Я знаю, ты пришел убить меня: последний день Че Гевары глазами свидетелей. ФОТО
Партизанские отряды кубинского революционера Эрнесто Че Гевары вызывали страх у врага и одновременно уважение. Он был жестоким и циничным, но одновременно справедливым. Мог застрелить "без суда и следствия" любого, кто шел против его идеалов свободы, и наоборот – внезапно сменить гнев на милость, пишет Знай.
9 октября 1967 года его застрелили. И многие не поверил, что "команданте Че" больше нет в живых. Если бы не официальное обращение Фиделя Кастро, вся Куба, наверное думала бы, что Че Гевара до сих пор в плену.
Годовщина убийства Че Гевары
Маленький Че был довольно проблемным ребенком: постоянно болел, особенно страдал от астмы. Семья была вынуждена переезжать с одного места на другое.
Еще тогда чувствовал острую несправедливость и пытался быть оригинальным, выделиться из толпы. С марксизмом его не познакомили в школе – первые книги оказались в руках благодаря девушке.
В 50-х в голове будущего революционера была настоящая гремучая смесь – максимализм и сплошная идеология. Знакомство с Фиделем Кастро изменило все, переворот на Кубе стал практически решенным вопросом. Но Че Гевара не сразу начал командовать отрядами партизан, пока не создал так называемую "теорию очагов", которая базировалась на простой схеме.
Повстанцы должны были получить максимальную поддержку у местного населения, таким образом, распространить пропаганду и увеличить свою численность.
С родителями решил попрощаться – на всякий случай написал им последнее письмо, где отмечал, что не откажется от своих взглядов.
"Но только я искатель приключений особого рода, из той породы, что рискуют шкурой, чтобы доказать свою правоту. Может быть, я попытаюсь сделать это в последний раз. Я не ищу такого конца, но он возможен, если логически исходить из расчета возможностей. И если так случится, примите последние объятия. Я любил Вас крепко, только не умел выразить свою любовь", - писал он домой.
В прямолинейности, на грани здравого смысла и жестокости, его обвиняли часто. Погоня за "революционными идеалами" не давала покоя настолько, что команданте мог лишить жизни любого, кто осмелился стать на его пути.
Весной 1965 Эрнесто Че Гевара сложил с себя полномочия министра промышленности Кубы. После шести лет, проведенных в качестве государственного чиновника, он решил вернуться к революционной борьбе. Потом - провал в Африке, затишье и возвращения в Латинскую Америку.
Команданте решил сосредоточить свои силы в Боливии, где в 1964 году в результате переворота пришел к власти Рене Баррьентос.
Проамериканский диктатор прятал на своей территории нацистских преступников, и охотно использовал их навыки для подавления рабочего движения и левых партий.
Боливия и последние дни команданте
Че Гевара решил, что обстановка в Боливии как нельзя лучше подходит для вооруженного выступления. Конце 1966 года база партизанского отряда в Боливии начала действовать. В марте 1967 Армия национального освобождения Боливии принимает первый бой с правительственными войсками.
В охоте на Че задействовали и нацистов, в том числе, по некоторым сведениям, и "лионского мясника" Клауса Барбье. Привести в движение массовость и изолировать отряд - вот основные задачи, которые он так и не выполнил. Местные крестьяне относились к партизанам настороженно и даже враждебно.
31 августа 1967 партизаны потерпели серьезное поражение, понеся большие потери. Среди погибших оказались ближайший сподвижник Че "Хоакин" - член ЦК Коммунистической партии Кубы Хуан Виталий Акунья Нуньес.
В сентябре партизаны снова понесли тяжелые потери. Че, однако, и в этих условиях оставался самим собой - несмотря на приступы астмы, которой он страдал на протяжении долгих лет, команданте подбадривал своих товарищей и оказывал медицинскую помощь и им, и пленным солдатам боливийской армии, которых затем освобождал.
Окружил спецназ и деваться было некуда, раненного Че доставили в сельскую школу городке Ла-Игера.
Свидетели из числа солдат боливийской армии, рассказывал, что ранен Че Гевара выглядел ужасно, но при этом держался стойко, с достоинством. На вопрос офицеров он не отвечал, а общался только с солдатами.
Он успел переговорить с местной учительницей Хулией Кортес. Агент ЦРУ Феликс Родригес, непосредственный участник событий, однако, утверждал, что США хотели вывезти Че Гевару в Панаму, чтобы подвергнуть допросам, а на немедленной казни настаивал боливийский лидер Рене Баррьентос.
"Я знаю: ты пришел убить меня. Стреляй. Сделай это. Стреляй в меня, трус! Ты убьешь мужчину! ", - так команданте обратился к своему палачу. И это были последние его слова.
После этого смертельный выстрел в грудь – и оборвалась история жестокого идеолога, которого тем не менее все не только боялись, но и тайком молились за него.