...можно подвести некоторые предварительные итоги этого противостояния.
Начнем с того, что масштаб боевых действий и развернутых фронтов, конечно, не дает оснований называть эту войну «мировой». Однако назвать ее европейской вполне возможно.
Сейчас сложно назвать победителей этого противоборства. Во всяком случае, среди непосредственных участников этой битвы народов таковых не найдется. Все проиграли. Только каждый проиграл по-своему.
Европа в клещах «Газпрома»
ЕС, наверное, впервые за многие годы ощутил себя на коленях перед Россией. Прям как в старые добрые времена позднего Сталина и раннего Хрущева, когда европейцы готовились проснуться под грохот советских танков.
Оказалось, что у ЕС даже нет адекватной реакции на отключение газа. По всей видимости, эта угроза не была в числе приоритетных для брюссельских аналитиков. Особо почувствовали свою уязвимость члены НАТО и ЕС из числа стран бывшего соцлагеря. Да, никуда они не ушли от России.
Ранее, учитывая пресловутую тему «воровства» газа, ЕС планировал обойти непредсказуемую Украину тремя газопроводами по дну Балтики и Черного моря. Один из них уже построен и работает.
Так, в ноябре 2005 года на газоизмерительной станции Дурусу (Турция) состоялись торжественные мероприятия, посвященные реализации проекта «Голубой поток». Проектная мощность газопровода из России в Турцию составляет 16 млрд. куб. м газа в год.
Другой амбициозный проект «Северный поток» должен соединить российский Выборг с немецким Грайфсвальдом. Ввод в эксплуатацию первой нитки «Северного потока» пропускной способностью 27,5 млрд. куб. м газа в год намечен на 2011 год.
Строительство второй нитки газопровода к 2012 году приведет к увеличению его пропускной способности до 55 млрд. куб. м. Целевыми рынками поставок по «Северному потоку» являются Германия, Великобритания, Нидерланды, Франция, Дания и другие страны. Это особенно далекоидущий проект «Газпрома», позволяющий подключить к российской трубе британцев, черпающих ныне газ из месторождений Северного моря.
Еще один проектируемый газопровод «Южный поток» планируется пустить по дну Черного моря от компрессорной станции «Береговая» на российском побережье до побережья Болгарии. Проектная мощность – 30 млрд. куб. м.
Не будем забывать и про газопровод «Ямал – Европа» (через Белоруссию), введенный в эксплуатацию в 1999 году. Проектная производительность газопровода – 33 млрд. куб. м в год.
Такими ходами евро-бюрократы хотели раз и навсегда решить проблему, возникавшую на газопроводе «Уренгой - Помары - Ужгород». Но теперь им понятно, что даже такие мощнейшие инвестиции не дадут Европе покоя. Зависимость от Ющенко и Тимошенко ослабеет, а вот зависимость от Путина – наоборот усилится.
Европа в таком случае станет эксклюзивным получателем российского газа, вовек повязанным с интересами «Газпрома». А после января 2009 года в Европе уже мало хотят такого сценария.
Киевская монополия
Украина, несмотря на огромное желание свалить все на Россию, тоже понесла огромные потери. Теперь нам долго придется доказывать самим себе, что отказы по приближению к НАТО и ЕС не имеют ничего общего с январем 2009 года. Сильно подорван имидж страны, которая рвется в Европу, но при этом то ли не хочет, то ли не может дать этой самой Европе газ. Надо же было самим так наплевать на мечту всей нации!
А ведь европейцы знают, что пока они мерзли и не знали, что делать, в украинских хранилищах было немало газа. Этот газ, наверное, держали на случай ядерной войны или еще чего-нибудь подобного, потому как были все-таки остановлены многие отечественные предприятия. А чиновники «Нафтогаза» бодро рапортовали на всю страну о том, что газ у нас якобы есть.
Единственное, что позволяет украинской стороне бодро смотреть в будущее – это безальтернативность нашей ГТС для российских газовщиков. Да, несмотря на обилие альтернативных газопроводов, у украинских труб по-прежнему есть подавляющее преимущество. Все-таки при Союзе могли построить то, что потом оказалось не под силу российским олигархам. На выходе мощность украинской ГТС составляет 175 млрд. куб. м. В 2007 году, к примеру, через украинские газопроводы в Европу было прокачано 115 млрд. куб. м российского газа.
Как видим, это ощутимо больше, чем все остальные трубопроводы, построенные и еще нет, вместе взятые. Не будем забывать и о том, что потребление газа будет только расти, а это означает, что «Газпрому» все равно придется договариваться с Украиной. И обходные пути здесь не помогут.
Ошибка Путина
Россия тоже, как ни странно, оказалась в проигрыше. Если во время предыдущих конфликтов с Украиной россиянам удавалось объяснить Европе, что они ни в чем не виноваты, то теперь получилось по-другому.
Россия отчасти проиграла информационную кампанию, хотя рассчитывала на более негативное впечатление европейцев от тандема Ющенко - Тимошенко. Как видно, ставка делалась именно на усталость Брюсселя от дрязг и склок в украинской политике. Россияне ожидали, что ЕС в этой конфликтной ситуации будет лучше прислушиваться к одноголосой России, чем к украинской многоголосице.
Действительно, в коммерческом споре хозяйствующих субъектов российская жесткость и прямота более убедительны, чем украинская вязкость и нерешительность. Тезис о несанкционированном отборе газа на украинской территории выглядел убедительно, но подножку Путину сделала августовская война с Грузией. Наблюдатели на западе Европы увязали между собой войну в Осетии и конфликт с «Нафтогазом», превратив это в возрождение российского империализма. А это европейцам не нужно, даже если «друг Володя» будет хорошим поставщиком газа.
В итоге Россия понесла серьезное дипломатическое поражение. Поколеблен ее авторитет как эффективного поставщика энергоресурсов. Да, внутри страны народ оказался доволен проявленной жесткостью по отношению к Украине, но убытки на мировой арене еще придется подсчитать.
Реальные победители
А победителями в этой войне оказались страны, не принимавшие в ней никакого участия. Речь идет о центрально-азиатских поставщиках энергоресурсов. Они теперь могут быть более чем востребованы на европейском рынке.
Первоначально проект газопровода «Nabucco», представленный в 2004 году, предполагал поставку газа в Европу из месторождений Ирана в Персидском заливе. В 2006 году было принято решение в связи с конфликтом вокруг иранской ядерной программы изменить проект таким образом, чтобы иметь возможность поставлять в Европу газ из Туркмении, Узбекистана и Азербайджана.
Так же как арабское нефтяное эмбарго в 1973 году спровоцировало интерес Европы к поставкам из советской Сибири, газовая война с Украиной может кардинальным образом поменять приоритеты в этой сфере. Свою долю возьмет Иран, оказавшись в нужное время в нужном месте. Турция станет важным транзитером газа, еще раз доказав свою важность для расширения влияния ЕС. Еще больше могут окрепнуть средне-азиатские деспотии и дружественный член ГУАМ – Азербайджан.
28.01.2009 07:29