Двойное гражданство в Украине: за и против
Раздача венгерских паспортов жителям Закарпатья, которая идет там уже не первый год, внезапно так озаботила киевскую власть, что она начала дипломатическую войну с Венгрией. В СБУ уже предложили сажать украинцев, втихаря разжившихся еще одним паспортом, а глава МИДа Павел Климкин предложил вынести тему двойного гражданства на всенародную дискуссию. Что ж, мы с радостью поддерживаем инициативу министра!
«Летят перелетные птицы»
По старой советской традиции «родина» у человека должна быть только одна, и он не должен её «предавать». Оба термина взяты в кавычки потому, что в СССР они понимались весьма искаженно и одиозно – как, впрочем, и в нынешней Украине. Родину как место рождения человека или происхождения его предков постоянно путали с «родиной» в лице государства. Так что суровые призывы «любить Родину» (только так и писали, с большой буквы, как название страны), по сути, были требованиями любить нашу державу, а с ней родное правительство, руководящую партию и вообще всех начальников. На любое возражение следовал строгий вопрос: ты что, Родину не любишь? Ну да, а сейчас вам сразу в лоб заявят, что вы – «украинофоб»!
Этот вопрос многих бросал в пот, потому что не любить «Родину» означало её «предавать» - а вот уже за это полагался и немалый тюремный срок, и общественный остракизм. «Предать» её можно было даже просто сбежав из неё в другую страну, а по-другому и не получалось, потому как со свободной эмиграцией в СССР всегда были проблемы. На Западе, кстати, советских беглецов тоже воспринимали именно как потенциальных «предателей», и ими живо интересовалось ЦРУ.
Некоторое попущение в этом вопросе получили только советские евреи: при Леониде Ильиче им таки разрешили репатриироваться в Израиль, но в рамках ежегодных квот, да и то не всем - так появился термин «отказник», в то время означавший человека, получивший отказ на выезд из страны. Но даже на законно уезжавших евреев смотрели через сурово насупленные брови, насвистывая «Летят перелетные птицы».
В конце 80-х через советские границы хлынул уже ничем не сдерживаемый поток эмигрантов, а в 90-х «уехать из этой ж…пы» стало целью всех активных «разумных людей». Многие, не уезжая из страны и не бросая её паспорт, обзаводились еще одним - израильским, румынским, панамским, российским, румынским и т.д. Кому-то это требовалось для свободного передвижения за границей (бизнесменам, заробитчанам), кому-то второй-третий паспорт был нужен всякий случай. Государство и общество смотрели на это уже сквозь пальцы. Политика окруженного врагами государства-цитадели, видящего в каждом иностранце шпиона, а в каждом эмигранте предателя, канула в прошлое – до недавнего времени, когда украинские национал-патриоты и правящая политическая элита начала её возрождение.
Действительно, еще совсем недавно факты наличия второго и даже третьего гражданства у многих народных депутатов, у ряда ведущих политиков, у большинства олигархов, не вызывали такого резонанса, как нынешний инцидент в Берегово, где была «раскрыта» раздача венгерских паспортов местным жителям. «Раскрыта», потому что паспорта там выдавались с 2011 года, и никто особо это не скрывал. Равно как в Украине уже давно выдают соответствующие паспорта этническим болгарам и румынам. Более того, в Украине можно разжиться даже паспортом гражданина оффшорных островов - для этого нужно просто обратиться к их официальному или почетному консулу. Например, к президентскому соратнику и компаньону Олегу Гладковскому, являющемуся почетным консулом Сейшельских островов.
Ржавый железный занавес
Так почему же им (политикам, олигархам) можно иметь двойное-тройное гражданство, и даже сейчас в их адрес не бросают никаких обвинений, а простым украинцам нельзя? Почему вопрос двойного гражданства подняли только сейчас? И действительно ли раздача украинцам венгерских, румынских и особенно российских паспортов приведет к разрушению и гибели Украины?
Чтобы объективно ответить на эти вопросы, нужно отойти от отечественной «совково-свидомой» идеологии и обратиться к мировой практике, где гражданство рассматривается как контракт или договор, наделяющий гражданина набором прав и обязанностей. Соответственно, получение второго гражданство рассматривается не как «измена родине», а как заключение нового договора, условия которого могут вступить в противоречия с первым. И вот тут уже разные государства мира подходят к этому вопросу по-разному.
Двойное гражданство в той или иной степени легализовано или просто не запрещено почти в половине стран мира (см. иллюстрацию), но однозначного подхода к нему нет. Самым распространенным является договорное двойное гражданство, когда два государства заключают между собою соответствующие соглашения. Большинство таких соглашений заключили государства, ранее входившие в одни империи, содружества и союзы: Британия и Канада, Португалия и Бразилия, Испания и страны Латинской Америки, Россия и Таджикистан. В данном случае двойное гражданство было узаконено для сохранения связей между этими странами и свободного передвижения их граждан.
Законопроект о двойном гражданство между Россией и Украиной так и не был реализован. С одной стороны, в нём долгое время не было нужны, так как украинцы и россияне свободно ездили друг к другу в гости, на учебу и на работу – и даже сейчас 90-дневную регистрацию украинцев в России нетрудно продлевать сколько угодно раз. Однако всё чаще поступает информация о том, что в РФ негражданам отказывают в бесплатном медицинском обслуживании - ведь у них нет страховки!
С другой стороны, двойному украино-российскому гражданству всегда ожесточенно противились украинские национал-патриоты (они и блокировали принятие этого закона), а с 2014 году эта тема, понятное дело, наглухо закрылась – пока в далеком будущем обе страны вновь не помирятся (если помирятся). С другими же постсоветскими странами заключать договор о двойном гражданстве вроде бы нет смысла.
Существует также практика предоставления второго гражданства по этническому происхождению. Именно так евреи всех стран мира могут получить израильский паспорт, не отказываясь от своего первого, по этому принципу свои паспорта раздают Венгрия, Румыния, Литва. Германия выпадает из этого списка, потому что предоставляя своей гражданство всем этническим немцам, она требует отказаться от первого. Страшный сон украинских национал-патриотов - это если свои паспорта всем русским (и нерусским тоже) начнет раздавать Россия! Но к их счастью, Путин сам блокирует эту инициативу, постоянно поднимающуюся российскими политиками «патриотического толка». Иначе бы российский паспорт (минимум «щоб було») давно бы получили половина украинцев.
Может ли раздача гражданства соседней страны инициировать сепаратизм отдельных регионов Украины? Однозначного ответа на этот вопрос нет, поскольку в Украине возможна любая глупость. Но если хорошенько подумать, то не второй паспорт рождает сепаратистские настроение, а ровно наоборот: те, кому опостылела «родина» с её бесконечными проблемами, кто хочет перебраться в соседнюю, более благополучную страну, прихватив при этом с собою свой родной город (район, область), те ищут любые пути реализации своих фантазий. В том числе через получение второго гражданства.
Но разве сепаратизм невозможен без него? Разве в Крыму или в Донецке сначала раздавали российское гражданство? Нет. Дончане до сих пор могут о нем лишь мечтать! Зато есть масса противоположных примеров. Например, хотя добрая половина Верховной Рады имеет израильский паспорт, разве эти нардепы высказываются за присоединение Украины к Земле Обетованной? А что вы слышали о болгарском сепаратизма в Одесской области? Правильно, ничего!
Самыми оригинальными являются США: они просто ставят своё гражданство юридически выше любого другого. То есть американец может получить хоть сто паспортов, ему это не воспрещается, но для властей Соединенных Штатов он является только американским гражданином. Соответственно, помогать ему или спрашивать с него будут только как с американца – даже если он будет размахивать паспортом Англии или Ватикана.
Думается, что американский подход как нельзя лучше подошел бы для Украины! Ведь заключать двусторонние договоры о двоенном гражданстве со всеми странами, выдававшими свои паспорта украинцам, это тягомотина, которая растянется на долгие годы. Но и борьба с двойным гражданством это не меньшая проблема. Розданные паспорта (а их сотни тысяч, если не больше) не соберешь обратно, да и в тюрьму столько народа не запихнешь. Репрессии вообще могут привести к тому, что обладатели второго гражданства начнут отказываться от украинского как менее перспективного. Ведь жить в Украине с венгерским или израильским паспортом на правах иностранца очень даже возможно, а вот с украинским за границей все так же туго, несмотря на 30-дневный туристический безвиз от Петра Алексеевича.
Вот только тут есть одна проблема: Украина – не Америка, она не может обеспечить приоритет своего гражданства в случае спорных и конфликтных ситуаций с другими странами, и в первую очередь с теми же Штатами. Например, арестуют какого-то коррупционера, а он вытащит израильский паспорт и заорет на весь мир «караул, украинские антисемиты холокост устроили!». Или начнет Венгрия «защищать» своих граждан в Закарпатье более активно – как доходчиво объяснить ей, что те, в первую очередь, остаются гражданами Украины? Стрельнут в её сторону из «Молота»? Упаси Господь!
Похоже, что дело всё-таки не в паспортах. Дело том, способна ли держава вообще защитить себя от внешних и внутренних врагов (включая расшатывающих её горе-патриотов), и способна ли она обеспечить достойный уровень жизни своих граждан, дабы они не спешили стать гражданами другой страны.