Станет ли Сенцов второй Савченко?
Последний месяц украинские и зарубежные активисты развернули в интернете масштабную кампанию за освобождение Олега Сенцова – крымского режиссера, приговоренного в России по обвинению в терроризме к 20 годам тюрьмы строгого режима. Почти 55 тысяч человек подписали онлайн-обращение к иностранным дипломатам с призывом посодействовать освобождению украинского режиссера. Политики и общественные организации распространяют плакаты и теги #FreeSentsov.
Не покидает странное ощущение дежавю, ведь 3 года назад интернет так же пестрел подобными сообщениями, но с призывами освободить Надежду. За свободу Савченко выступали мировые лидеры и организации. Партия Юлии Тимошенко сделала заключенную первым номером в своем предвыборном партийном списке, благодаря чему Савченко стала народным депутатом. Савченко также стала делегатом от Украины в Парламентской ассамблее Совета Европы. Сидя в российской тюрьме, она неоднократно объявляла голодовку. Ее сравнивали с легендарной Жанной д'Арк. Общественные деятели, писатели, художники и обычные украинцы писали Савченко многочисленные письма поддержки.
Впрочем, события после освобождения Надежды Савченко показали, что миллионы украинцев ошибались. Оказалось, что Савченко контактировала с Виктором Медведчуком – доверенным лицом Путина в Украине. СБУ также обнародовала записи разговоров Савченко с планами терактов в Киеве. Такое превращение стало шоком для украинских и зарубежных СМИ, однако не для всех.
«Действия Савченко не должны теперь никого удивлять. Но возникает вопрос, ее завербовали во время задержания, под влиянием стресса от тех событий; или может, и это очень цинично, все похищения и заключения были постановкой», – написала тогда в своем Twitter независимый политический аналитик из Канады Ариана Гиць.
Сегодня украинские медиа намеренно или случайно творят похожий образ мессии из Олега Сенцова. В 2014 году его вместе с Александром Кольченко и Геннадием Афанасьевым задержали по делу «крымских террористов». Сенцов был активным участником Евромайдана и Автомайдана. Российские спецслужбы задержали его в мае 2014 года. По результатам сфабрикованного процесса в РФ Сенцова приговорили к 20 годам колонии строгого режима по обвинению в террористической деятельности, Кольченко – до 10 лет, а Афанасьева – до 7 лет. Впрочем, последний в 2016 году вернулся в Украину.
Интересно, что к этому делу может быть также причастен Алексей Гриценко (сын экс-министра обороны Анатолия Гриценко), который также был участником Автомайдана. По мнению блогера Николая Васильковского, именно Гриценко-младший сдал крымских активистов российским силовикам. В марте 2014-го он приезжал в Крым и исчез в застенках ФСБ. Через неделю – вернулся. Но ни он, ни его отец не признались, какой ценой это удалось. Что требовало от него ФСБ? И что он им рассказал или пообещал? За годы войны с РФ есть много примеров, когда ФСБшники вербовали украинцев.
Сейчас Олег Сенцов находится в исправительной колонии в городе Лабытнанги на севере России. 14 мая он объявил бессрочную голодовку. Как и в ситуации с Савченко, СМИ освещают эти события достаточно эмоционально и почти одинаково. Хотя к самому Сенцова также остается ряд вопросов, а в его биографии – зоны риска.
Например, семья Олега Сенцова до сих пор остается в оккупированном Россией Крыму. Там живут его дочь и сын, а также мама. По словам матери Сенцова, которые она озвучила в эфире российского телеканала «Дождь», она никогда не поддерживала его политические взгляды. Несмотря на то, что режим Путина бросил ее сына за решетку, женщина не собирается покидать аннексированный полуостров и не обвиняет российского президента. Зато украинской власти забрасывает отсутствие материальной поддержки. Еще один интересный факт – ее зять и внук работают в ФСБ.
«У меня зять – ФСБшники, полковник. У меня старший внук – ФСБшник. Я не хочу об этом говорить...», – созналась мать Сенцова.
В то же время, украинским журналистам она рассказывает другую историю: о том, что поддерживает борьбу Олега и выступает за Украину. Не исключено, что такое изменение позиции объясняется активной работой с семьей российских спецслужб.
Между тем двоюродная сестра Сенцова Наталья Каплан уже почти год живет в Киеве, куда она переехала из Москвы. В столице она часто встречается с Алексеем Гриценко, с которым устраивает акции в поддержку двоюродного брата. Источники рассказывают, что Гриценко-старший даже собирается включить Сенцова в предвыборный список своей политсилы «Гражданская позиция» подобно тому, как Тимошенко использовала в свою пользу Савченко.
О жене Сенцова почти ничего не известно, кроме того, что она имеет проблемы с алкоголем и покинула детей на бабушку. Поэтому неизвестно, на что она может пойти ради денег или под давлением ФСБ.
«По имеющейся у меня информации, у Аллы Сенцовой есть проблемы с алкоголем, уже длительное время она проживает с другим мужчиной. Алла шантажирует семью Олега, что даст информацию журналистам, которая позорит Олега, если те не будут переводить ей деньги», – рассказал Геннадий Афанасьев.
По словам Афанасьева, не стоит идеализировать украинских политзаключенных и превращать их в определенных идолов. Такого же мнения придерживается режиссер фильма «Процесс: Российское государство против Олега Сенцова» Аскольд Куров.
«Я не хотел делать фильм из серии «Знаете, каким он парнем был», героизировать Сенцова и выжимать слезу. Признаюсь, в рабочих материалах, интервью с близкими есть пронзительные высказывания, которые мы сознательно не включили в картину», – отметил режиссер в интервью польскому сайту Culture.pl.
Очевидно, что многие лидеры мнений усвоили урок с делом Савченко и теперь очень умеренно оценивают роли других политзаключенных. Никто из политологов или аналитиков не может точно знать, что происходит за решеткой российских тюрем, какие пытки или шантаж применяют враги. Так же, они не могут гарантировать реакцию заключенных. Со стороны сложно понять, кто герой, а кто марионетка Кремля. Следует быть крайне осторожным, чтобы не попасть в ловушку российских спецслужб.