Через некоторое время, придя на интервью к Василию Михайловичу, я не преминула заметить ему, как была шокирована тем, что он, народный депутат и банкир, перезванивает тем, кто не смог ему дозвониться. Василий Михайлович посмотрел на меня недоуменно и сказал: «А как же? Меня так учили…». А мне подумалось: вот если бы всех, кто вместе с Горбалем вошел в список 50-ти самых богатых украинцев, учили так же…
Интервью, впрочем, касалось в основном профессиональных взглядов Василия Горбаля на процессы, происходящие в украинской экономике эпохи новейшего кризиса.
«Вся депрессивность начинается с руководителей»
From-UA: - Принят пакет антикризисных законов, мы обратились за кредитом в МВФ, первый транш получен. Скажите, пожалуйста, Василий Михайлович, как Вы думаете, когда народ почувствует результаты того, что приняты антикризисные меры?
В.Горбаль: - На самом деле у нас излишне разрекламировали сам факт получения средств от МВФ. У нас в стране любое действие излишне позиционируют, рождая тем самым неоправданные надежды в обществе. По моему убеждению, есть вещи, которые, возможно, и не надо сопровождать подобным информационным бумом.
Недавно Президент в эфире 5 канала сказал, что ему не нравится, насколько депрессивны у нас каналы. Но вся депрессивность, собственно говоря, начинается от руководителей. Если не задавать позитивный тон, то этого позитива и не будет. Вообще, выход из кризиса предполагает комплекс различных мер. Поэтому выход Украины из кризиса связан не только с действиями МВФ, он связан, в первую очередь, с действиями украинской власти, с попытками самого бизнеса преодолеть ту ситуацию, в которой сейчас находится страна. Сколько на это понадобится времени, сложно сказать. 2009 год будет сложным с точки зрения бюджетной дисциплины, невозможности поднимать социальные стандарты на новый уровень.
Экономический кризис вынуждает нас поднимать те вопросы, которые длительное время откладывались. Хватит ли Верховной Раде сил, умения и понимания, что эти вещи надо не политизировать, а решать – это остается вопросом. От решительности или нерешительности Верховной Рады зависит время и скорость внедрения экономических реформ, которые откладывались.
From-UA: - Эксперты утверждают, что кризис, в котором мы сейчас находимся, имеет L-образный характер: мы резко упали вниз и долго будем ползти по дну оврага. Действительно так ли это так? Вы согласны с этим утверждением?
В.Горбаль:- Я не согласен с подобными формулировками. В условиях кризиса мы имеем возможность проводить структурные реформы. Наша страна находится в очень выгодном геополитическом и географическом положении. Исходя из этого, Украина всегда сможет правильно конвертировать свои преимущества в создание предпосылок для экономического роста. То есть Украина не будет выжженной территорией, где будет наблюдаться экономическая стагнация, а рядом будут процветающие экономики.
From-UA: - Василий Михайлович, очень часто эксперты рисуют негативную картину выхода Украины из кризиса. А Вы можете нарисовать позитивную?
В.Горбаль:- Всегда есть экономисты-эксперты, которые придерживаются радикальных взглядов - сторонники апокалипсиса, включая экономический. Но, к счастью, человечество никогда не развивалось по таким сценариям. Они существуют для сравнения. К ним нельзя относиться с должной степенью доверия. Заражение общим пессимизмом удлиняет выход из кризиса. Если настраиваться на плохое, то оно рано или поздно материализуется.
Мы сможем восстановить украинскую банковскую систему, вернув доверие населения к банкам. Я не вижу по существующей структуре украинского банковского рынка, что мы не сможем этого сделать. Тем более, что украинские банки всегда были более технологичными, чем банки других стран. Так строилась украинская банковская система. Через оздоровление украинской банковской системы оздоровится и вся экономика страны.
From-UA: - Как можно будет это сделать?
В.Горбаль:- Восстановление доверия населения предполагает совместные действия всей украинской банковской системы и в области инвестиционной политики, и в области общения с каждым из клиентов, ведь не секрет, что многие услуги были предельно стандартизированы, особенно в больших банках. Хотя весь этот процесс будет более трудоемким, чем был ранее.
Прогнозируемая политика со стороны Национального банка и правительства – это тоже одна из необходимых вещей, потому что пока четкого видения выхода из кризиса у власти нет. Поэтому возникает публичная дискуссия о методах и инструментах выхода из кризиса, которая, естественно, вселяет в население ощущение неуверенности в завтрашнем дне, а соответственно, недоверие к банкам.
From-UA: - Часто звучит мнение, что если бы Украина выходила из экономического кризиса вместе с Россией, то нам было бы легче это сделать. Вы согласны с этим мнением?
В.Горбаль:- Это ошибочное мнение. Каждая из стран принимает свои национальные планы спасения экономики. У нас с Россией разные модели существования экономики. На днях министр экономики России признал, что Россия пойдет уже по другой модели развития экономики. Видимо, имелись в виду и высокие цены на нефть.
Мы не получали дивидендов от высоких цен на нефть, как получала Россия. Поэтому у нас совершенно иные формы образования стабилизационных фондов. Если Россия в состоянии формировать стабилизационный фонд, исходя из высоких цен на нефть, и таким образом сформировать профицит бюджета, то у нас даже в предложениях и в принятом уже пакете антикризисных мер формирование стабилизационного фонда предполагается, исходя из средств, полученных от приватизации. То есть у нас иной подход.
Отрадно, что мы перешли от понимания того, что средства от приватизации направляются на социальные нужды, к пониманию того, что средства от приватизации должны направляться на развитие экономики. Подобный перелом в сознании у нас уже, видимо, произошел.
«Откуда экономический смысл выдачи кредита в валюте - абсолютно непонятно»
From-UA: - Как Вы считаете, адекватны ли действия Нацбанка по отношению к доллару? Я имею в виду искусственную стабилизацию курса доллара, комиссионные, которые начисляются от валютных операций, закрытие обменников?
В.Горбаль:- Тема закрытия обменников на моей памяти обсуждается уже последних лет 5-7, это связано и с частыми нарушениями, и с несоблюдением норм безопасности, и многим другим. Украинские банки за это время прошли период максимально динамичного развития с точки зрения открытия точек продаж через свои филиалы и отделения. Говорить о том, что рынок не насыщен отделениями и филиалами, наверно, не приходится. Многие банки, анализируя ситуацию, сложившуюся в период кризиса, даже приходят к выводу, что где-то эта сеть даже великовата. Это говорит о том, что действительно экономической целесообразности существования пунктов обмена, которые выдают деньги, оказывают единственную услугу – услугу по купле-продаже валюты, просто нет.
Поэтому эта проблема поднята не в связи с экономическим кризисом. Это давняя проблема, сейчас возникла возможность ее решить, чтобы население могло обменивать иностранную валюту, покупать или приобретать ее исключительно в отделениях банка, в точках продаж банков, при этом получая там и другие услуги. То есть зря эта проблема обсуждается, на ней так сильно акцентируется внимание. Я быстрее допускаю, что ряд агентов, для которых это был источник доходов, как бы сознательно лоббируют эту ситуацию дальше в виду возможности ее отмены. Но сейчас уже вряд ли это решение будет отменено.
По поводу комиссионных. Тут на самом деле мы являемся, может быть, заложниками дискуссии, связанной со следующими тезисами. Первое: стабильная и прогнозируемая валютная политика является одним из элементов возобновления доверия украинских граждан к украинской денежной единице, как следствие - к украинской банковской системе. Поэтому Национальный банк делал все шаги, направленные пускай даже на искусственное сдерживание курса гривны.
Есть второй подход – отпустить курс, чтобы именно через курс был снят весь ажиотажный, спекулятивный спрос. И тот курс доллара, который сейчас есть в обменниках, это курс, который целиком и полностью формируется под ажиотажным спросом. Поэтому назвать его реальным абсолютно нельзя. Потому и существует борьба двух подходов: или отпустить – и ажиотажный спрос съестся через высокий курс, или держать опять же для того, чтобы восстанавливать доверие. И тут что первичнее, сложно сказать. Я являюсь сторонником того, что нам через прогнозируемую валютную позицию легче будет восстановить доверие.
From-UA: - Люди озабочены курсом доллара. В обменниках доллары купить нельзя, можно только сдать. Людям говорят, что долларов в обменниках нет. Как объяснить такую ситуацию? Это политика Национального банка или это все-таки придумывают сами владельцы обменных пунктов?
В.Горбаль:- Банки, как правило, работают на арбитраже, на обороте, на той комиссии, которая идет в доход банка в результате операции купли-продажи. Есть агенты и обменные пункты, которые работают с определенно заданной целью. Например, на сегодняшний день им требуется приобрести энную сумму долларов. Или иногда им дается абсолютно иная задача - только, допустим, необходимо продать энную сумму долларов. Это является еще одним подтверждением того, что решение о закрытии обменных пунктов, особенно агентских, правильное.
„Отрадно, что понимание роли банков пришло. Плохо, что оно пришло только в связи с финансовым кризисом”
From-UA: - Многие граждане брали валютные кредиты, сейчас они не могут оплатить кредит, так как не могут купить доллары. Некоторые банки пошли на то, чтобы принимать оплату по кредитам в гривнах. Но за это они берут комиссионные. Правильно ли это по Вашему мнению?
В.Горбаль:- Мне думается, что в свое время было ошибочным решение, разрешающее платить кредиты в валюте. Естественно, многие украинские граждане, выбирая кредит в валюте, в первую очередь руководствовались сравнением процентных ставок по валютным и по гривневым кредитам. Потому что процентная ставка по валютным кредитам была несколько ниже. При этом мы сознательно закрывали глаза на то, что официально валютных поступлений или доходов у наших граждан не было. Если не брать во внимание выплату зарплаты в конвертах, в долларах. Официально, я думаю, небольшой процент украинских граждан получал свои доходы в валюте. И откуда экономический смысл выдачи кредита в валюте, абсолютно непонятно. Опять же, официально все расчеты на территории Украины осуществляются в гривне, хотя могут привязываться к курсу доллара. Это является причиной данной проблемы.
Резкое повышение кредитных ставок в гривне тоже абсолютно объяснимо. Оно началось еще где-то с апреля. Это искусственное сокращение денежной массы и последствия сокращения ликвидности украинских банков, удорожания гривны. Это методы, которые министр финансов В.Пинзенык тогда рекомендовал применять в экономике как средство борьбы с инфляцией. То есть чем меньше денег в системе, тем ниже инфляция. Можно применять подобные догмы, но при этом понимать, что у этой догмы есть всегда обратная сторона медали – это экономический спад. В данном случае он выбрал модель, которая, собственно говоря, и привела к тому, что мы имеем. Плюс кредит всегда должен быть выше ставки процента по инфляции. В данном случае мы имеем процент инфляции за 25%, поэтому ставки за 30% вполне объяснимы экономически.
Проблема валютных кредитов сейчас взята под контроль. Эту ситуацию взял под патронат Секретариат Президента в лице Александра Шлапака. Уверен, что решение проблемы будет найдено. Возможно, это будет гривневая конвертация по какому-то условному курсу. Мы не можем сравнивать свою экономику, например, с экономиками тех же восточноевропейских стран, где в условиях экономического кризиса нет такой проблемы, как резкая переориентация населения с одной валюты на вторую. Вряд ли можно представить, что в Европе кто-то срочно меняет евро на доллар. Такого нет. Это наша национальная проблема, так как уровень долларизации у нас достаточно большой и при этом мы имеем фактически бивалютные расчеты.
From-UA: - Василий Михайлович, Вы говорите о том, что идет принятие решений для облегчения выплаты населением кредитов в гривне. Но кредиты нужно выплачивать в определенный срок. Что делать населению, пока принимаются решения?
В.Горбаль:- Решение будет приниматься достаточно быстро и оперативно. На этой неделе, я думаю, Национальный банк выйдет со своими инициативами, и они будут, надеюсь, положительно восприняты рынком, то есть и банками, и клиентами. Клиентам могу дать единственную рекомендацию – действительно выходить на переговоры со своими банками. В случае недостижения компромисса - выходить на уровень выше. Потому что банки сейчас тоже вынуждены идти навстречу заемщикам. В стабилизации ситуации заинтересованы все. Поэтому не надо рисовать из банка образ злого врага, который заинтересован в том, чтобы забрать предмет залога. Банки не будут торговать квартирами и машинами, в этом банки заинтересованы меньше всего.
From-UA: - А не получится ли так, что люди будут отказываться от залога, мотивируя свой отказ тем, что не готовы выплачивать кредит, соответственно, будут отказываться от кредита?
В.Горбаль:- Такое тоже возможно. Я скажу даже, что в некоторых средствах массовой информации появляются целые инструкции о том, как не вернуть кредит банку, что для этого надо сделать. Правовая и социальная оценка подобным рекомендациям тоже будет дана в свое время. В любом случае, мы будем двигаться эволюционным и цивилизованным путем. Каждому из граждан необходимо будет формировать и свою собственную кредитную историю, историю отношений с тем или иным банком. Потому что один раз отказавшись от выплаты кредита, можно себе испортить всю дальнейшую жизнь. Не надо исключать возможность того, что человек через несколько лет опять вдруг решит обратиться в банк. Пускай он обратится в иной банк для получения кредита или какой-то другой услуги. А потом с удивлением для себя узнает, что неполучение этой услуги связано с его отказом выплачивать кредит в 2008-2009 году.
From-UA: - Вы встречались с Президентом. Обсуждался вопрос банковской системы и поведения банков в условиях финансово-экономического кризиса. Как Вы считаете, встреча была результативной или формальной?
В.Горбаль:- Я считаю результативными все встречи в формате, в котором присутствуют руководители крупнейших банков. На таких встречах действительно идет дискуссия, есть сторонники разных подходов. Банкиры понимают проблемы всех отраслей, поэтому могут дать абсолютно понятные советы по той или иной ситуации. Единственно, что такой диалог у нас часто пропадал, наверное, потому, что не было необходимости, а может быть, потому что не было должного, в хорошем понимании этого слова, лобби в Верховной Раде. Воспитывался миф, что банки – это как раз тот вид бизнеса, который всегда может подождать решения своих вопросов, что есть более приоритетные отрасли. Сейчас ко всем приходит понимание, что от правильной работы банков зависит работа всей экономики. Сейчас уже министр финансов говорит о том, что банки – это кровеносная система всей экономики. Сейчас настал переломный момент, когда у банкиров стали спрашивать, что им надо, чтобы система работала еще лучше, технологичнее. Отрадно, что это понимание пришло. Плохо, что оно пришло только в связи с финансовым кризисом.