...(рег. № 6284 от 09.04.2010). Им предлагается за изготовление самогона для собственных нужд штрафовать в размере от 3 до 10 необлагаемых минимумов доходов граждан (в случае повторного нарушения в течение года – от 10 до 20), на продажу – от 20 до 50 минимумов («рецидив» - от 50 до 100).
Все мы знаем, что полностью искоренить в Украине самогоноварение не удавалось никогда. Но до недавнего времени оно было минимизировано на сугубо рыночном уровне: отечественные производители удовлетворяли спрос как относительно вкусовой гаммы, так и ценовой политики. Что произошло, что сейчас проблема вышла на уровень парламента?
Когда в июне прошлого года прежнее правительство, латая дыры в бюджете, подняло акцизы на алкоголь от 58 до 300%, трезвые голоса указывали, что уровень налогообложения является категорией, которая высчитывается, чтобы: 1) государство имело стабильно растущий доход в бюджет; 2) производитель мог нормально работать и развиваться; 3) потребитель получал качественную продукцию, цена которой соответствует уровню его доходов. Резкое повышение цены водки на 5 – 6 грн. за бутылку не приведет к уменьшению ее потребления (в кризисные периоды оно только увеличивается – это закон), а лишь даст толчок производителям фальсификата и самогона, утверждали тогда критики.
В ответ Кабмин Юлии Тимошенко в сентябре 2009-го принял постановление о повышении минимальной розничной цены на водку, в результате чего стоимость пол-литровой бутылки выросла с 14 до 17,96 грн. Сами по себе эти цифры – еще не повод для критики действий прежней правительственной команды. Оценивать их можно лишь по последствиям. Попробуем оценить.
Во-первых, начали падать – причем в прогрессии - продажи: почти на 10% после прошлогодних «нововведений» по итогам 2009-го и на такую же цифру за три месяца 2010-го. Постановлению о повышении акцизов еще не исполнился год, а продажа легальной водки сократилась на 16 млн. бутылок. Умножим эту цифру на 6,8 грн. акцизного сбора и увидим, что государство недополучило в бюджет почти 109 млн. грн. только прямых налогов.
Во-вторых, убытки получили легальные производители: за отчетный период остановилось почти 70 спирт- и ликеро-водочных заводов. На действующих были вынуждены сворачивать производство, то есть существенно сокращать персонал.
В-третьих, потребитель вынужден пользоваться услугами поставщиков «альтернативной» водки, которые в погоне за прибылями и без госконтроля часто этого потребителя просто отравляют. Падение продаж на 20%, к сожалению, не означает такого же отрезвления нации. Потребление не уменьшилось, а кризис, как уже говорилось, лишь увеличил его. Оно просто перешло в «тень».
Непосредственным подтверждением этого были бы статистические данные, но разве подпольные самогонщики отчитываются перед Госкомстатом? Понятно, что те 16 млн. недосчитанных бутылок потребитель все равно выпил. Только это был «альтернативный» напиток. Любой самогонщик скажет, что из 10 кг сахара можно получить 8 литров напитка. Не нужно быть экспертом по статистке, чтобы высчитать: «водочные» постановления прежнего правительства выдернули из оборота 10 тыс. тонн сахара – и теперь понятно внезапное и катастрофическое его подорожание, правда? Какое «почему-то» произошло после поднятия цены на водку и сокращения ее производства легальными заводами.
И попробуйте сейчас получить официальные данные о количестве отравлений в результате потребления самогона и фальсификата. Ни органы МВД, ни статуправление Минздрава их не афишируют. Скажем, еще в 2008 году было обнародовано количество умерших в Украине от употребления суррогатных напитков (около 10 тыс. лиц). Теперь ни за 2009-й, ни за текущий год чего-то подобного найти не удалось. Хотя о масштабах проблемы свидетельствует мониторинг регионов – на этом уровне определенные данные милиции и экстремальной медицины еще появляются.
Вот только за последние недели: «10.04.10. гр. Пристойная и Пристойный приобрели на рынке «Колос» г. Николаев 1 л горячительного алкогольного напитка за 15 грн. После употребления попали в областную больницу с тяжелым отравлением»; «во время Пасхальных праздников в 9-ю городскую больницу Буденовского района г. Донецк с алкогольным отравлением самогоном попали гр-ни Хаматшин (1976 г.р.) и Юдич (1977 г.р.)»; «15.04.10 в Центр экстремальной медицины скорой помощи г. Запорожья (ЦЭМСП) были доставлены двое мужчин 35 и 39 лет Мозговой и Истомин с чрезвычайно сильным алкогольным отравлением напитком сомнительного производства»; «в с. Красная Поляна Днепропетровской обл. четыре человека отравились суррогатным алкоголем. Трое из них – две женщины 42-х и 30-ти лет и мужчина 36-ти лет умерли»; «08.03.10. Одесская обл. Биляивский р-н, с.Маяки - 3 человека отравились алкоголем, купленным на рынке в пластиковой таре. 05.04.10. Одесская областная больница - 2 человека (Васнецов, Беляев) отравились водкой, купленной на квартире».
Конечно, по таким коротким показаниям составить полную картину внезапного увеличения изготовления и потребления самогона и фальсификата и отравлений ими невозможно. Данные замалчиваются уже на уровне участковых инспекторов. Скажем, ГУВД по Киевской области их уже полгода не обнародовало, хотя те же участковые, которые ближе всех среди стражей порядка к народу, в частных разговорах утверждают: самогоноварение за последних полгода увеличилось на 40%. Инспекторы – это люди, на которых упадет главный груз выполнения вышеупомянутого законопроекта в случае его принятия Верховной Радой. Будут ли они штрафовать своих соседей, кумовьев, дедов, просто знакомых? Все мы прекрасно понимаем, что в большинстве случаев стороны будут «договариваться». Негатив для потребителя заключается в том, что убытки за взятки самогонщики переведут на клиентов. Может, одни попробуют поднять цену на свой напиток, но – рынок является рынком – другие будут удешевлять «продукт» за счет еще более сомнительных примесей, увеличивая тем самым риск отравлений.
Мы же умеем читать между строк и без официальной статистики. Например, по данным вышеупомянутого ЦЭМСП, «в Запорожье среднесуточное поступление больных с алкогольными отравлениями составляет от 5 до 15 человек, из них больше 50% - пациенты, которые отравились алкогольными напитками сомнительного происхождения». Возьмем минимальную цифру – 5 пострадавших в Запорожье с его населением в 780 тыс. жителей - и заложим ее в нехитрое уравнение, чтобы вывести пропорцию к 48 миллионам украинцев. От результата отнимем 50% и умножим на количество дней в году. Вывод – минимум 55 тысяч граждан Украины может пострадать за год от «алкоголя сомнительного происхождения». А максимум (если брать не 5, а 15 из статистики ЦЭМСП) – до 165 тысяч!
Пьют самогон и рискуют жизнью люди, для которых цена легальной водки (18 – 20 грн.) заоблачна. Для них потенциальный риск потерять здоровье, а то и жизнь - ничто в сравнении с бутылкой самогона за 7 или 8 грн. Считать эту украинскую рулетку частью «естественного отбора» мешает элементарная мораль. Ведь это же государство руками бывшего состава правительства, которое лоббировало свои бюджетные интересы и интересы нескольких мощных участников рынка, сначала вынудило своего гражданина считать каждую копейку, потом – отвернуться от прилавка магазина с качественным, но дорогим товаром, и искать «дешево, но сердито». А закон рынка никто не отменял: есть спрос – будет предложение – из зерна, из свеклы, с табаком, с карбидом, с куриным пометом! Чтобы потом врачи скорой разводили руками от отчаяния.
Закон, который увеличивает административное давление на явление, новую волну которого породили несколько постановлений, ничего не изменит – этому свидетельство вся история отечественного самогоноварения. Когда государство одной рукой создает условия для злоупотребления, а другой пытается за него карать – это замкнутый круг наподобие циркуляции жидкости в самогонном аппарате. Прежняя правительственная команда вмешалась в законы рынка, и подпольное производство стало частью этого рынка. Причем такой, что сегодня приводит к безумным бюджетным убыткам, наносит убытки легальному бизнесу и в прямом смысле губит тысячи людей. И здесь не стоит изобретать велосипед – достаточно простой регуляции на том же уровне. Только рыночной, а не лоббистской.
29.04.2010 10:41