...на встрече в Оране (Алжир). Король Саудовской Аравии определил идеал – $75 за баррель плюс-минус $5. Высокое собрание в знак согласия болезненно застонало.
Нефтяная жадность
Для информации: ОПЕК объединяет 13 государств-нефтедобытчиков. В этих странах сосредоточено около 67% мировых разведанных запасов нефти и 40% нефтедобычи (1,68 млрд. тонн). На Россию приходится 11,5% (486 млн. тонн) мировой нефтедобычи. Вхождение РФ в состав ОПЕК делает картель держателем контрольного пакета мирового нефтепроизводства. С начала июля и по декабрь т.г. цены на нефть совершили головокружительный кульбит, снизившись с $147 за баррель до $40.
Решение вопроса лежало на поверхности – сократить нефтедобычу, чем стимулировать рост цен. Что и было сделано без проволочек. На первый взгляд решение ОПЕК стало беспрецедентным – сокращение добычи на 2,2 млн. баррелей в сутки. Двумя месяцами ранее картель вдохновился на снижение добычи только на 1,5 млн. баррелей. Россия взяла на себя обязательства в следующем году урезать нефтедобычу на 16 млн. тонн, то бишь с 486 до 470 млн. тонн.
Однако, несмотря на впечатляющие цифры снижения суточной добычи, в итоге мировая нефтедобыча снизится только на 3%. Причем это только в идеале. На самом деле вряд ли сокращение будет более 2%. Поясню. В октябре опековский коллектив обязался снизить изъятие из недр нефти на 1,5 млн. баррелей в сутки, но сподобился только на 950 тыс. Каждый из членов ОПЕК филонил в меру своей изворотливости.
Россия тоже хитрит. Буквально консервировать скважины она не намерена. Это ещё связано с технологическими сложностями, обусловленными суровым сибирским климатом. Снижение планируют произвести путем естественного выбытия месторождений. Но и здесь имеются сомнения. В соответствии с разработанной энергетической стратегией РФ до 2030 года, экспорт нефти в 2010 году должен составить 244 млн. тонн (в 2008 году экспортировано 238 млн. тонн). К 2015 году экспорт обязан вырасти до 263 млн. тонн.
Информация о сокращении странами ОПЕК объема добычи не устранила беспокойства инвесторов относительно дальнейшего падения мировых цен на нефть. 18 декабря стоимость черного золота на Нью-Йоркской товарной бирже резко упала на 8% до $40,06 за баррель. На следующий день за баррель давали всего $35,98.
Прогноз нефтяной погоды на завтра
В прогнозах нет недостатка. Ворожат на судьбу нефти все кому не лень, и я в том числе. Вот несколько пророчеств от наиболее известных субъектов.
Саудовская Аравия составляла бюджет-2009 исходя из среднегодовой цены в пределах $45-50. Члены ОПЕК Ливия и Нигерия остановились на отметке $45. Венесуэла более оптимистична – $60. Россия неприлично щедра – $95. Министерство финансов США полагает, что на следующий год средняя цена углеводородов не превысит $51. Всемирный Банк остановился на $75.
Следует отметить, что ведомство Алексея Кудрина до августовской верстки трёхлетнего госбюджета на 2009-2011 гг. было консервативно в прогнозах. И в своих расчетах госбюджета исходило из стоимости нефти в этот период в пределах $50-55 за баррель. Но потом бес июньских цен попутал министра финансов РФ. Он дрогнул и въяремил в бюджет среднегодовую цену на уровне $90 млрд., при этом допуская, что она может снизиться до $70.
Все прогнозы представляются чрезмерно оптимистичными. Многое в ценообразовании зависит от тандема США – Китай как главного потребителя энергоресурсов. Объем спекулятивного сегмента экономики США, по мнению независимых экспертов, превысил 30% ВВП. Сейчас спекулятивный пузырь лопнул, и совокупный спрос начал выдыхаться. Власти США пошли по пути демпфирования падающего спроса за счет вброса эмиссионных денег, т.е. предпочли долгоиграющий ужас быстрому и ужасному концу. Надеясь при этом, что экономика будет постепенно адаптироваться к новым обстоятельствам. За падением спроса следует реальное падение экономики. Объемы промышленного производства в идеале (так хотят на Уолл-Стрите) будут снижаться по пологой траектории, пока не обмякнет весь пузырь «виртуальной экономики» и не произойдет сжатие ВВП на 30-35%.
Америка по привычке отливает пули, заявляя о рецессии с декабря 2007 года. Есть основания предполагать, что в 2008 году в Штатах наблюдается не нулевой рост, а самое натуральное падение ВВП порядка 4%. Достаточно посмотреть на американский автопром. Краса и гордость Америки агонизирует. 12 декабря руководство General Motors заявило о закрытии 20 североамериканских заводов компании. Разорение автопроизводителей тащит за собой сотни местных и зарубежных компаний, которые поставляют комплектующие автомобильной отрасли.
Падение спроса в США работает на понижение производства Китая, промышленность которого находится в симбиозе с экономикой янки. Вместе эти два доминирующих рынка потянули мировой спрос на нефть вниз. И этот процесс не скоротечный. А значит ценам на нефть гарантировано дальнейшее падение до величины себестоимости добычи, плюс: 10-20% маржа нефтепроизводителей, некоторый плавающий довесок на спекуляции (куда же без оных в нашем либеральном веке) и инфляционная составляющая.
Себестоимость добычи нефти находится в диапазоне от $3 за баррель (Саудовская Аравия) до $10 (Мексика, Венесуэла). К слову, себестоимость добычи российской нефти в среднем составляет около $8. Таким образом, цена нефти вполне может снизиться до $20-25 за баррель. Чтобы перебить эту пренеприятную для нефтепроизводителей тенденцию и иметь вожделенные $70 за баррель, необходимо не 3%-ное снижение добычи, а гораздо более мощное её сокращение, опережающее падение спроса на нефть.
И если мировая экономика в следующем году упадет на 2% (прогноз МВФ, основан на статистической туфте, которую впаривают всему честному миру ведущие экономики мира), то добычу необходимо добросовестно сократить как минимум на 10%. И далее по мере снижения мирового ВВП обязательно поддерживать снижение добычи опережающими темпами. Хотя такая комбинация не гарантирует успеха. Практика показывает, что в процесс формирования цены на нефть вмешиваются и другие факторы (например, организованная военная заварушка), которые сильно корректируют тенденции, и учесть их во всей взаимосвязи не представляется возможным.
Потому вряд ли опековская братия будет рисковать, пойдя на более радикальное снижение нефтедобычи. А значит, мы можем стать свидетелями дальнейшего падения спроса и, соответственно, падения стоимости и объемов добычи. Напомню, что в конце 90-х годов стоимость нефти находилась на отметке $10 – 12 за баррель (ещё тех, более полновесных долларов), а мировая добыча нефти не превышала 3,3 млрд. тонн.
Дела российские, интерес украинский
Сейчас в Минэкономразвития РФ, возглавляемого тщательной Эльвирой Набиулиной, прорабатываются три сценария развития событий на 2009 год. При оптимистическом сценарии, когда цена нефти будет $60 за баррель, ничего существенно менять в бюджете не придется, а рост ВВП составит порядка 4-5%. Базовый сценарий – при цене нефти $50 ВВП подрастет на 3-3,5%. В таком случае придется потрясти кубышку Резервного фонда. Из него для затыкания пробоины в бюджете придется извлечь порядка $20 млрд. Что совсем не смертельно, учитывая, что размер Резервного фонда, специально созданного для этих целей, на сегодня составляет $130 млрд. Пессимистичный – при цене $30 рост ВВП упадет до 2-2,5%.
Украина, в принципе, заинтересована, чтобы экономика России не впала в кому, как это случилось с украинской. Ведь товарооборот между нашими странами только за 10 месяцев т.г. составил $31,85 млрд. Причем торговое сальдо не столь удручающее, как со странами ЕС – минус $3,71 млрд с РФ, против $9,5 млрд с Европой.
Нельзя забывать и о 2-3 млн украинских остарбайтерах в России. Если их начнут заворачивать обратно на Украину, то нам мало не покажется. Мы лишимся $10 млрд заробитчанских инвестиций. Да и народ этот энергичный, ушами хлопать не будет, слушая пустозвонов от власти, а начнет качать права. А может, это и к лучшему. Кто-то же должен расшевелить наше болото безысходности.
Перспективы
Мало оснований рассчитывать на рост цен на нефть до комфортных значений. По всему видать, в ближайший год произойдет снижение стоимости до уровня $25-30 за баррель. Возможны кратковременные вспышки роста, обусловленные спекулятивной игрой на биржах. Россию ждут нелегкие времена. Но надо согласиться с Путиным, который недавно заявил, что Россия и не такие испытания выдерживала.
У руля России хоть и не гении, но вполне адекватные люди (в отличие от украинских пустобрехов). Амбициозные, работоспособные и патриотичные мужики. Конечно, им придется многое пересмотреть в своих либеральных взглядах, если они намерены послужить отечеству. Жизнь заставит Россию преодолеть приобретенный синдром «голландской болезни». У Москвы есть с чего развиваться и куда вбухивать имеющиеся средства – сохранивший свои кондиции ВПК просто обязан стать отправным пунктом роста. Увы, ВПК Украины прошел точку невозврата, и теперь он обречен только тлеть с распродажи стареющей военной техники со складов Минобороны (наследие Советской империи) в ущерб собственной безопасности.
Украинские правители демонстрируют безумную активность только на ток-шоу у Савика Шустера. Умиляют размышления местечковых экспертов о том, что кризис расправит крылья отечественным товаропроизводителям. Сильная девальвация гривны преградит путь импорту, и отечественная промышленность интенсивно начнет набирать обороты. Где они узрели отечественного товаропроизводителя? Ничего из техники (бытовой, прежде всего) мы уже практически не производим, а занимаемся, в лучшем случае, отверточной сборкой. Украинский бренд – это стальные слябы и карбомид по демпинговым ценам, что производим на оборудовании, доставшемся от наших дедов. Даже пиво бодяжим на немецком оборудовании на немецком же солоде.
Конечно, какие-то скобяные мастерские, конторы «рога и копыта», фирмы «сантехуют», рембытсервис по починке штиблет и хламид могут неплохо развиваться, но чтобы заработала промышленность…
Чтобы она заработала, её необходимо сначала заново отстроить. А чтобы построить, нужны средства, головы и руки, а чтобы это всё появилось, нужно метлой вымести из страны всю нашу клептократию.
23.12.2008 09:00