Нытье, бессилие и военное положение
«Украинская Цусима», «Керченский котел», - как только не называли события воскресного дня 25 ноября, за которыми внимательно следила вся страна. Расколотые в своих политических векторах, украинцы на этот раз были единодушны в оценке происшедшего: это горький позор! Фактически повторились события 2014 года, когда украинские военнослужащие в Крыму вот так же без сопротивления сдались «зеленым человечкам». Вот только теперь вся ответственность за поражение и позор легла уже не на предыдущий «злочинний режим», а на действующую власть, которая 4 года делала вид, что возрождает армию и флот «из руин, с нуля».
Власть сразу поняла, что сейчас на неё внимательно смотрят миллионы украинцев. Кто с вопросами, кто с упреками, кто с надеждой, а кто с презрением и злостью. И она поспешила принять меры – вот только это меры для её собственного спасения…
Что это было?
Подробности инцидента в Керченском проливе подробно освещены во всех СМИ, поэтому будет лишним пересказывать их в сотый раз. Но появилась масса вопросов, которые стоит озвучить и рассмотреть. Пожалуй, самый острый из них - а что это вообще было?
Во-первых, всего два месяца назад два корабля украинских ВМС (спасательное судно «Донбасс» и буксир «Кореец») прошли Керченский пролив без особых проблем. Да, их тоже сопровождали выписывающие круги российские корабли, но никто путь не преграждал и тем более не атаковал. И Украина собиралась и дальше таким же образом перевезти в Мариуполь и Бердянск все крупные суда своей формирующейся Азовской флотилии – а небольшие бронекатера перевезти по суше.
Вот только 25 ноября два бронекатера «Бердянск» и «Никополь» отправились из Одессы в Мариуполь морем, через Керченский пролив, сопровождая древний рейдовый буксир «Яны Капу». Отметим: все три судна не предназначены для переходов по Черному морю. Буксир может работать только в акватории порта, а бронекатера проекта 58150 вообще речные, для них и Азовское море слишком большой водоем. Если бы эти суда попали в черноморский шторм, они бы могли пойти ко дну! И это вызывает новый вопрос: чем думали те, кто отправил их в этот поход? Или, может быть, нам что-то недоговаривают?
Далее, вызывает недоумение поведение российской стороны. Сначала они попытались «бодаться» с украинскими кораблями, затем пугали их вертолетами и самолетами, а потом перегородили проход под Крымским мостом поставленным поперек танкером. Сообщали, что он якобы «сел на мель»: возможно, он набрал водный балласт, увеличив свою осадку. Все эти действия были направлены на блокирование украинских кораблей, закрытие для них прохода через пролив.
Но затем произошло непонятное: одни СМИ сообщили, что украинские корабли всё-таки прошли под мостом, другие – что они развернулись и пошли обратно в Одессу. Такая путаница свидетельствовала о том, что прямой связи с местом события не было, а силовые ведомства давали обрывчатую спутанную информацию. Но ясно одно: сначала россияне либо пропустили украинские корабли под мостом, либо позволили им развернуться и пойти назад – и только потом решили догнать их и атаковать. Странно как-то, словно тот, кто ими командовал, менял сценарий по ходу действия.
Рятуйте!
А вот самый больной вопрос – почему украинские моряки, имея в своем распоряжении два новых бронекатера, не соизволили защищаться, а позорно «продули» этот первый в истории морской бой между Украиной и Россией? Испугались, что могут погибнуть? А тогда зачем они вообще пошли в военные моряки? Работали бы таксистами в Одессе, так безопаснее!
Украинские моряки струсили в марте 2014-го, теперь они струсили в нобяре 2018-го. Возникает справедливый вопрос: а нужны ли Украине свои военно-морские силы, если они только и умеют что сдаваться врагу? Может быть не стоит тратить на них народные деньги? Но есть и другой вопрос, к главнокомандующему: это что, результат четырех лет «возрождения армии»? И можно ли после этого верить в бахвальные заявления президента о том, что украинские вооруженные силы сильнейшие в Европе и способны отразить агрессию России?
Нет, не способны. И это красноречиво подтвердили последующая реакция киевской власти. Знаете, кто в Украине был первым поднят по тревоге? Нет, не авиация, не артиллерия, и не морская пехота – а… органы прокуратуры. Которые немедленно встретили врага во всеоружии: с бланками и ручками, заведя против России уголовное дело по статье №437 УК Украины (развязывание войны). Вы думаете, что это злая шутка? Отнюдь, это чистая горькая правда украинской реальности!
Дальнейшие события разворачивались в полном соответствии традициям нынешней украинской власти. Вместо того, чтобы показать России кулак, Киев снова показал ей дулю. Украинский МИД помчался жаловаться в ООН, в НАТО, в ЕС, Вашингтону, возможно даже папе римскому. Несколько часов украинская власть публично, на весь мир, размазывала слезы по своим пухлым щекам и призывала наказать агрессора новыми санкциями. Неужели это ныли те самые политики, которые еще недавно гордо заявляли, что Украина защитила Европу от России?
Но вот ведь что интересно: международная общественность ограничилась высказываем озабоченности и осуждением, а Европа и так и вовсе призвала Украину и Россию скорее помирится. То есть если кто-то предполагал, что на выручку украинским кораблям ринется 6-й флот США, то он сильно ошибался. А это в очередной раз подтвердило тезис о том, что лучшей гарантией безопасности Украины могут быть только её собственные вооруженные силы. Но, разумеется, не такие, что сдают свои корабли без боя.
В данном случае, какие бы скрытые цели ни преследовала Россия, она вновь в очередной раз продемонстрировала своё подавляющее военное превосходство над Украиной. Превосходство не только в силе, но и готовности её применять. Киевская же власть в очередной раз испуганно забилась под стол, боясь что «Путин нападет».
Выборы отменяются?
Многие украинцы ожидали от своего президента каких-то решительных действий. Объявления России настоящей войны, срочной мобилизации, развертывания войск, введение военного положения. Националисты потрясали кулаками и жаждали «запрета» УПЦ МП и «ареста всей ваты». Даже возникли слухи, что отдан приказ войскам начать наступление на Донецк и Луганск. Но из всего этого Банковая и СНБО решились лишь на военное положение, да и то с оговорками. Его точный формат должна определить на закрытом заседании вечером понедельника 26 ноября Верховная Рада.
Пожалуй, это единственное последствие инцидента в Керченском проливе. Что дает почву для теорий заговора: мол, а что если Банковая специально устроила эту Цусиму (возможно, запретив морякам защищаться), чтобы получить повод для введения военного положения? Ну а оно необходимо власти лишь для того, чтобы задушить новую волну протестов (как раз на границе начали буянить «евробляхеры»), задавить оппозиции и перенести намеченные президентские выборы на более поздний срок. Напомним, что 31 декабря ЦИК должен будет объявить о старте избирательной компании и назначить выборы на март 2019 года.
Действительно, о том, что Порошенко может попытаться удержаться у власти с помощью введения военного положения, в Украине говорили давно. Вот только повода для этого всё не было, и лишь сейчас он вроде бы появился – хотя совершенно непонятно, как же военное положение может сейчас помочь стране? Да в общем-то, никак! Военное положение эффективно, когда идет война – но если его объявляют просто так, чисто как политический шаг, то они не только бессмысленно но и превращается в опасное орудие тирании. Получается, что продув мини-войну с Россией, власть решила отыграться на своих гражданах. Не получилось побить врага – будут бить своих!
Конечно, утверждение военного положения пока под вопросом, потому что есть риск не получить очередные транши МВФ. Но, возможно, данный вопрос сумеют утрясти – и тогда Рада наверняка проголосует за. Тем более что в данный момент наблюдается новая консолидация БПП и НФ, и не просто так. Активность Турчинова на заседании СНБО и его предложения об изменении формата ОСС на Донбассе наводят на мысль, что «народнофронтовцы» решили тоже воспользоваться ситуацией и взять реванш, вернув себе контроль над частями Нацгвардии – ранее переподчиненных президенту. Словом, сейчас в Киеве развернулась активная борьба за власть и влияние.
Однако это лишь еще больше понизит и без того небольшой рейтинг действующего президента. А перенос выборов на неопределенный срок может привести к непредсказуемым последствиям – ведь у ожидавшей этих выборов оппозиции может сорваться терпение.