Вторая великая украино-российская газовая война?
18.01.2012 13:32
Продуктивности от очередных раундов встреч на разном уровне становится все меньше, резких заявлений для прессы – все больше. Всплыла даже подзабытая идея решить проблему в международном трибунале, причем ее комментировал, пусть и весьма осторожно, не кто-нибудь, а премьер-министр Николай Азаров.Тенденции дают основания любителям «жареного» утверждать, будто газ снова развел два братских государства по разные стороны баррикад. И на носу повторение газовых войн, канувших, казалось, в Лету вместе с эпохой Виктора Ющенко. Впрочем, тогда у страны был какой-то запас прочности в виде накопленного заранее в хранилищах топлива. Сегодня же вопрос, сколько может продержаться в критических условиях Украина, куда более актуален.
Второй аспект ошибки Киева – это если не оскорбление, то прямое выражение недовольства Путиным, который непосредственно принимал участие в переговорах 2009 года. Через считанные месяцы этот человек, скорее всего, опять станет президентом России. А портить даже личные связи в политике нельзя, потому что пострадать могут уже государственные отношения. «И все это будет сказываться каждый день, потому что те или иные вопросы в отношениях между Украиной и Россией решаются каждый день. Поэтому мне кажется, что правильнее было бы прекратить всю эту публичную полемику, проявить прагматизм, реально сесть, обсудить вопросы, что кому выгодно, что кому не выгодно. Договориться и проявить публичное взаимопонимание», – высказал надежду Суслов.
В этих условиях, уверен он, Украина превратила себя в разменную монету. «И поэтому все ухудшаются и ухудшаются российско-украинские отношения. Они дойдут до определенной крайности, но затем будет эффект бумеранга, и еще прочнее пойдут интеграционные связи Украины, России, Беларуси и Казахстана», – считает Грач.
В нынешней ситуации эксперт тоже склонен винить украинскую власть, однако же не нынешнюю, а предыдущую. «До Ющенко условия были хорошими, которые предлагала Россия по газотранспортному консорциуму: на троих – Россия, Украина, ЕС. Россия не имеет контрольного пакета и готова сотрудничать, оставаясь миноритарным акционером. После безумной политики Ющенко Россия была вынуждена потратить миллиарды долларов на строительство «Северного потока». Надо прямо сказать: Украине придется платить свою часть за Северный и Южный потоки. Либо в форме высоких цен на газ, либо в форме ухудшившихся условий управления газотранспортным консорциумом. Сейчас украинские власти также не спешат принять эти условия, и они ухудшатся еще больше. Возможный финал, который обозначил Миллер, – исчезновение ГТС как технического объекта, поскольку она будет никому не нужна. Таким образом, Украина может выдержать этот переговорный процесс сколь угодно долго, но время работает не на Украину», – заметил Марков.
При этом можно констатировать, что переговоры если не зашли в тупик, то в значительной степени осложнились. И не в последнюю очередь из-за скоропалительных, непродуманных заявлений некоторых украинских участников переговоров. «Для того, чтобы достичь доброй воли в переговорах, конечно, такие заявления нужно делать в кулуарах, а не для прессы. Доброй воли такие ультимативные заявления конечно же не добавляют. А все, что нужно за круглым столом, это все-таки добрая воля, поскольку контракт действующий и отменить его просто по чьему-то желанию все равно нельзя», – считает Корнилов.
Он не видит у Украины большого потенциала противостоять России в случае, если газовая конфронтация примет затяжной характер. «Быстро невозможно реализовать проблемы и по сжиженному газу, и по сланцевом газу. Во многих странах эта тема вообще закрыта, потому что это экологически страшно вредно. Поэтому в ближайшее время Украина будет зависеть от поставок российского газа, и в этом плане, конечно, ее позиция уязвима, как уязвима она и с точки зрения договора. Это нарушение договора, то есть отбор меньше 27 млрд кубометров договором Тимошенко не предусмотрен, то есть юридически достаточно слабые позиции будут в Стокгольмском суде. Никто ничего конкретно не скажет, конечно, но позиции Украины достаточно уязвимы», – предупредил Кошик.
«Я думаю, что это не в интересах ни Украины, ни России. Я не вижу здесь никаких трагедий, проблема есть, она тяжелая, тем более, что до президентских выборов она вряд ли будет решена, но все-таки будет решена», – заметил Погребинский.
Только экстренная и самая важная информация на нашем
Telegram-канале
Андрей Генералов
Последние новости