Кого поставит президентом министр МВД?
Неизвестный олигарх, неуловимый коррупционер, негласный лидер национал-радикалов и непотопляемый министр. Не смотря на свою практически открытую конфронтацию с Банковой, Арсен Аваков просидел в кресле главы МВД Украины намного дольше почти всех своих предшественников - за исключением Юрия Кравченко. Но не закончит ли он точно так же, или же ему уготована еще более яркая карьера?
Просто бизнес
Сегодня украинцы знают Авакова как сурового «главмента», в недавнем прошлом – оппозиционного политика, еще ранее – соратника Тимошенко и Ющенко по «Оранжевой революции» и бывшего губернатора Харькова. И почему-то никто не вспоминает, что Аваков является одним из украинских олигархов. Пусть и не таким богатым и могущественным, как Коломойский или Ахметов, но всё равно входящим в 300 самых состоятельных людей Украины.
Называющий себя украинцем, Арсен Аваков на самом деле «стопроцентный кавказец», родившийся в военном городке на окраине Баку. Его отец – армянин Борис Суренович Авакян, военный летчик, при поступлении в училище изменивший фамилию на более «русскую». Мама – осетинка Тани Габараева, по замужеству «крестившаяся» в Татьяну Матвеевну. Кстати, родом она из села Тилиан Знаурского района Южной Осетии, и этому селу немало досталось во время «блицкрига» Саакашвили в августе 2008-го. Отсюда, видимо, и та неприятная взрывная неприязнь, которую Аваков испытывает к бывшему грузинскому президенту.
Как большинство политиков постмайданной власти, Аваков не служил в армии. Что, впрочем, не мешает ему командовать второй по численности и мощи армии в Украине – её Национальной Гвардией и полками патрульной службы МВД. Кроме того, Аваков единственный из силовиков, кто имеет в своем распоряжении еще одну «личную армию» - многочисленный и хорошо организованный «Национальный корпус». А еще у министра внутренних дел нет юридического образования - впрочем, как и у генпрокурора. Да ладно, у премьера вообще, похоже, нет высшего образования! Такие вот «профессионалы» рулят нынче Украиной…
Бизнес Арсена Авакова начался в 1990-и году, с акционерного общества «Инвестор». Оно и сейчас является основным предприятием бизнес-структур семьи Аваковых – по крайней мере, тех, что зарегистрированы в Украине (см. таблицу). Но часть бизнеса министра давно выведена за границу, с еще домайдановских времен. Например, кое-что было трансформировано в итальянскую фирму «Avitalia s.r.l.» (Монца, Милан), а кое-что в кипрскую фирму «Silova Trading Co. Limited». Впрочем, а у кого из украинских «можновладців» нет оффоршных фирм и недвижимости в Европе!
Но тут дело вовсе не в оффшорах, а в длинном шлейфе коррупции и даже криминала, сопровождавший бизнес Авакова. Причем, громкое дело о рюкзаках на фоне всего остального является довольно заурядным и мелким.
Вот, скажем, у семьи Аваковых есть два давних и надежных бизнес-партнера: это Геннадий Гаевой и Игорь Котвицкий (не считая дальнего родственника Ашота Амиряна). Первый руководит многими аваковскими фирмами, а второй с 2014 года является народным депутатом (конечно же фракции НФ), и оба они, вместе с женой Авакова, активно развивают совместный бизнес, традиционно отдавая предпочтение энергетике. Однако в 1990-м Аваков и Гаевой начинали вместе с Александром Коноваловым. Более старший (на 15 лет) и опытный (имел судимости), Коновалов, по сути, и создал «Инвестор», начав с экспорта цветных металлов, которые где-то добывали Аваков и Гаевой. Коновалов же в 1992-м создал банк «Базис», через который прокручивали выручку от металла, деньги от «финансовых пирамид» и кассы харьковских ОПГ. Но потом в конце 1992-го Коновалова убили - якобы его собственный охранник, которого потом тоже нашли мертвым. А Аваков и Гаевой поделили между собой его долю, став его основными владельцами (потом свою долю получил Котвицкий, работавший у Авакова водителем и секретарем).
Но поднялся Аваков в 90-х не на металле, и не на чае «Ахмад», который пакует его харьковский чаеразвесочный цех, а на газе и конденсате, добываемом в Харьковской области (доступ к которым получил якобы через семью Масельских). Фирмы Авакова (особенно «Энергия-95») «доили» Шебелинское, Денисовское, Огульцовское, Нарижнянское, Марьинское и Сахалинское месторождения, перепродавая потом газ харьковским ТЭЦ. Аппетиты Авакова были такие, что он планировал разорить и «прихватизировать» эти ТЭЦ, став тепловым королем Харькова, и даже лелеял мечту прибрать к рукам «Турбоатом».
Но слишком уж большая в Харькове была конкуренция между различными группами влияния, так что Авакову не повезло. Более того, против его фирм неоднократно открывали уголовные дела по фактам хищения газа, коррупционных схем, неуплаты налогов и т.д. а в 2003-2004 дело открыли уже конкретно против Котвицкого и других партнеров Авакова. Это и стало причиной, по которой они примкнули к «оранжевому движению», сблизившись с семьей Петра Ющенко (старший брат Виктора Андреевича, живший в Харькове). И уже в феврале 2005-го деловитого Авакова назначили губернатором Харькова. Причем, просидел он в этом кресле «от звонка до звонка», до февраля 2010-го, что было непросто в то смутное время, когда губернаторов меняли после каждой смены власти в Киеве. Как видите, Аваков умеет пускать глубокие корни!
Во время своего губернаторства Арсен Аваков не стал использовать служебное положение, чтобы уничтожить команду Кушнарева-Кернеса-Добкина, хотя между ними было немало и политических дрязг и конфликтов в бизнесе. Но честным его было назвать никак нельзя: он прокручивал через свой банк «Базис» потоки бюджетных денег, незаконно завладел почти 700 гектарами земли, растратил 120 миллионов казенных гривен, «кинул» вкладчиков своего банка на 600 миллионов гривен. И хотя из своей отставки Аваков не делал трагедии, и вновь привычно занялся бизнесом, регионалы припомнили ему всё – и в 2011 году возбудили против Авакова и его компаньонов несколько новых уголовных дел.
Впрочем, к тому времени птичка уже упорхнула: Аваков, Котвицкий, Гаевой и дальний родственник Амирян выехали из Украины в Италию, где Аваков отсиделся до декабря 2012 года – пока не получил мандат нардепа (по списку «Батькивщины») вместе с неприкосновенностью, позволившей ему вернутся. Ну а дальше был второй Майдан, в котором Аваков принял самое активное участие.
Вождь апачей
Интересно, что в феврале 2014-го, когда Верховная Рада «скинула» Януковича и выбирала новую власть, на пост министра внутренних дел претендовали и Аваков, и Ярема. И если бизнесмен Аваков (с длинным хвостом уголовных дел) имел опыт работы только губернатором да диплом инженера-водопроводчика, то Ярема в прошлом сделал карьеру в столичном УМВД (как и Гелетей), пусть и окруженную скандальными слухами о его делишках с киевскими «авторитетами».
Но почему же предпочтение отдали Авакову? Возможно, потому, что уже тогда он использовал «фактор улицы». Ярема был просто «мент», изъявивший желание работать на новую власть, и он стал бы очередным «проходным» министром, которого наверняка бы сменили уже в 2014-м году. Аваков же это самостоятельный игрок, вступивший в команду оппозиции, и у него было то, чем не обладал Ярема – поддержка размахивавших арматурой «героев Майдана», среди которых у него были «свои парни». Поскольку еще во время своего губернаторства Аваков взял шефство над харьковской организацией «Патриот» Билецкого.
«Патриот» (будущий «Азов» и «Нацкорпус») на Майдане
По всей видимости, у Авакова в рукаве был еще один очень важный козырь. Ведь только он мог пообещать вождям Майдана решить проблему установления новой власти в Харькове. Всё-таки, у Авакова там были необходимые ресурсы: свои люди в областном МВД и СБУ, подконтрольный ему «Патриот» плюс «ультрасы» харьковского «Металлиста», активисты харьковского Евромайдана, связи с чиновниками и бизнесменами города. Возможно, это именно Аваков сразу же «надавил» на Кернеса и заставил того отречься от Януковича в обмен на обещание не мстить харьковском мэру. Благодаря чему Янукович в ходе своего бегства не остановился в Харькове и не сделал его форпостом Антимайдана, а побежал дальше в Ростов. И уж точно именно благодаря Авакову удалось буквально на следующий же день разогнать провозглашенную 7 апреля «Харьковскую народную республику».
Наконец, важным стратегическим ходом Авакова было превращение всех стихийных группировок «патриотов», которые весной 2014 года не имели никакого законного статуса, в подразделения патрульно-постовой службы МВД (роты, батальоны, потом полки). Так появились «Днепр», «Азов» и другие известные батальоны, в том числе и одиозный «Шахтерск» (потом «Торнадо»). Аваков справился с этим намного быстрее Министерства обороны, к тому же все эти батальоны под крышей МВД были в большей степени контролируемыми, чем почти самостоятельные «Донбасс» и «Айдар», подчиненные МО.
Правда, контроль этот был специфический. Во-первых, многие добробаты изначально были созданы как «частные армии», лишь легализованные в структуре МВД. Реально же ими управляли их «спонсоры»: батальон «Днепр» полностью управлялся людьми Коломойского, а «Азов» стал личной гвардией Авакова (пусть и не распространяясь об этом). Во-вторых, эти подразделения использовались не только для защиты Украины от сепаратистов. Даже под этим предлогом они творили весной-летом 2014-го форменный беспредел, а кроме того, они создали в зоне АТО собственные секторы, в которых брали под свой контроль перемещение грузов и людей. А это контрабанда, это потоки, это огромные деньги. Ну и плюс к этому, батальоны обзавелись «тыловыми структурами», которые напоминали ОПГ 90-х: занялись рэкетом, рейдерством, «крышеванием», теневым бизнесом и т.п.
Но и тут Аваков пошел дальше Коломойского, потому что ему удалось создать на базе «Азова» массовую всеукраинскую общественную организацию «Гражданский корпус «Азов» (теперь «Нацкорпус»). У Коломойского ничего подобного нет, его «Укроп» не вышел за рамки маргинальной политической силы, а «патриотические титушки» Днепропетровска не смогли толком организоваться даже в рамках своей области.
Если сравнивать «армии» этих двух олигархов, то у более богатого Коломойского она чисто феодальная: есть «дружина» в виде собственного ЧОПа и «Донбасса», остальные же силы (титушек под разными флагами и вывесками) предоставляют ему зависимые от него политики и бизнесмены Днепропетровской области. У Авакова же «кадровая армия» из прекрасно оснащенного за государственный счет «Азова» и четко организованного «Национального корпуса», имеющего свои подразделения почти во всех регионах Украины. Но ведь мериться силами они не собираются, более того, есть вероятность, что Коломойский и Аваков вместе поддерживают Юлию Тимошенко. А это значит, что их «армии», в случае чего, могут выступить и единым фронтом.
Кстати, многие недооценивают влияние Авакова на «Нацкорпус». Не смотря на то, что его политическим организатором и «комиссаром» был поставлен некогда хорошо известный Роман Зварыч (ныне пребывающий в «подполье»), нетрудно заметить, что «Нацкорпус» придерживается идеологии, значительно расходящейся с классическим украинским национализмом, тем более диаспорянского типа. Например, подавляющее большинство «азовцев» - русскоязычные, так же как и Аваков, упрямо не желающий учить державную мову. Похоже, что за 15 лет активной «тусовки» среди национал-патриотов, Аваков так и не начал разделять их политические принципы.
А не стать ли ему президентом?
То, что Аваков почти пять лет смиренно делал вид, что полностью лоялен Банковой, вовсе не говорит о его слабости. Возможно дело в том, что всё это время он действительно не имел желания вступать в конфронтацию со своими политическими союзниками (не считая случая с Саакашвили). Да и повода, как такового, не было. Если говорить о «Народном Фронте», то он умудрялся сохранять своё влияние в Кабмине до самого последнего, до весны 2016-го, когда всенародное недовольство Яценюком грозило уже новым Майданом. И до сих пор коалиция БПП и НФ существует, не смотря на практически нулевой рейтинг последнего.
Правда, это продлится недолго: либо она распадется после президентских выборов, либо «Народный Фронт» прекратит свой существование после выборов парламентских. Разумеется, лидеры НФ уже продумали несколько вариантов, как остаться если не при власти, то хотя бы при депутатских мандатах. Среди основных: с покаянием вернуться в объятия Юлии Тимошенко (если та выиграет выборы), создать избирательный блок с БПП (если выборы выиграет Порошенко), создать новый политический проект (если выборы выиграет Зеленский).
Но был еще один, упущенный вариант: выдвинуть в президенты своего человека. И единственным кандидатом от НФ, который мог бы, как минимум, войти в первую десятку, был бы только Арсен Аваков. Действительно, почему бы ему не пойти по стопам Николя Саркози? Но он в нынешних выборах не участвовал – возможно, по причине договоренности НФ и БПП не выдвигать кандидатов, конкурирующих с Порошенко. Что ж, из-за этого Аваков упустил свой шанс, поскольку должность министра внутренних дел – это основа его нынешнего политического имиджа. Аваков-бизнесмен, тем более вновь убегающий от возбужденных против него уголовных дел (такое возможно), вряд ли заинтересует украинцев через пять лет.
Интересует ли Авакова президентский пост, это известно лишь ему одному. Но понятно, что ему уж наверняка интересно не повторить судьбу Юрия Кравченко или вновь отправиться в бега, пусть даже в солнечную Италию. Одного лишь депутатского мандата Авакову будет для этого мало, с ним он станет всего лишь олигархом среднего пошиба с депутатской неприкосновенностью - и не более того. Он даже лишиться своих любимых детищ «Азова» и «Нацкорпуса», потому что содержать и направлять их под силу только министру… или же президенту.
Получается, что для Авакова крайне важно сохранить свой пост главы МВД и на следующие пять лет – для чего он, видимо, и решил поддержать Юлию Тимошенко. А там уж, как говорится, видно будет! Но не будет забывать, что сейчас в руках министра Авакова целых три рычага воздействия на украинскую политику: структура МВД, самая большая из правоохранительных органов и единственная контролирующая порядок на улице, «ветераны АТО» из числа бойцов «Азова» (мощный козырь по нынешним временам), и «Нацкорпус», готовый устраивать акции протеста.
То есть сейчас Аваков может сам запустить новый Майдан, и он же может его подавить – все варианты, на выбор! Неужели он ими не воспользуется? Если ранее у него действительно не было повода, то сейчас пришло время для активных действий.