» партнером Цыплакова стала группа, связанная с Кириллом Шевченко», — резюмируется в расследовании.
Кирилл Шевченко, который сейчас занимает пост главы НБУ, утверждает, что не имеет к схемам с участием «Терра банка» и Meinl Bank никакого отношения. Мол, деньги были списаны со счетов «Терра банка» в австрийском учреждении после того, как сам банк в 2014 году вывели с рынка. Но расследование демонстрирует, что списание средств — это только вершина схемы, а ее основы были заложены еще в 2011 году.
«Мог ли Шевченко не знать о подписании такого договора? Исключено. Даже если их с Копыловым друг Коцюба решил бы это скрыть, то у него не получилось бы. Соглашения такого объема (а это около 320 млн грн по тогдашнему курсу) требуют согласования с наблюдательным советом и, скорее всего, с акционерами. А на момент подписания соглашения Шевченко был и членом наблюдательного совета, и председателем правления ЧАО «УСГ» — основного акционера, собственника 99,21% акций «Терра Банка». Даже если предположить, что наблюдательный совет мог упустить размещение $40 млн на зарубежных корреспондентских счетах без хозяйственной необходимости, то появление этих же денег на собственном балансе он не заметить никак не мог. Ведь эти деньги появились на счете компании «Праймери Техноресурс», открытом в том же «Терра Банке»», — отмечается в расследовании.
Отсюда делается вывод, что документ не мог быть подписан без согласия работодателей Коцюбы. На то время их было двое — Копылов и Шевченко. А судя по таймингу назначения Коцюбы, его и сделали директором банка с одной целью — поставить свои подписи на документах.
Сам Кирилл Шевченко опровергает причастность к этой схеме.
«Не могу не заметить, что в формулировках предоставленных вами вопросов прослеживается заранее сформированная позиция относительно моей якобы негативной роли в деле «Терра Банка». Ответы на вопросы по этой теме я уже давал в СМИ ранее. Отмечу еще раз, что я непричастен ни к каким незаконным схемам», — заявил он расследователям thepage.ua, которые попросили у него прокомментировать информацию.