Сирийская «перемога» Кремля: Трамп и Макрон отвесили Путину звонкие пощечины
От интеллигентных шуток «Москва не явилась на войну, она просто дезертировала» до хулиганских острот «Вове Путину поводили ракетами по губам», - такими комментариями «российских недругов» сопровождались новости о нанесении ракетных ударов по Сирии. После которых этих «недругов» стало еще больше, а вот и без того жиденькие ряды «друзей России» поредели еще сильнее. Ведь Путин не просто не защитил своих сирийских «подопечных», он вновь продемонстрировал собственную беспомощность перед очередными демонстративными вызовами Запада. А кому нужен такой ненадежный бессильный союзник, способный лишь собирать бесполезные заседания Совбеза ООН?
Впрочем, в России эти события освещались совершенно иначе, в чем уже наверняка смогли убедиться многие украинцы. Российские СМИ и вторящие им «ольгинские путиноботы», спасая репутацию кремлевской власти, уже к обеду «черной субботы» начали старательно трубить о её «перемоге», акцентируя на спущенных из Кремля тезисах.
Первый тезис: так как удар не наносился по дислоцированным в Сирии российским войскам, то России не было нужды на него отвечать. Второй тезис: почти все выпущенные «томогавки» были сбиты силами ПВО Сирии, причем старыми советскими ракетами. Третий тезис: долетевшие до целей «томогавки» поразили заброшенные здания, не причинив никакого урона сирийской армии. Четвертый тезис: стоимость выпущенных США и Францией крылатых ракет составляет 150 миллионов долларов, которые были потрачены зря, а значит, хитрый Путин разорил своих врагов. Пятый тезис вытащен из советских запасников Кремля: Россия старается всеми силами предотвратить третью мировую, а потому ведет себя максимально сдержанно и не реагируют на провокации американской военщины…
Эти тезисы писались, понятное дело, не для того, чтобы расстроить обывателей стран Запада. Нет, они предназначены, в первую очередь, для самих россиян, а также для пророссийски настроенных жителей ближнего зарубежья, в том числе и Украины - для укрепления их веры в сумрачный путинский гений. Кто-то однажды сказал, что 50% мощи любого государства – это пропаганда, так вот в России этот показатель достигает 95%. Так же, как и в Украине, где «минстец» трудится, не покладая рук, ежечасно вещая «мы здобулы» и «остаточно прощавай!». Благо, языком болтать – это не в реальности войны выигрывать.
Вы удивитесь, но первыми эти тезисы поставили под сомнения не ВВС и не «5 канал», а российская право- и левопатриотическая оппозиция. И если кто-то из украинских читателей, не смотря на блокировки и запреты российских и сепаратистских сайтов (ох уж эта дурная война пропаганд!), заглядывал на странички, например, сторонников Игоря Гиркина, то они наверняка обратили внимание на отсутствие там «переможной» эйфории по поводу событий в Сирии. Которая вовсю царит в интернет-сообществах пропутинских «обобрямсов».
Те же «гиркинцы» охотно поддерживали пропагандистские фейки о якобы десятках тысячах погибших в котлах украинских солдат, однако сейчас их сильно смутили фейки Кремля о просто таки фантастической эффективности сирийской ПВО. Которое почему-то в упор не видит израильские и американские самолеты, но постоянно сбивает почти все крылатые ракеты.
Действительно, опыт военных конфликтов с применением «томагавков» (Югославия, Ирак) показал, что ПВО уровня Сирийской сбивает лишь 5-7% выпущенных крылатых ракет. Можно, конечно, сделать скидку на то, что наземные РЛС Асада работали (у Милошевича и Хусейна они были уничтожены), однако ведь и сирийские истребители прятались в укрытиях, в то время как югославские и иракские как раз и были основными охотниками за «томагавками».
Так что эти 90% сбитых ракет, о чем заявило путинское Минобороны, это даже не ложь, а какое-то фэнтези. И уж тем более чушью являются россказни о том, что «томагавки» были сбитыми старыми советскими С-75 и С-200, о чем с восторгом рассказывают друг другу путинские «обобрямсы». Потому что эти ЗРК вообще не предназначены для борьбы с летящими у самой земли малозаметными «томогавками», их цель – самолеты противника. «Томагавки» же поражаются комплексами С-300, «Бук», очень эффективны против них старые «Шилки» и вообще все скорострельные зенитные пушки (главное успеть навестись на цель).
Сказки путинских генералов основывались лишь на их предположении о том, что до целей долетели не все 105 выпущенных ракет, а лишь 15 (а значит, остальные типа сбили). А предположили они так потому, что согласно их же заявлениям, разрушения от обстрела ракетами были «минимальными». Отсюда и тезис, что американцы, мол, отстрелялись дорогущими ракетами «по пустым сараям».
Самое интересное в этой войне дезинформации и пропаганды то, что американцы, похоже, тоже соврали. Сбили бы эти «томагавки» на подлетах к целям, или они бы поразили их – но на земле остались бы 105 обломков, включая искореженные двигательные отсеки. Хорошо, все сразу найти не успели, но хотя бы половину. Ну и где же они? Сирийцы их прячут? А может быть, было выпущено вовсе не 105 ракет? Очевидно, мир вступил в эпоху не столько гибридных, сколько информационно-пропагандистских войн…
Вот только никакой пропагандой и никакими лживыми тезисами не получится прикрыть вопиющий факт крупнейшего политического поражения России. Его можно отрицать, его можно перекрутить в российскую «перемогу» и тупо хихикать над «стреляющими по сараям пиндосами», но это ничуть не изменит ни его сути, ни его последствий. Потому что в данном случае миру большой политики абсолютно наплевать, как расценили последние события в Сирии рядовые россияне – их мнение в данном случае никому неинтересно, оно вообще не играет никакой роли. Хотят верить в кремлевские сказки – пусть себе верят, это совершенно ничего не изменит.
Ну а что же случилось? Случилось следующее: еще когда только прогремел скандал о якобы химичкой атаке в Думе (это город такой в Сирии) и Трамп пообещал ответить на него военным ударом, то Москва в кои-то веки решилась встать на дыбы и возразить. Даже пригрозила, что будет топить американские корабли, если те вдруг поцелят «томагавком» в российских военных. Это заявление наделало много шума, ничего подобного от Москвы не слышали со времен Хрущева, многие даже решили, что в воздухе запахло третьей мировой. Сообщали, что США подняли в воздух воздушный командный штаб (самолет судного дня), пошли слухи, что Путин вылетел к Ямантау. По российским телеканалам даже начали крутить сюжеты о том, что делать в случае ядерной войны.
Но главное, что возникла иллюзия, будто Россия теперь способна возражать Западу не только на словах. Мастистые политологи утверждали, что это патовая ситуация, наподобие той, которая возникла в ходе недавнего корейского кризиса. Что в итоге Трамп отступится от Сирии так же, как он отступился от КНДР. И что это станет началом мощного российского контрнаступления на политическом фронте, которое обязательно затронет и Украину (тут пророссийские вновь украинцы с надеждой взглянули на северо-запад). Разумеется, были и другие настроения: так, украинские национал-патриоты радостно предвкушали, что Путин, наконец-то «напросился» и скоро Россию будут бить всем миром – и не только санкциями!
Словом, весь мир замер в напряженном ожидании чего-то такого грандиозного, наблюдая, как в восточное Средиземноморье выдвигаются флоты США и Великобритании. А учитывая недавний скандал с отравлением Скрипалей и особо агрессивную антироссийскую позицию британского премьера, то многие сходились во мнении, что главным зачинщиком этого конфликта является именно Лондон, и что именно он бросит первый «томогавк». Но все эти ожидания оказались напрасными.
Громче всех обвинявшая Россию Великобритания как раз в этой атаке как раз практически не участвовала, зато вместо неё свои ракеты по Сирии запустила Франция. Это был настоящий шок: президент Макрон, конечно, известен своей антироссийской позицией (его противником на выборах была пророссийская Марин Ле Пен), но до сих пор она ограничивалась довольно тихими политическими высказываниями. А тут вдруг он фактически отвесил России звонкую пощечину, демонстративно и с вызовом обстреляв путинского протеже Асада. Но самым поразительным было то, что Россия при этом просто самоустранилась, «отморозилась», сделав вид, что её это не касается. Ну да, российские же базы под удар не попали!
Вот только нельзя сначала с вызовом заявить «не троньте его!», а потом пригнутся и отойти в сторону. Но тут дело еще хуже: Россия, планомерно оказывая правительству Асада комплексную политическую и военную поддержку, фактически объявила подконтрольную ему часть Сирии зоной своих интересов. И раз уж за эти интересы умирали российские морпехи и бойцы ЧВК «Вагнера», то это была серьезная заявка. Оставалось только закрепить эти притязания решительным запретом Западу бомбить Сирию по своему усмотрению, ради демонстрации силы. И дело было не только в Сирии. Позор с олимпиадой, безосновательные обвинения в отравлении Скрипаля – удары сыпались на Москву один за другим, и Путину нужно было либо заставить Запад остановится, либо признать своё поражение. Вот почему начало апреля стало моментом истины в отношениях России и Запада.
Путин этот экзамен не выдержал. Он допустил, чтобы Запад нанес демонстративный удар (понятно, что фейковая химатака – только предлог) по его территории. Причем, удар наносила не только США – как бы равный соперник, но и Франция, которую даже на Западе считают политическим «пуделем». В лихих 90-х за такое устраивали «разборки» и крошили целые ОПГ, потому что зайти и «помочиться» на чужую территорию это не просто вызов, это первый шаг к последующим унижениям. И последствия теперь обязательно будут, потому что Путин продемонстрировал свою слабину, свою неспособность остановить Запад. Теперь Запад будет долбить Россию как дятел дерево, прямо в чье-то лысое темечко.
Какие еще выпады получит Россия, мы узнаем в самое ближайшее время. Думается, что одним из них будет политическая битва вокруг предстоящих президентских выборов в Венесуэле: уже сегодня США завили, что не признают их итогов. Политика двойных стандартов – бесспорно, но ещё одна болтовня в Совбезе вопрос не решит, всё будут зависеть от воли и действий России и Китая. Если Москва и тут ограничиться высказываем «глубокой озабоченности», то она потеряет и Венесуэлу. И чем пассивнее она будет вести себя дальше, тем меньше у неё будет союзников.
Но всё же украинцев больше интересует, как последние события в Сирии отразятся на ситуации в их стране. Национал-патриоты, после первого разочарования (тем, что на Москву не полетели «минитмены»), очень взбодрились пассивным бездействием России. Кто-то даже пошутил, что Украине стоит пригласить французских миротворцев на Донбасс. Кстати, а почему бы и нет?
Действительно, если Путин отказался вписываться за Асада, испугавшись прямого военного столкновения с Западом, то он может испугаться вступаться и за свои «республики», если на Донбассе появятся западные миротворцы. Теперь мысль о том, что военное присутствие войск Запада в Украине станет гарантированной защитой от российского вторжения крепко засядет в головах киевских политиков – и они будут активно форсировать эту тему. Тем не менее, никакого наступления ВСУ на Донецк, о чем регулярно расходятся волнами слухи, в обозримом будущем не будет – потому что в Украине пока что нет западных военных контингентов (только инструкторы). Даже не смотря на то, что Путин нынче «обмочился» в Сирии, не дает гарантий, что он не попытается отыграться за свой конфуз на Украине.
Пророссийским же украинцами, включая сепаратистов Донецка и Луганска, события в Сирии воспринимаются неоднозначно - в силу того, что многие из них верят кремлевской пропаганде (хоть российские телеканалы отключены, но интернет есть у всех), а потому тоже радуются «перемоге». Остальные настроены скептически: конфуз России разрушил их надежду на то, что та сможет вырвать Украину из сферы влиянии Запада. А без этого ни о какой смене нынешнего политического режима не стоит и мечтать – как видим, Америка по своему усмотрению легализует перевороты и заранее не признает результаты выборов, так что пока управлять Украиной будут только те, кого она одобрит. Нравится это украинцам или нет!
Конечно, в ближайшее время всё еще может измениться, поскольку рад западных политиков говорят о возможности некого запоздалого ответа Путина. Поэтому давайте наберемся терпения!