Может ли украинская электроэнергия быть дешевой?
Украинцы получают мартовские счета за электроэнергию – первые, после очередного подорожания. Многие трясущимися руками умножают израсходованные киловатты на новый тариф (0,90-1,68) и в ужасе смотрят на получившуюся сумму. А ведь это еще не ужас, ужас еще впереди – как говорили герою одной известной народной сказки.
Математика энергетики
Действительно, если посмотреть график расхода электроэнергии среднестатистического украинца, то в ноябре-марте оно самое низкое, несмотря на короткий световой день. Всё просто: освещение давно уже перестало быть основной статьей бытового расхода электроэнергии, благодаря «экономным лампам» и резкому увеличению потребления электричества бытовой техникой. Это раньше наши родители и бабушки в буквальном смысле платили за свет (откуда и выражение), сегодня мы на 80-90% платим за энергию. А её мы тратим больше всего с апреля по октябрь.
Во-первых, с окончанием отопительного сезона (а нынче его досрочно завершили 1 апреля) в большинстве городов Украины отключают и горячую воду. И тогда украинцы, кряхтя, включают электрические водонагреватели, которые даже у самых экономных и рачительных хозяев «кушают» от 150 кВт в месяц. На сегодня это будет 240 гривен – почти столько же семья из двух человек может платить за централизованное горячее водоснабжение без счетчика, и от души хлюпаться в ванне каждый день.
Во-вторых, в апреле и в октябре, когда отопление уже выключили или еще не включили, люди подогреваются электрическими обогревателями – хотя нынешний апрель пощадил нас теплой погодой. В-третьих, летом намного усерднее работают наши холодильники (это малозаметно, но всё же), а в-четвертых, летом многие включают кондиционеры – которые давно перестали быть роскошью, и спасают от жары немало стариков и сердечников.
Таким образом, основной шок от платежек за электроэнергию украинцев ожидает в летние месяцы, а также в традиционно холодном октябре. Причем, напомним, что субсидия покрывает лишь небольшую часть расходов на электроэнергию (120 кВт на семью из двух человек), поэтому выкладывать свои кровные придется даже малоимущим гражданам.
Тут, кстати, есть один интересный нюанс: правительство заложило в крошечную норму субсидии на электроэнергию лишь 30 кВт в месяц на подогрев воды – а этого хватит ровно чтобы лишь сполоснуть руки да посуду. По сути, нынешняя власть просто отказала малоимущим украинцам в праве принимать горячий душ! Неудивительно, что в общественном транспорте, которым пользуются самые бедные, так часто разит давно немытыми телами! Особенно летом – и не потому, что жарко, а потому, что в большинстве населенных пунктов Украины отключена горячая вода, а электрические водонагреватели по карману не всем.
Украинцы только теперь понимают, каким величайшим благом было копеечное советское отопление и централизованное горячее водоснабжение, утерянное нами в хаосе реформ! Хотя находятся чудаки, которые считают дешевые тарифы злом, и гордо хвастаются тем, как они экономят энергоресурсы, сидя в свитере в полухолодной квартире и раз в три дня принимая короткий душ. Что тут сказать - а еще можно просто влажной тряпочкой обтираться, как это делают американские бомжи! Но неужели смысл реформ был именно в том, чтобы платить больше, а потреблять меньше?
Тарифные аферисты
После того, как тема блокады Донбасса сошла с первых страниц украинских СМИ, то гробовым молчанием окуталось и одно из требований «блокадников»: отказаться от т.н. «Роттердамской формулы», которая завышает себестоимость электроэнергии, произведенной украинскими ТЭС. Что, в свою очередь, влияет на размер тарифов для населения и предприятий страны.
Понятно, что это требование, в первую очередь, было направлено против энергетической компании ДТЭК. Но не потому, что она подмяла под себя большинство украинских все ТЭС, вырабатывавших до 30% производимой в стране электроэнергии, а потому, что она принадлежит Ринату Ахметову - играющего роль демона Асмодея в мифологии украинских национал-патриотов. Можно быть уверенным, что если ДТЭК перекупит Игорь Коломойский или «семья» Порошенко, то все разговоры о «антиукраинской» и коррупционной сути этой компании тут же заглохнут. Но сейчас, как мы видим, замалчиванию подвергли только тему формирования тарифов - а вот ругать Ахметова вы можете и далее.
Что ж, как бы кто ни относился к блокаде или «блокадникам», стоит признать, что поднятый им вопрос о тарифных махинациях с помощью «Роттердамской формулы» весьма актуален. По крайней мере, для тех, кто не хочет платить больше в карман олигархам, или потреблять меньше – и ходить немытым и нестиранным.
Давайте еще раз вспомним суть афер Ахметова: себестоимость антрацитового шлама, который он поставлял на свои ТЭС, составляла 500-700 гривен за тонну (плюс перевозка), между тем в «Роттердамскую формулу» он вписывал 2300-2600 гривен за тонну – кладя разницу себе в карман. А компенсировались это высокой отпускной ценой электроэнергии его ТЭС (97 копеек), которая ложилась бременем на украинских потребителей. Мошенническая схема, работающая до сих пор!
Однако этим аферы Ахметова не огранивались. Мало кто знает, что Ринат Леонидович также вкладывался в «зеленую» энергетику, а именно в ветровые электростанции (ВЭС). Только одна «Винд Пауэр» (дочерняя компания ДТЭК) вложила более миллиарда евро в несколько ВЭС общей мощностью 1,2 ГВт.
Что ж, дело это очень хорошее, если бы не жадность олигархов. Стремясь как можно скорее окупить вложения и начать извлекать сверхприбыли, Ахметов еще в 2010-2011 г.г. договорился с правительством Януковича-Азарова (что было для него совсем нетрудно) о высоком тарифе на вырабатываемую ВЭС электроэнергию в 2,10 гривны (именно для своих мега-станций), причем привязал его к курсу доллара-евро. Для сравнения: 1 кВт электроэнергии от АЭС стоил тогда всего 21 копейку. В 2014 году ДТЭК начал повышать ветровой тариф (в связи с инфляцией), однако в 2016 году правительство его несколько срезало (согласно графику снижений «зеленых тарифов»), и сейчас он вновь составляет 2 гривны с копейками. По мнению аналитиков, это все равно больше, чем средние ветровые тарифы ВЭС в Европе (5-7 евроцентов).
Но настоящим королем аферистов был Андрей Клюев – бывший вице-премьер в правительствах Януковича и секретарь СНБО в 2012-2014 г.г., который зарабатывал на солнечной энергетике. Мало того, что вложенные в неё деньги он брал в кредит у госбанков, использовал субсидии госбюджета и гранты Евросоюза – а потом сбежал, так и не вернув большую часть денег, зарыв свои активы в австрийских и оффшорных фирмах. Помимо этого Клюев умудрился выпросить у Януковича «добро» на самый высокий, просто немыслимый тариф для своих солнечных станций – 4,80 гривен за киловатт! И это в 2011 году!
С 2013 года он начал понижаться (в евро), однако начавшаяся инфляция запустила его рост в гривнах, так что в настоящее время он составляет 18 евроцентов (5,2 гривны). Только за период 2014-2015 годов, то есть уже после Майдана, при полном попустительстве «правительства реформаторов», владеющие СЭС фирмы Клюева выкачали из Украины более 2 миллиардов гривен прибыли! И это только с помощью станций в Николаевской и Одесской областей, а ведь одновременно с этим клюевские СЭС работали и Крыму, «разводя на бабки» уже российский бюджет. А с 2016 года Клюев продает свои украинские станции китайцам, и через свои австрийские фирмы вкладывает эти деньги в солнечную энергетику Саудовской Аравии.
За Европой не угнаться
И все же «зеленая энергетика» в Украине пока что производит от силы 2-3% электроэнергии, а основные мощности приходятся на АЭС (52%), тепловые станции (около 38%) и ГЭС (8-9%). Как видим, в руках государства сосредоточено производство не менее 60% электроэнергии на АЭС и ГЭС, себестоимость которой с доставкой составляет, соответственно, 48 и 68 копеек за кВт. Себестоимость электроэнергии от ТЭС, с доставкой, составляет около 1,05 гривен. Вы не находите, что потребительский тариф для населения в 1,68 гривен слишком завышен? Тем более, что разница попадет на счета облэнерго, а оттуда сразу же на счета владеющих ими олигархов. То есть тот же Ахметов «доит» украинцев дважды: сначала своей «Роттердамской формулой», а затем завышенными тарифами через свои облэнерго.
Но будем объективными: нынешние тарифы на электроэнергию для населения были запланированы еще правительством Яценюка в 2014 году. А «Роттердамскую формулу» одобрило в 2016 году правительство Гройсмана. Получается, что они заодно с Ахметовым? Конечно же, они будут это отрицать, и уверять нас, что тарифы просчитаны специалистами на основе пожеланий МВФ. Которому, кстати, нынешние тарифы все равно кажутся маленькими, и Фонд продолжает требовать их дальнейшего повышения до уровня «европейских».
Однако украинцы не смогут оплачивать коммунальные услуги по европейским тарифам до тех пор, пока они не начнут получать европейские зарплаты и пенсии. Думается, что эту простую истину прекрасно понимают и в МВФ, и в Киеве. Более того, вам не кажется странным, что МВФ требует повысить именно тарифы для населения, а не отпускную цену электроэнергии производимой АЭС и ГЭС, что снизило бы государственные расходы на их содержания? Ведь МВФ прекрасно знают, что плата за повышенные тарифы пойдет в облэнерго, то есть в карман к олигархам. Так почему же они на этом настаивают? Что это за афера международного масштаба, суть которой скрывают от украинской общественности?
Похоже, что целью этих «реформ» действительно является резкое сокращение потребления украинцами электричества, тепла, воды и т.д. Но зачем? Чтобы поставлять все это в Европу? Им своих не хватает, что ли?! Но эти вопросы остаются без ответа, пока дураков отвлекают блокадой «бизнеса с сепаратистами».
Поэтому на главный вопрос этой темы существует два противоположных ответа. Первый ответ чисто технический: да, украинская электроэнергия может быть дешевле! Уже сейчас это можно сделать одним росчерком пера, опустив тариф до 80-90 копеек и лишив сверхприбылей облэнерго олигархов. А если убрать коррупцию и аферу «Роттердамской формулы» из сектора ТЭС, возможно понижение тарифа и до 60-70 копеек (хотя бы при норме потребления до 600 кВт в месяц). Это, так сказать, социальный минимум для поддержки штанов нищающего населения, до тех пор, пока их реальные доходы не достигнут хотя бы уровня 2013 года. А затем повышать тарифы только на основе повышения отпускных цен АЭС и ГЭС, чтобы деньги шли на развитие предприятий энергетики, а не в карман владельцев облэнерго. Это было бы не только справедливо, но и логично, по державному.
Второй ответ будут политическим: нет, на это не пойдет ни украинское правительство, пляшущее под дудку требований МВФ, ни тем более украинские олигархи, не желающие терять свои сверхприбыли. Скажем больше, попытка радикальных реформ, лишающих их этих прибылей, вызовет в Украине еще один конфликт, возможно даже более масштабный, чем АТО. Олигархи устроят любые провокации и развяжут любую войну, лишь бы только и дальше набивать свои счета деньгами украинцев.