Театр коллективного абсурда

…примерно из двухсот человек, в руках у которых были только рулоны туалетной бумаги. Сторонние покупатели недоуменно смотрели то на очередь, то на рулончики бумаги и пытались сообразить, что же происходит – уж не массовая ли диарея? Тогда почему все встали в очередь к кассе №13, в то время как у остальных практически никого нет?

Тем временем администрация и охрана стремительно входили в ступор, узрев в этом происки конкурентов. Посыпались вопросы: кто вы такие, что происходит, зачем вам бумага, почему вы не подходите к другим кассам и (уже сердито) кто вас присылал? В ответ им невозмутимо и добродушно отвечали:

- Вы что, не знаете для чего людям туалетная бумага?
- Да вот дома закончилась, решил прикупить…
- Ехануров вчера сказал, что бумага дорожать будет, вот и запасаемся!
- Это моя любимая касса!

Растерянная администрация закрыла кассу №13, однако очередь тут же дружно перешла к кассе №15. Охрана нервничала, выхватывала из очереди отдельных людей и куда-то уводила. Те в ответ кричали о нарушении прав покупателей и грозили судом.

Единственным человеком, кто понял суть происходящего, была кассирша, которая надрывала живот от смеха и в свою очередь спрашивала у каждого покупателя с 38-копеечным рулоном бумаги… дисконтную карту.

Опасения администрации магазина оказались напрасными – это массовое дуракаваляние было не кознями конкурентов, а одной их самых успешных акций харьковских флэшмоберов. И можете быть уверенными, что не последней! Новый вид коллективного прикола успешно шагает по городам и странам, и возможно, уже завтра вы сами станете его свидетелями, а то и участниками.

Flash Mob (флэш-моб) примерно переводится как «мгновенная толпа». Суть этого развлечения в следующем. Участники флэш-моба (флэшмоберы) за несколько минут до условленного времени сходятся на «площадку» (место проведения будущей акции) и растворяются в толпе прохожих или посетителей, пока что ничем не обращая на себя внимание. Но по сигналу «маяка» (человека, подающего условный знак) флэшмоберы внезапно «проявляются» - то есть все одновременно начинают разыгрывать свое небольшое представление, вызывая недоумение у «пингвинов» (зрителей).

Эффект шока, в который часто впадают окружающие, достигается не только внезапностью или абсурдностью сценария (например, читать газету, сидя на табуретке посреди тротуара), сколько организованностью и количеством участников. Вот, к примеру, что необычного в том, что человек кушает морковку? Да на здоровье! А теперь представьте, что в магазине одежды морковку достали из сумочек или карманов и начали грызть одновременно сорок человек!

История этого развлечения сравнительно короткая. Первые проделки флэшмоберов были отмечены в западных столицах всего несколько лет назад. В центре Лондона примерно шестьсот человек внезапно дружно разразились смехом - и так же внезапно разошлись по своим делам, а в Парижском музее около ста человек разом упали на пол. В Денвере толпа в 400 человек разместилась по нескольким этажам здания, после чего стоявшие внизу стали кричать «пинг!», а стоявшие вверху – «понг!». В Дортмунде флэшмоберы собрались возле выставки стиральных машин и начали с аппетитом уминать бананы.

Поначалу это вызывало самые дикие и вздорные слухи, например, о применении «психотропного оружия». Журналисты почему-то сочли это формой социального протеста и пытались брать у флэшмоберов интервью. Но с прессой флэшмоберы не сотрудничают. Во-первых, они не протестуют, а просто прикалываются, разыгрывая окружающих, чтобы те как раз задавались вопросом «а зачем они это делают?» и «что они этим хотят сказать?». Недоуменное выражение лиц «пингвинов» - это своеобразные аплодисменты флэшмоберам. А во-вторых, освещение проделок флэшмоберов в СМИ снижает их эффект абсурдности и внезапности.

В 2003 году флэш-моб пришел в СНГ. В Петербурге на перроне вокзала двадцать человек встретили поезд, держа таблички с надписями «Общество анонимных алкоголиков. Татьяна Лаврухина». Через пару месяцев в магазине бытовой техники, где звучала музыка, полсотни покупателей внезапно начали танцевать.

На Арбате около трехсот флэшмоберов с глубокомысленным выражением на лице собрались у картины, изображающей белый квадрат, чей автор сидел на складном стульчике с малярной кистью и банкой белой эмали. На вопросы других уличных художников, у которых от зависти начались корчи, они восклицали: вы что, да это же великий Бжезинский из Дортмунда, его сам Малевич, сходя в гроб, благословил!

В Омске полторы сотни человек одновременно принялись завязывать шнурки. В Нижнем Новгороде флэшмоберы пришли к памятнику Минину и стали уговаривать его не переезжать в Москву, размахивая плакатами «Козьма, останься!». В супермаркете Йошкар-Олы огромная толпа внезапно подчистую выгребла все прилавки с сырками.

В Украине сообщества флэшмоберов уже вовсю озорничают в Киеве, Харькове, Одессе, Днепропетровске. Среди «фишек» киевлян, пожалуй, стоит назвать акцию массового поклонения Телепузику на Майдане и прикол под названием «Миграция» - когда по улице Прорезной уныло брели одинокие люди с узелками на палках, грустно оглядываясь назад.

В целом правила флэшмоберов гласят, что своими розыгрышами нельзя причинять окружающим материальный или физический ущерб (о моральном они помалкивают), нельзя вредить окружающей среде и мусорить. Нужно точно соблюдать оговоренный сценарий, который может придумать каждый флэшмобер, и вынести на обсуждение товарищей – и на все вопросы посторонних отвечать заранее оговоренными фразами. Ну а координируют и обсуждают свои проделки флэшмоберы на своих сайтах Интернета, с помощью которых желающие могут влиться в их ряды.

Правда, хотя развлечение это совершенно безобидное, некоторые наши соотечественники, бывает, таких шуток не понимают – и тогда флэшмоберам грозит получить по шее. К примеру, недавно в Москве двоих флэшмоберов побили скинхеды. А в Беларуси, где флэшмоберы нарушили правило не вмешиваться в политику, их постоянными зрителями оказывается местный ОМОН, который потом оптом отвозит «приколистов» в отделение. С Бацькой не забалуешь!

Причем белорусские власти в борьбе с политиканствующими флэшмоберами тоже проявляют недюжинное остроумие. Так, 1 июня в Бресте в знак солидарности с политзаключенными местные флэшмоберы сели на асфальт возле знака «нулевой километр» и начали молча читать Библию. Их тут же отправили в суд и оштрафовали за… «проведение несанкционированного религиозного собрания».
Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Иван Пургин
Поделиться в Facebook
Последние новости