За очередной транш МВФ украинцы расплатятся по новым коммунальным тарифам
С 1 октября 2018 года тариф на газ для населения в Украине вырастет в полтора раза и составит 10500-11000 гривен за тысячу кубометров, против нынешних 6900. Таковы условия МВФ и настойчивые рекомендации Госдепартамента США, заявляющих, что только так в Украине «продолжаться реформы». Вот только украинцы имеют на этот счет иное мнение: слово «реформы» у них всё чаще ассоциируется с «геноцидом» и давно стало ругательным…
Большое газовое надувательство
За четверть века «рыночной экономики», на своем горьком опыте, украинцы смогли узнать истинный смысл и многих других слов и выражений. Например, фразу «за всё нужно платить» чаще всего используют ушлые «прихватизаторы» и посредники, «зарабатывающие» оказанием платных услуг или взимающих плату за то, чем раньше все пользовались даром. А о «рыночной стоимости» постоянно твердят те, кто либо с большим трудом понимает, что это такое, либо просто вешает людям на уши лапшу.
Вот и сейчас МВФ настоял, а Белый Дом поддержал, чтобы правительство Украины подняло цены на газ до уровня «рыночных». Зачем – это отдельная тема. Тут вопрос иной: а о каком именно рынке они говорят? Почему, когда речь идет о «рыночных ценах» в Украине, то при этом всегда подразумевают цены в Евросоюзе? Однако в Украине существует собственный рынок, и цены на нем формируют собственные украинские факторы. Бабушка на базаре продает пучок укропа за 5 гривен (рыночная цена в Украине), а не полтора евро (рыночная цена в Европе), потому что у украинского покупателя уровень доходов на порядок ниже, чем у немецкого или французского.
Точно так же в Украине существует внутренняя рыночная цена на украинский газ. Она складывается из зарплат работников газовой отрасли, стоимости добычи и транспортировки, стоимости лицензий землепользования и других разрешений, процентов прибыли владельцев частных фирм и облгазов. И составляет около 1350-1450 гривен за тысячу кубометров. Подчеркнем: это обоснованная внутриукраинская рыночная цена газа украинской добычи. Конечно, если бы нашим газовщикам платили зарплату по 3-4 тысяч евро, если бы газ в Украине добывали с платформ, то он, может быть, и стоил бы как норвежский.
Как появилась нынешняя цена газа в 6900 гривен? Себестоимость добытого газа в 2015 году составляла 390 гривен за тысячу кубометров, с 2016 года 605 гривен (официальные данные «Укргаздобычи»). Транспортировка, распределение и «дивиденды» частных облгазов составляют еще около 800 гривен. Вот вам чистая сегодняшняя стоимость украинского газа на украинском рынке.
При этом мы вскрываем ложь, регулярно сочащуюся из уст МВФ, о том что якобы государство дотирует тарифы на газ для населения и из-за этого якобы несет бюджетные убытки (вместо того чтобы отдавать все эти деньги МВФ). Но, как вы сами видите, при цене газа в 1400 гривен, дотировать тут нечего! Напротив, государство делает на эту цену свои наценки и накрутки – то есть не оно дотирует население, а население платит государству лишнее.
Хорошо, допустим, что четверть газа, потребляемого коммунальными предприятиями, ТЭЦ и населением, импортная: общее потребление 26-27 миллиардов кубов (максимум), собственная добыча 20 миллиардов, остальное докупаем. Стоимость российского газа, купленного в Словакии, с доставкой составляет около 250 долларов (6770 гривен). Смешиваем импортный газ с украинским и получаем среднюю цену (именно рыночную) в 2600-2800 гривен! Как и должно было быть. То есть, тарифы не поднимать, а снижать нужно!
Но МВФ и США требовали, чтобы газ для населения Украины стоил как в Европе. При этом, конечно, они даже не заикнулись о том, чтобы платить украинцам европейскую зарплату. Что снова наводит на размышления: а чего именно добивается Фонд и Вашингтон? Вымирания украинцев?
Правительство Яценюка в 2015 году подняло стоимость газа до 3200 гривен довольно просто: обложило цену налогами. Правительство Гройсмана придумало иную схему: размер налогов даже чуток снизили, но в себестоимость добычи газа ввели 3600 гривен «инвестиций в разработку недр». Эти «инвестиции» теперь ежегодно собирают с украинцев 65 миллиардов гривен, но их судьба остается тайной за семью печатями. Таким образом, в два этапа, себестоимость украинского газа сразу взлетела с 605 до 4849 гривен. К которым уже добавляется транспортировка и распределение, доля облгазов и 1146 гривен НДС – и получается нынешние 6900, которые ну никак нельзя назвать рыночными.
За счет чего правительство будет поднимать тариф до 10500 гривен (ориентировочно), пока что неизвестно. Равно как остается тайной, а куда же (в чей карман?) пойдут эти дополнительные 3600 гривен с каждых тысячи кубометров (еще около 65 миллиардов гривен в год). Правительство вообще никогда не обосновывало повышения тарифов, оно просто ставит украинцев перед фактом, иногда бормоча «это требования МВФ». Зачем выполнять эти требования, понятно – для того, чтобы правительство получило транш. Ради очередного транша, власть, похоже, готова уморить всех украинцев. Но зачем это МВФ? И разве это как-то поможет украинской экономике? Скорее наоборот, новое повышение тарифов её просто добьет.
А что там у европейцев?
Нужно отметить, даже в самой Европе понятия некой общеевропейской «рыночной цены» на газ как таковой просто не существует. Это еще один обман, которым украинцев пичкают клерки МВФ и отечественные чиновники. В Европе газовые олигархи и чиновники дурят своих граждан не хуже наших, выписывая стоимость газа по своему разумению, а затем накладывая сверху стоимость транспортировки и всевозможные налоги.
Например, стоимость самого газа (без налога и доставки) там высчитывают по стоимости получаемой из него энергии. Замысловато, правда?! При этом во Франции получаемая «энергетическая стоимость» составляет 25 евроцентов за кубометр, в Германии 35, в Эстонии 41, а в соседней Литве 18. Там что, газ разный?! А вот Дания, где при «энергетической стоимости» газа в 21 евроцент за кубометр, правительство накладывает на него ещё 32 евроцента «энергетического налога» и 20 евроцентов НДС. А вот Великобритания, где «энергетический налог» составляет всего 1,5 евроцента (берут, конечно, в шиллингах), а НДС 2,7 евроцента.
Это никакой не «рынок газа», по крайней мере для населения Европы конечная цена на газ определяется не рыночными методами, а капризами своих чиновников и жадностью своих газовых компаний. При этом у европейских политиканов хвастает наглости заявлять Украине, что, мол, да, у вас должны быть «рыночные цены на газ». Итить-колотить, да вы сначала у себя перестаньте управлять этими ценами в ручном режиме и без всякого обоснования! Довольно удивительно, как многие украинцы при этом согласно кивают головой и верят страсбургским прохиндеям, верят в некую «рыночную цену» на газ.
Но даже среди этих наивно верующих подавляющее большинство признает, что эту «рыночную цену» (имеется в виду ту, на которой настаивает МВФ) украинцы просто не потянут. А ведь речь пока что идет о «центральноевропейской» цене газа (в пределах 11-13 гривен за кубометр), помимо которой существует «западноевропейская» (18-24 гривны за кубометр), то есть нынешнее повышение тарифов это не предел! Можно поспорить, что через год МВФ снова начнет требовать их увеличить.
Нужно ли выполнять требования МВФ? Это вопрос не столько экономический, сколько политический. Украина дважды посылала МВФ куда подальше (при Тимошенко и Азарове), отказывалась от траншей, но не задирала тарифы в разы. И ведь украинцы жили тогда несравненно лучше нынешнего, да и экономика державы давала лучшие показатели за всю историю независимости. Можно ли отказаться от медвежьих услуг МВФ сегодня, сказать трудно – слишком уж далеко всё зашло за эти 4 года.
Но основная проблема в том, что сотрудничество Украины с МВФ – это требование США, которые являются, мягко говоря, куратором нашей страны. Не зря среди украинцев сегодня ходит горькая шутка: живя за счет иностранных кредитов и под внешним управлением, Украина весело отпраздновала День Независимости…
Боливар не выдержит
Но оставим политику до выборов, сегодня опрометчивое решение правительства может нанести фатальный удар экономике Украины. При повышении тарифов на газ еще на 3600 гривен, население будет вынуждено платить за газ, отопление и горячую воду в полтора раза больше. Для небольшого процента богатых (есть и такие украинцы) это не проблема, а вот семьи со средним доходом, не имеющие субсидии, почувствуют это на своем бюджете. Каждый месяц коммуналка будет съедать из него на 500-1000 гривен больше, а значит, людям придется отказывать себе в чем-то другом. Уровень их жизни снизится, снизится покупательская способность – и это отразится и на потребительском рынке страны.
В общей сложности украинцы будет платить за газ на 65 миллиардов гривен в год больше. Половину этих денег – своими наличными, а значит 30-35 миллиардов потребительских гривен пойдут не в магазины, и не к производителям товаров. Они канут в бездонную черную дыру «Нафтогаза», которую уже давно контролирует лишь кучка приближенных олигархов и высокопоставленных чиновников. А остальные 30 миллиардов будут выплачивать малоимущие украинцы - субсидиями, если к тому времени их не отберут у всех. Это значит, что годовой фонд субсидий, который на сегодня превышает 70 миллиардов гривен, должен будет вырасти до 100 и более миллиардов!
Беда в том, что уже сегодня бюджетных средств на субсидии не хватает. Правительство лихорадочно лишает субсидий должников, семьи с двумя квартирами, оно занижает размер субсидий для безработных (насчитывая им фиктивный доход), а денег всё равно не хватает. И на конец августа 2018 года задолженность правительства по субсидиям составила 8 миллиардов гривен. Это, кстати, долг, оставшийся еще с прошлого отопительного сезона (в марте он достигал 18 миллиардов).
8 миллиардов – немалая сумма, это средняя зимняя субсидия, не выплаченная 2 миллионам семей. Но если расходы бюджета на субсидии увеличатся еще на 30 миллиардов, то можно лишь представить, насколько вырастет задолженность правительства по субсидиям населению к апрелю 2019 года. Это будет настоящая катастрофа! Причем, аккурат к президентским выборам!
Прежде всего, украинцам, которым не начислят субсидию, придется платить за коммунальные услуги из своих нищенских доходов – ведь иначе они станут должниками, и у них субсидии отберут. Такой себе замкнутый круг! А может именно этого правительство и добивается, задерживая выплаты? Вгоним население в долги – и лишим его субсидий! Это ж какая экономия для бюджета получится, это сколько же миллиардов на «распил» чиновникам и олигархам можно будет направить!
Но нищие не смогут платить за отопление по 2-4 тысячи гривен в месяц, у них просто нет таких денег - кушать ведь тоже надо, а цены на продукты в стране растут не останавливаясь. А значит, будут расти долги за коммунальные услуги, которые на август 2018 года составили 16,8 миллиардов гривен, из них 11,4 миллиарда за отопление. Это, кстати, лишь остатки долгов за прошлый отопительный период.
К чему приводят долги, мы хорошо видим на примере Киева, который нынешним летом остался без горячей воды. Сначала власти пытались пояснить это ремонтными работами, потом признались, что причина в задолженности за газ. Кличко торжественно обещал порешать вопрос с правительством, выбить газ и дать горячую воду к концу августа, но теперь сроки отодвинуты уже на середину сентября. В общем, теперь в Украине и столица осталась без горячей воды – как и большинство провинциальных городов, в которых уже давно сказали «остаточно прощавай» этому наследию «радянській імперії».
Но отсутствие горячей воды в летнее время - это лишь большое неудобство. Вот когда киевляне начнут мыть посуду холодной в октябре, и у них пальцы сведет артритом, вот тут раздадутся первые крики. А затем наступит пора включать отопление. Возможно, в столице его таки включат, вряд ли киевлян будут еще и морозить перед президентскими выборами, но вот жителям других городов страны не позавидуешь. Однако новые тарифы начнут действовать с октября, так что их последствия в виде колоссальных долгов проявятся к осени 2019 года. Вот тогда-то в Украине действительно может не начаться отопительный сезон!
И это будет лишь начало катастрофы, потому что вслед за коммунальным сектором начнет разрушаться экономика, а реакция доведенного до отчаяния населения будет непредсказуемой. Впрочем, всё это будет уже проблема другого президента и, с большой вероятностью, другого правительства. А вот вожделенный транш МВФ получат и потратят нынешние…