Чуден и прекрасен Крым, субтропической каплей нависающий над Черным морем. Благословенна крымская земля, как будто специально созданная для «розбудовы» райских кущ.
За название спасибо блистательному
Свириду Петровичу Голохвастову,
цирюльнику из-за канавы.
Свириду Петровичу Голохвастову,
цирюльнику из-за канавы.
Крым-брюле не выпекается
На гербе автономной республики Крым недвусмысленно отчеканено: «Процветание в единстве». Увы, ни процветания, ни единства автономное плавание в трюме корабля «Украина» не принесло.
Визитной карточкой Южного побережья является почти повсеместный срач. Конечно, можно отыскать полудикие места у моря за пределами городов и поселков, где следы человеческой жизнедеятельности не столь бросаются в глаза.
Инет забит под завязку сообщениями типа:
«Ездили этим летом отдыхать в Судак... Впечатления просто ужасные! Пляжи грязные, море тоже не блещет чистотой, набережные убирают очень редко. Зашли на платный пляж (40 грн. вход), честно говоря, мало чем отличается от общественного, так же грязно...»
«Были в Севастополе... Очень понравилось, но пляж просто нас убил: большие кучи мусора лежали позади отдыхающих, не говоря о валяющемся под ногами мелком мусоре типа окурков, кукурузных остатков и пивных бутылок. Нигде рядом нет урны, мусор мы носили с собой до ближайшей встречной. Как им самим не противно там жить, хоть бы какую ежедневную уборку организовали...»
Разумеется, человекам можно посоветовать не гадить там, где отдыхаешь. Но «венец природы» таков, что не оставлять мусор он не может. Потому грязно не там, где не мусорят, а там, где не убирают и не дают по рогам за брошенный мимо урны окурок, огрызок, окропленный куст и небрежно выложенную рядом с аллеей лепеху. По крайней мере, на первом этапе, пока рука бросающего в кусты пустую бутылку не дрогнет от ощущения неотвратимости наказания в виде штрафа на сумму, испепеляющую месячную зарплату офисной амёбы.
Причем меры воспитания давно известны и с успехом опробованы в разных уголках Земли. И до сих пор, невзирая на разгул демократии, московская подземка – самое чистое в мире место. Умели сталинские наркомы воспитывать людей на поколения вперед.
Сорок лет назад на месте нынешних чарующих глаз сингапурских небоскребов зияла одна огромная выгребная яма. Город, застроенный хибарами, утопал в мусоре и зловонии. Люди харкали из окон машин в общественных местах, а хамство в сфере обслуживания являлось национальным достоянием.
Но появился Хозяин – сингапурский Сталин Ли Куан Ю, и узнать в нынешнем городе-саде постколониальное отхожее место уже невозможно. Очень быстро сломали хребет родовой забаве – плеваться во все четыре стороны. За харкоту в общественных местах начали люто штрафовать, а параллельно в школах и в СМИ разъясняли, что плевание способствует распространению туберкулеза и прочих опасных хворей. За мусорение легко можно было угодить на общественные работы по благоустройству города. И сегодня в Сингапуре за брошенный мимо урны чинарик легко огрести штраф $300 при средней зарплате $900.
Можно ли представить, что в европейской державе Украине (ещё любят произносить слоганы о центре Европы) козла, сосущего на улице пиво, оштрафовали бы на 700 грн. (треть средней зарплаты).
Но не будем углубляться в теорию чистки авгиевых конюшен, в которые превратился Крым, да и вся страна скопом.
Потому, по моим наблюдениям человека, почти ежегодно навещающего полуостров, в крымские палестины чаще всего наведываются неискушенные «мандривныки», которым трудно сравнивать здешний отдых с другими курортными местами. Едут по традиции, по привычке, не без ностальгической составляющей, ведь Крым некогда был всесоюзной здравницей.
Экономика упадка
Потенциал туристической индустрии Крыма огромен. Но за 19 лет он никак себя не проявил. Власти успешно производят только выборы и фанатичное устремление в выдуманное прошлое. А дела вертятся только подле государственного бюджета, наполовину наполняемого средствами, взятыми в долг у кого ни попадя.
При этом и местные, и центральные власти продолжают генерировать маниловщину. В Киеве дядько собирается через 10 лет проводить Олимпийские игры, попутно вывести державу в «найрозвинутішу країну у світі», а в крымском огороде местные «кимвалы бряцающие» грозят завалить Крым бледными тушками туристов по самый Перекоп.
«В прошлом году у нас было 5 млн. отдыхающих, в том числе 1 млн. организованных, в этом году мы ожидаем на 30% больше», – потирает руки заместитель председателя Совета министров Автономной Республики Крым Екатерина Юрченко.
С какого дуба упала эта цифра туристического нашествия? Тем не менее, слушая разгоряченные речи уполномоченных, многие владельцы апартаментов, рассчитывая сорвать куш, поспешили на 10-15% взвинтить цены на проживание. И это при том, что православные братья греки от безнадеги хоть как-то поправить свои скорбные дела (кризис только у наших керманычей приказал долго жить, они его языком слизали) начали сбрасывать цены на свой роскошный сервис.
Есть сообщения, что в Греции или Испании в этом году за 50 долларов в сутки можно снять номер на двоих в гостинице с собственным пляжем и бассейном, что на треть дешевле, чем минувшим летом. За такую же сумму на ЮБК в бархатный сезон нереально даже поселиться, не рассуждая о возможности потрогать телом аналогичный европейскому сервис. Не проверял. Может, это и правда.
Тем не менее, ситуация в конце мая резко поменялась, москвичи – основные завсегдатаи крымских пансионатов – переориентировались на гостеприимную Южную Европу. Собравшиеся в поход по шерсть крымчане, очень могут вернуться стриженными. Заявок на бронирование жилья у моря в этом году на 70% меньше, чем в 2009 году – ударили в набат владельцы койко-мест. Ситуация близка к панике.
Ну не получилось за 19 лет из Крыма соорудить кузницу для ковки средств в местный и центральный бюджеты. Особого навара нет даже для крымского бюджета. Более того, складывается впечатление, что дар Божий – ЮБК – обуза для Симферополя. Посудите сами: в общем объеме налоговых сборов и поступлений в крымский бюджет в 2009 году доходы от курортной сферы составили 6,8%, в то время как поступления от промышленности – 19,8%. Доля курортно-рекреационного комплекса Крыма в ВВП державы составляет микроскопическую величину – не более 1%. Для сравнения: в 11-миллионной Греции, в которой, как известно, есть всё, вклад туризма в ВВП внушителен – до 17%. А в туристической отрасли занято 20% рабочей силы страны.
Однако субтропики ЮБК, в условиях впечатляющего пофигизма властей (в том числе и киевских прожектёров), не могут обеспечить сносной работенкой и 150 тысяч жителей Крыма. Отчего средняя зарплата островитян унизительна – 1818 грн. (данные за апрель), что меньше на 14%, чем в среднем по стране. Да, «крымляне» зарабатывают в массе своей на уровне украинских учителей, а учительство в Украине давно уже стало разновидностью нищенства.
Положение, на мой взгляд, безнадежное. Трудно рассчитывать на развитие курортной базы в стране, тотально разобранной на трофеи несколькими сотнями семейств. Оно надо володарям думать об отдыхе смердов и о развитии того, что непосредственно их кармана не касается!
Дежурные оптимисты судачат, что дай им несколько миллиардов гринов – и Крым преобразится, подобно обыклому куриному яйцу в рукоделие мастера Фаберже.
«Крымским курортам на адекватное развитие нужно примерно $6 млрд. в год» – шумнул президент Национальной палаты международного сотрудничества (Киев) Игорь Мариян.
Боюсь, пан Мариян ляпнул спросонья и без апохмелки, вроде уполномоченного по рогам и копытам, которого великий комбинатор застал врасплох сакраментальным вопросом бытия: «Скажите, Шура, честно, сколько вам нужно денег для счастья? Чтобы вам было хорошо на свете». И любимый сын лейтенанта Шмидта, продирая очи, скалькулировал с точностью до рубля – «для полного счастья ему нужно шесть тысяч четыреста рублей и что с этой суммой ему будет на свете очень хорошо».
Горемычные греки в 2006 году инвестировали в развитие индустрии отдыха более 38 млрд. долларов. Путин для обустройства Сочи под Олимпиаду-2014 намерен вбухать около 30 млрд. долларов. Наверняка не уложится в эту цифру. Строительная мафия в смычке с чиновниками непобедима. Тем не менее, делается всё, чтобы затрапезный по западным меркам курорт превратить в туристическую Мекку. Чтобы Сочи и после Олимпиады отсыпал в казну ощутимые средства. А тут «шесть тысяч четыреста рублей» и крымские курорты будут адекватны.
Причем средства, сопоставимые с затратами на подготовку Олимпиады-2014, должны быть освоены в короткие сроки, иначе долгострой раскатает государственный бюджет в лепешку и наполнит карманы устроителей украинского чуда сверх всякой меры. Но откуда у державы может взяться столько средств, если реальная дыра в главном финансовом документе по расчетам хитромудра Пинзеныка составляет 170 млрд. грн. (более 65% от запланированных доходов в общий фонд бюджета страны)?
Воспоминания о будущем
И в этом году планирую вырваться с семейством в Крым, перевести дух от борьбы с непрекращающимися ни днём, ни ночью реформами. Каюсь, на Хургаду я не зарабатываю. Потому готовлю себя к встрече с прошлогодним сервисом в развитии.
А ощущения годичной давности были обычными. Сранью на пляжах и в присутственных местах меня не озлобишь. Притерпелось. Да и «опыт – сын ошибок трудных» руководил не шастать в стороне от аллеек, дабы не вляпаться в дерьмо, и не пользоваться городскими пляжами, которые смахивают на густо заселенные береговые лежбища ушастых тюленей.
В прошлом году страна имела уникальный срыв экономики (далеко не последний), однако количество отдыхающих снизилось не столь катастрофически. Сами отдыхающие из числа подкулачников и середняков решительно перешли в режим «энергосбережения». Торговцы мясистыми персиками по цене 25-30 грн. за кг и черешни по 30-35 грн. пребывали в скуке безделья. Народ предпочитал кусачим дарам природы пока бесплатное солнце и море, харчась тем, что везли с собой.
Обратил внимание на то, что очереди на «канатку» Ай-Петри были далеко не столь грандиозны, как это имело место в докризисные годы. Турфирмы, всяческие культурно-просветительско-туристические мероприятия с приезжими функционировали почти на холостом ходу.
Бесплатные пляжи, коих в Крыму осталось с гулькин нос, все также до монолита утрамбовывались загорающим людом. А рядом пребывали в пустоте весьма благоустроенные пляжи санаториев, куда мог попасть пришлый «дикарь» всего за 20 грн. А если примелькаться тремя-четырьмя регулярными посещениями, то на входе можно было обеднеть всего на 10 гривен. По крайней мере, у меня так получалось. Тем не менее, народ яростно экономил, предпочитая тусоваться на условно бесплатных лежбищах в положении «сплетенье рук, сплетенье ног и фейс ту фейс, и айс ту айс». В непосредственной близости к туалетам, около которых подробно выложены продукты метаболизма, т.к. посещение оных строений могло привести к полной утрате веры в человечество.
Однако при явном снижении нагрузки на Южный берег Крыма со стороны отдыхающих, некоторые специфические промыслы продолжали свой рентабельный промысел. Мой молодой знакомец, отдыхавший параллельно, угодил в объятия местных клофелинщиц. Положив на пляже глаз на «грудобедрую» фемину, от избытка гормона предложил ей оттопыриться вечерком в питейном заведении. Культурное мероприятие закончилось для него утренним пробуждением под кустом на теплой гостеприимной крымской земле с вывернутыми карманами. Проболев после рандеву пару дней, он собрал манатки и, гнусно сквернохульничая, отчалил до дому, до хаты. Кризис кризисом, но «совокупцом» в незнакомых местах лучше не потрясать.
Через месяц снова встречай меня, Алупка. И не беда, что Крым «такой бриллиант – в таком навозе!».