В долгах как в шелках, или Как спасти экономику Украины
18.03.2010 07:45
Оказывается, государственный долг Украины практически идентичен внутреннему валовому продукту страны. А именно – 93,5% ВВП. Вдогонку информированию о плачевном состоянии отечественной экономики, пресс-секретарь главы Кабмина Виталий Лукьяненко попытался разрядить обстановку. Дескать, вон, даже член ЕС Греция еще вчера имела задолженность 130% от ВВП. «Но есть и хорошая новость – минимальная зарплата в этом году составит 888 гривен», - окончательно «успокоил» население пресс-секретарь Азарова...
Что же следует предпринять нашим можновладцям, чтобы исправить положение вещей? Где подкрутить, где ослабить, а где и вовсе провести капремонт экономики, выяснили наши эксперты.
«Нас могут спасти только радикальные условия ведения бизнеса», - сетует член Совета предпринимателей при Кабинете министров Виктор Лисицкий. Главной задачей экономист считает налаживание реализации малого и среднего бизнеса. Сельхозработы и кораблестроительство помогли б хотя бы частично воссоздать былую экономическую мощь, считает экономист. А определенные реформы в области высшего образования могли бы существенно увеличить приток иностранных студентов.
«По сути дела, радикальные условия улучшения условий зарабатывания денег бизнесом. И в этом смысле те предложения, которые прозвучали и которые пытается проводить в жизнь не только это правительство, но и предшествующее – по улучшению условий работы малого и среднего бизнеса и т.д. – они, конечно, заслуживают внимания и должны реализовываться. Речь идет в первую очередь о зерновом комплексе, животноводстве, судостроении и морской индустрии в целом. Черноморское пароходство в СССР было самым крупным перевозчиком в мире, промышленный рыболовный флот насчитывал 500 единиц. Кроме того, и наше высшее образование – это тоже наше конкурентное преимущество. Нам выгодно готовить студентов для других стран. Но, к сожалению, эту подготовку мы расширить радикальным образом не можем, учитывая плохое состояние технической базы. Самые старые основные активы у нас находятся в образовании, - напомнил эксперт. - Мне кажется, что если бы правительство в первую очередь при поддержке Президента занялось улучшением условий ведения бизнеса в наших конкурентных преимуществах, то мы бы могли получить достаточно быстро хороший результат. И тогда ситуация может поменяться в лучшую сторону».
Директор Национального института стратегических исследований (донецкий филиал) Юрий Макогон предлагает не путать грешное с праведным. Ведь если учесть, что госдолг бывает внутренним и внешним, то занозой в пятой точке является как раз последний. И для спасения положения Макогон рекомендует уделить максимум внимания и усилий именно внутреннему рынку страны. Если починить эту шестеренку, то весь бюджетный механизм заработает на полную.
«В совокупном долге есть внешний долг и внутренний долг. Действительно, его (внешнего долга. – Авт.) объем достиг уже даже не критических значений, а близких к катастрофическим. Все время говорят о дефолте, это как раз то состояние. Выйти из этого состояния, делая новые долги, как я вижу, что идут работы по МВФ, встречи – я считаю, что это неверно. Должна быть опора на собственные силы, то есть нужно развивать экономику. Понятно, что внешний фактор не позволяет сейчас заработать быстро за счет увеличения экспортного потенциала. Т.е. потенциал экспортный есть, но конъюнктура цен упала, и наш традиционный экспорт не дает зарабатывать тех сумм, который он позволял зарабатывать раньше, - отметил эксперт. - Например, металлургия выходит к концу года на докризисные объемы, но цена в среднем в 2-3 раза меньше, чем была до кризиса. Значит, нужно перенести усилия на внутренний рынок, не только металла, а вообще всех видов продукции. Нужно стараться сбалансировать внутренний рынок, повысить выпуск ВВП на душу населения. И только таким путем можно выйти из положения должника. Тогда будет зарабатывать государственный бюджет от налоговой составляющей нужные средства, тогда будут поступать от экспорта валютные резервы, и тогда одновременно появится возможность рассчитываться с внутренним долгом и внешним».
Чем дальше в лес, тем больше дров. Оказывается, паника, поднятая пресс-секретарем премьера, мягко говоря, неуместна. Глава Центра экономического развития Александр Пасхавер объясняет всю подноготную: речь идет вовсе не о государственном долге Украины, а о корпоративном. И хотя государство несет ответственность перед банками-кредиторами, но косвенную. Следовательно, спасение утопающих (корпораций-заемщиков) не делает для Украины особой погоды.
«В этом долге главная часть – это корпоративный, а не государственный долг Украины, это долг Украине. Государственный долг Украины значительно меньше, и он не является опасным для Украины. А там в основном корпоративные долги, которые отдаются соответствующими структурами в свое время. А даже если они не вернутся, то они будут обанкрочены или будет реструктуризация долгов, и это никакого отношения к государству не имеет. Нас должны интересовать долги государства и долги, по которым государство гарантирует их отдать, то есть государственных корпораций. Эти долги значительно меньше и находятся в относительно благополучной зоне. А такое сообщение, которое прошло по средствам массовой информации, является некорректным. Оно само по себе просто ничего не значит», - успокаивает экономист.
Государственный долг Украины составляет всего треть того, что озвучила пресс-служба Азарова, настаивает вице-президент Центра экономического развития Александр Кошик. Другое дело, что растет эта задолженность как на дрожжах. Для начала неплохо было бы получить от богатеньких Буратино из МВФ очередной и явно не последний кредит. Также, дабы не наступать на те же грабли, следует провести реструктуризацию как государственных, так и корпоративных долгов.
«Гарантированный государственный долг составляет 301 млрд. грн. и 7,7 млрд. долларов. Это существенно ниже, порядка 36% ВВП. Но вопрос в том, что на протяжении года он увеличился в гривневом эквиваленте практически на 60%, это колоссальные темпы роста. И второй момент. Цифра валового внешнего долга, который включает и долг корпоративного сектора, приближающийся к 100%, это тоже не нормальная цифра. В Украине почему-то считается, что именно государственный долг представляет основную угрозу. Единственный путь минимизировать эту цифру в сложившихся условиях – это реструктуризация корпоративных долгов и государственных. Позитивно отреагировал мировой финансовый рынок на смену правительства в Украине. Пока неплохо складывается перспектива взаимодействия с МВФ - получение 4-го транша кредита. Это сейчас основные направления. А в будущем надо урезать расходы, потому что такие темпы роста госдолга (60%) – это нетерпимо», - негодует Кошик.
Доктор экономических наук, а по совместительству – депутат от Партии регионов Алексей Плотников считает, что для решения проблемы ни в коем случает нельзя увеличивать валовой внешний долг. В противном случае мы рискуем повторить «подвиг» Греции.
«Естественно, для того, чтобы нормализовать ситуацию, нужно не наращивать долг валовой – гарантированный, негарантированный, и гарантированный государством, и частный долг. Т.е. в принципе, нужно смотреть, какая именно часть из этих 93% является угрожающей для страны, какая не является угрожающей и т.д.», - резюмировал регионал.
Итак, если верить экспертам (а кому, собственно, еще остается верить?), в Кабмине попросту делают из мухи слона. Задолженность Украины перед кредиторами не настолько велика, чтобы расшатывать и без того натянутые нервы народа.
С какой же целью в пресс-службе премьера не желают грамотно растолковать истинное положение вещей, а вместо этого выдают на-гора баснословные цифры? Для того, чтобы дискредитировать предыдущее правительство? Так убедиться в его непрофессионализме и так было немало поводов. Выходит, либо в команде Азарова работают недотепы, не умеющие отличить дЕбет от крЕдита, либо ребята сознательно манипулируют данными.
Только экстренная и самая важная информация на нашем
Telegram-канале
Константин Харченко
Последние новости