...мировым финансовым кризисом, который сейчас на глазах плавно перерастает в экономический обвал во всех регионах планеты.
«Двадцатка» вместо «восьмерки»
Проблема глобального ответа вполне очевидна и для других грандов мировой экономики. Поэтому она стала главной на состоявшемся 15-16 ноября в Вашингтоне саммите «большой двадцатки». В саммите, помимо «большой восьмерки» (США, Британия, Франция, Германия, Япония, Италия, Канада и Россия), участвовали Китай, Индия, Бразилия, Аргентина, Австралия, Индонезия, Мексика, Саудовская Аравия, ЮАР, Южная Корея, Турция и ЕС. Незадолго до открытия приглашения были направлены также Испании и Нидерландам. Таким образом, число делегаций увеличилось до 22. Страны-участницы саммита в совокупности производят 85% мирового ВВП.
Сама конфигурация саммита – «двадцатка» - говорит о понимании «восьмеркой» необходимости привлечения к формированию общей политики всех значимых субъектов мирового экономического процесса. Понятно также, что с утратой долларом своих прежних позиций и появлением новых финансовых доноров в лице Китая, Индии, Бразилии, Саудовской Аравии и ряда других стран, без их участия становится невозможным принимать решения, касающиеся всего мира.
Декларация намерений
Но понимание пониманием, а вот с глобальным ответом на вызовы времени получилось как-то не очень. Конечно, было высказано немало умных мыслей, особенно со стороны руководителей Франции, Китая и России. Однако главного, чего ожидали от саммита, - решительного поворота к созданию принципиально новой международной финансовой системы, в которой бы не осталось места для виртуальных «пузырей», подрывающих экономики и благосостояние сотен миллионов людей, так и не произошло.
В коммюнике саммита сказано о «масштабных политических действиях», которые должны быть предприняты в ближайшее время. В частности, подчеркивается важность фискальной политики и, прежде всего, снижения налогов с целью стимулирования экономического роста.
Саммит также заявил о необходимости реформы МВФ и Мирового банка, которые до сих пор находились под контролем западных стран, в первую очередь, США, и действовали, менее всего учитывая интересы т.н. «новых рынков» и развивающихся стран. Было обещано начало работы над новым соглашением о принципах международной торговли, повышение прозрачности финансовых рынков и предоставление компаниями полной и достоверной информации об их финансовом состоянии.
Отмечена необходимость проведения банками и финансовыми фондами такой политики премирования топ-менеджеров, которая не подталкивала бы их к рискованным операциям в погоне за максимальной прибылью. В свою очередь национальные министерства финансов должны выставлять на «всеобщее обозрение» списки компаний и банков, чей крах мог бы поставить под угрозу стабильность мировой финансовой системы.
И все вроде бы неплохо, нужно и полезно. Но, подчеркнем, коммюнике – это не обязывающий документ, а всего лишь согласованный всеми участниками действа текст, декларация о намерениях. Его можно определить лишь как примерный эскиз будущих решений. Даже о причинах кризиса ничего не сказано. Содержится лишь упоминание о том, что инвесторы недостаточно сознавали рискованность своих действий.
Правду - скрыть, принятие решений - отложить
А вот о том, что Запад вынес индустриальное производство в Азию, а сам превратился в центр эмиссии денег и средоточие потребления, в итоговых документах G20 ничего не говорится.
Экономический рост Азии стимулировался тиражированием долларов в США. Затем эти деньги возвращались обратно – в виде иностранных инвестиций в некие американские активы, а также дешевых товаров. Такая политика и привела к появлению «пузыря» в виде ничем не обеспеченных ипотечных кредитов. «Пузырь» теперь рванул, вызвав за собой крах утративших ликвидность финансовых институтов, а затем двинулся по всему миру, сокрушая реальный сектор экономики.
Но в заявлении участников саммита об этом – ни единого слова. То ли не хотели обижать хозяина – Джорджа Буша, то ли, на всякий случай, решили не связывать руки Бараку Обаме, которому с 20 января будущего года придется отвечать за все, что натворил его предшественник. Все отложено до апреля 2009 года, когда состоится новая встреча в том же формате.
Однако не факт, что новая встреча сможет что-то серьезно изменить. Ведь в том же коммюнике записано, что руководители стран «двадцатки» «подчеркивают критическую важность неприятия протекционистских мер» и отмечают важность «свободного рынка». Между тем, именно «свободный рынок», поощряемый ВТО, еще одним инструментом США, является фактором нынешнего кризиса.
С другой стороны, во время саммита буквально в воздухе носилась идея создания Всемирной организации финансов (ВОФ), которая бы контролировала деятельность центробанков и сделки на фондовых рынках. Однако идея так и осталась идеей, поскольку ей жестко противодействуют лоббисты Уолл-стрит. «Свободный рынок» вновь победил целесообразность.
В этой обстановке, считает итальянская газета «La Repubblica», «единственным новым моментом является замена "большой восьмерки" "большой двадцаткой". Это является признанием важности нарождающихся экономик. Однако Китай, Индия или Бразилия не обладают пока финансовыми технологиями, чтобы быть вдохновителями новых моделей регулирования. Кроме того, новые гиганты подозревают, что их кооптировали в мировое финансовое управление в надежде выдоить щедрые взносы».
Немецкая газета «Der Tagesspiegel» также соглашается, что «монополия на власть G7 пошатнулась, развивающиеся страны требуют права голоса». Однако «итоговая декларация заставляет сомневаться в реальной значимости саммита: документ ограничивается добрыми намерениями и ни к чему не обязывающими призывами».
Каждый выживает в одиночку
Как следствие, мировые биржи без иллюзий отнеслись к результатам встречи «большой двадцатки». А мировой финансовый кризис продолжает развиваться. 17 ноября о вступлении в полосу рецессии объявила Япония, где в период с июля по сентябрь ВВП сократился на 0,1% (ранее, с апреля по июнь, падение японской экономики составило 0,9%). Страна восходящего солнца присоединилась к списку стран и регионов, где рецессия началась ранее. В их число входит и Великобритания. Там падение ВВП в 2009 году должно достичь 1,7%, а безработица может увеличиться до 9%.
В США Барак Обама высказался за принятие плана спасения автомобильной промышленности США, крах которой «станет катастрофой». Будущее «Дженерал Моторс», «Форд» и «Крайслер» зависит теперь от выделения Конгрессом помощи в 25 млрд. долларов.
Во Франции Николя Саркози еще год назад считал, что нужно покончить с государственной опекой над всеми сферами экономической деятельности. «Будем зарабатывать больше, если будем работать больше», - говорил он. Теперь же он осудил «диктатуру рынка», провозгласил конец свободного рыночного капитализма, призвал отказаться от так называемых «золотых парашютов» топ-менеджерам банков и пообещал создать 100 тыс. государственных рабочих мест
В ФРГ, когда «Опель» обратился к правительству за помощью, вспомнили, что он является дочерней фирмой американского «Дженерал Моторс», а следовательно, стоит ли финансировать «иностранного» производителя?! Пока же правительство собирается выделить 35 млрд. евро на поддержку реального сектора экономики и занятости.
Словом, призывы к общности действий – это одно, а практика жизни – несколько иное. Пока же каждый пытается выжить в одиночку. Глобального ответа не получается.
* * *
Украина не принимает участия в саммитах такого рода – не приглашают, хотя кризис у нас налицо. Почему? Ответ дал 18 ноября в газете «День» руководитель Проекта переходных демократий Брюс Джексон: «… поведение Украины маргинализовало ее. Если бы Украина действовала нормально, то с ней обходились бы как с нормальным европейским государством. Учитывая ее размеры, позицию, географическое расположение, ресурсы, она была бы одним из ведущих европейских государств… А если вы ведете себя, как ребенок, то и с вами ведут себя, как с ребенком».
19.11.2008 09:40