...против «перекладывания проблем кризиса на плечи трудящихся», продемонстрировала растущую пропасть между «карманными» профсоюзами и теми, кто действительно пытается отстаивать интересы рабочего класса. В условиях кризиса разделение это становится все более явным. В то время, как одни протестуют против необоснованных сокращений и не менее страшной латентной безработицы под видом отпусков «за свой счет», другие считают, что проведение подобных акций приведет к еще большей дестабилизации ситуации в обществе и только усугубит положение в экономике.
Однако не замечать нарастающих социальных проблем уже просто невозможно. Финансовый кризис обещает стать «моментом истины» для постсовкового профсоюзного движения. Своего рода водоразделом между профсоюзами как анахронизмом советской эпохи с характерной застоявшейся бюрократической структурой и оставшимися с тех же времен руководящими кадрами и новыми эффективными структурами самоорганизации трудящих для защиты собственных прав.
Ведь если первые чаще всего обслуживают интересы собственников и руководителей, выступая своего рода «прокладкой» между нами и трудовыми коллективами, то вторые все чаще вынуждены вступать в открытые конфликты с руководством предприятий. Ярким примером, когда деятельность профсоюза оборачивается против самих же наемных работников, стала ситуация вокруг создания дочернего предприятия (ДП) «Укравтогаз» на базе филиала Управление «Укравтогаз» дочерней компании (ДК) «Укравтогаз» НАК «Нафтогаз Украины».
Слухи о том, что Управление «Укравтогаз», эксплуатирующее сеть из 89 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) планируют выделить в отдельное ДП ходили по предприятию с весны этого года. Вопрос был поднят руководством «Нафтогаза» и получил одобрение в Минтопе и правительстве. Тогда же появилась информация, что «газовые заправки» просто «заказали» заинтересованные люди. Ведь пока АГНКС находились в составе ДК «Укртрансгаз» их отчуждение, согласно Закону «О трубопроводном транспорте» было запрещено. А сеть из почти сотни заправок, приносящих годовой доход свыше 800 миллиона гривен, стоит никак не менее 180 миллионов долларов – весьма лакомый кусок, тем более в условиях кризиса.
Как водится, трудовому коллективу никто ничего объяснять не стал, а на все попытки получить достоверную информацию руководство говорило: все в порядке, не толпитесь, а когда будет что-то известно, вам сообщим. Причем все подготовительные мероприятия почему-то проходили в обстановке строгой секретности. Еще в октябре пресс-служба Минтопэнерго опровергала планы реорганизации «Укртрансгаза», а уже 11 декабря министр Юрий Продан подписал приказ № 627 Минтопэнерго «О создании дочернего предприятия «Укравтогаз» НАК «Нафтогаз Украины».
Результатом этого скоропалительного и не до конца продуманного решения стал трудовой конфликт между двухтысячным коллективом предприятия и государством в лице Минтопэнерго и НАК «Нефтегаз Украины». Дело в том, что реорганизация «Укравтогаза» из филиала ДК «Уктрансгаз» в самостоятельное юридическое лицо означает, что на его работников положения коллективного договора «Укртрансгаза» теперь не распространяются и вместо стабильной зарплаты и социальных гарантий их ожидают весьма туманные перспективы. Ведь даже потенциальная прибыльность будущего ДП совсем не гарантирует их сохранения. Более того, люди, знакомые со всеми нюансами хозяйственной деятельности АГНКС, всерьез рассуждают о грядущем ухудшении условий оплаты труда и социального обеспечения.
В «Укравтогазе» опасаются, что расходы на создание нового предприятия, а также сложная экономическая ситуация приведут к ухудшению финансового положения сети автозаправок и, как следствие, уменьшению отчислений на оплату труда и социальные программы коллективу, сокращению количества рабочих мест. По подсчетам «укравтогазовцев», финансирование заработной платы и социальных выплат может сократиться в 5 раз – с 20 миллионов гривен в год по действующему коллективному договору до 4 миллионов гривен согласно минимальным нормативам действующего законодательства. Ну а если сбудутся самый мрачные предсказания и сеть АГНКС будет приватизирована, то и об этих скромных средствах можно будет забыть: земля, на которой находятся заправки, стоит зачастую гораздо дороже их самих.
Для того чтобы защитить свои права, объединенный профсоюз «Укравтогаза», которым руководит Юрий Гришко, решил прибегнуть к помощи Национальной службы посредничества и примирения при Президенте Украины. Согласно закону, в случае трудового спора при участии ее представителей создается Примирительная комиссия с участием всех заинтересованных сторон: работодателей, работников и профсоюза. А уж если и им не удастся достичь консенсуса, то трудовой коллектив имеет право на крайнюю меру – забастовку. Но здесь-то и началось самое интересное.
Как оказалось, кроме «укравтогазовского» профсоюза права трудового коллектива филиала собрались отстаивать профсоюз ДК «Укртрансгаз» (глава совета профкомов Владимир Дмитришин) и даже объединенный профсоюз работников нефтяной и газовой промышленности, которым руководит Александр Попел.
Правда, им, в отличие от «укравтогазовцев», есть что терять: никакая реорганизация им не угрожает, а даже напротив – резкие выступления против руководства Минтопэнерго и НАКа вполне могут стоить насиженного места. Может быть, именно поэтому профсоюз Попела начал активно создавать собственную Примирительную комиссию в противовес существующей. Предполагается, что ее задача – вытеснить из трудового спора людей, реально представляющих интересы коллектива «Укравтогаза», и попытаться уговорить двухтысячный коллектив согласиться с изменением условий коллективного договора.
Более того, по имеющейся в профкоме «Укравтогаза» информации, руководство профсоюза работников нефтяной и газовой промышленности может пойти на прямой подлог. Ведь согласно отраслевому договору для реорганизации предприятия необходимо «погодження» профкома, а люди Попела, не спрашивая мнения трудового коллектива, вполне могут сдать его интересы. В таком случае и профсоюз, и Примирительная комиссия станут лишь механизмом по навязыванию воли руководства НАК «Нафтогаз Украины» многотысячному коллективу «Укравтогаза».
Впрочем, от «карманного» профсоюза Александра Попела трудно было ожидать иной позиции. Ведь Александр Григорьевич находится на профсоюзной работе аж с 1981 года, а как известно, советские профсоюзы всегда предпочитали прислушиваться не к голосу рабочих, а к мнению партийного руководства. Кроме того, поговаривают, что долгие годы работы в нефтегазовой отрасли основательно подпортили психику и характер профсоюзного деятеля и в настоящее время увидеть его трезвым после обеда удается нечасто. Да и вообще, трудно быть принципиальным, когда остается всего пара лет до пенсии. Впрочем, молодой коллега Попела, профсоюзный лидер из «Укртрансгаза» Владимир Дмитришин, занимает еще более осторожную позицию. На словах заявляя о поддержке «укравтогазовцев», на деле он делает все, чтобы затянуть процесс. В частности, уже длительное время не решается передать в распоряжение Примирительной комиссии протокол собрания Совета глав профкомов «Укртрансгаза», на котором высказывалась поддержка требованиям трудового коллектива «Укравтогаза». Тем не менее, несмотря на противодействие со стороны коллег по цеху, профком и работники Управления заявляют, что пойдут до конца, отстаивая свои права. Ведь очевидно, что будущее рабочего и профсоюзного движения возможно только при таких условиях.
24.12.2008 21:58