Как лидеры губят рейтинг партии. Вниманию «Слуги народа»
Уже менее чем через месяц, после досрочных парламентских выборов, официально прекратит своё существование такой интересный феномен украинской политики, как партия «Народный фронт». Этих выборов она более четырех лет боялась как апокалипсиса, пытаясь любыми способами их отсрочить, но вот неизбежное свершилось. Сегодня её члены спасаются, кто как может, словно жители дымящихся Помпей, надеясь найти себе место в других политических проектах или пытаясь самостоятельно пробиться по мажоритарным округам. Но многих них мы уже не увидим ни в парламенте, ни в правительстве – по крайней мере, в ближайшие пять лет.
Так проходит земная слава
За последние 15 лет в Украине ярко вспыхнули, а затем быстро погасли немало популярных политических партий: «Наша Украина», Партия Регионов, «Свобода», «Самопомочь», Радикальная партия Ляшко, «Оппозиционный блок», «Блок Петра Порошенко». Все они очень громко начинали, удивляли своими высокими результатами на парламентских выборах, но потом их рейтинги резко катились вниз, а некоторые партии просто не пережили своих президентов.
Возможно, когда-нибудь такая же участь постигнет и ныне набирающий популярность проект «Слуга народа». Вопрос только в том, не закончит ли он так быстро и с таким треском, как «Народный фронт»?
Действительно, даже на фоне перечисленных потухших звезд, «Народный фронт» удивлял стремительностью и масштабами своего падения. Напомним, что на парламентских выборах в октябре 2014-го партия заняла первое место с результатом 22,14%. Конечно, в какой-то мере он был «натянут» с помощью админресурса, противодействовать которому было некому, так как все противники «майдановских» сил были тогда разгромлены, а ситуацию контролировали агрессивно настроенные «патриоты». И всё же у НФ был достаточно высокий рейтинг, подтвержденный соцопросами.
Но вот прошел всего один год, и в октябре 2015 года «Народный фронт» отказался от участия в выборах местных органов власти по причине своего запредельно низкого рейтинга, составившего около 1%. Вдумаемся: всего за один год рейтинг партии упал с 22 до 1%! Фактически, у «Народного Фронта» тогда случился политически инсульт, он впал в кому, или, как еще шутили украинцы, НФ превратился в живого мертвеца.
Это действительно был феномен, но он у НФ был не единственным. Еще больше удивляло то, что партия с однопроцентным рейтингом, чьи лидеры фактически разругались с президентом, продолжала крепко сидеть во власти. В парламенте «Народный Фронт» получил кресло спикера (Парубий) и оставался главным напарником БПП по коалиции (пусть и неполноценной). Секретарем СНБО стал Турчинов, в правительстве за «народнофронтовцами» были закреплены шесть министерских портфелей (включая Кириленко и Авакова), НФ имеет большое влияние на НАБУ.
Удивляло то, почему команда Порошенко не устроила парламентские перевыборы еще в 2015-2016 г.г., чтобы избавиться от такого союзника, а продолжала за него держаться и делиться с ним властью? И даже сейчас порошенковская «Европейская солидарность» предоставила некоторым «народнофронтовцам» места в своем партийном списке (Парубий, Кириленко, Сюмар, Татьяна Черновол и др.), рискуя собственным рейтингом. Почему?
Несомненно, между БПП и НФ существует некий тайная договор о разделе власти, заключенный еще несколько лет назад. Какой именно, и чем он гарантировался, до сих пор остается загадкой. Вообще, начиная с момента парламентского переворота 22 февраля 2014 года, когда нардепы вдруг решили сами свергнуть Януковича, не дожидаясь пока это сделает уличная толпа, в украинской политике стало очень много тайн, тщательно скрываемых от рядовых избирателей. Сама политика как бы разделилась на три части: официальную пропаганду (все в Европу, героям слава), неофициальный слив в оппозиционные СМИ информации о коррупционерах и «зрадниках», и скрытые от всех договоренности и намерения.
Подобные тайные договоренности заключаются и сегодня, и теперь в них уже участвуют и новый президент, и его новосозданная партия. Только так можно объяснить обширную поддержку избирательной компании Зеленского со стороны Авакова, а теперь и «трудоустройство» людей из аваковской команды в избирательные списки «Слуги народа». Кстати, стоит также отметить, что Зеленский пытался отправить в отставку почти всех глав силовых и правоохранительных ведомств, но совершенно «забыл» про главу МВД.
Жертвы собственных реформ
«Народный фронт» и «Слугу народа» роднит и еще и то, что обе эти партии создавались под одного «молодого, независимого лидера с пакетом кардинальных реформ, желающего обновить власть». Да, именно так в 2007-2009 годах пиарился Арсений Яценюк, а сейчас по этому же шаблону зажгли звезду Владимира Зеленского.
Тогда Яценюк еще не отрастил себе плешь и бороду, и на люди выходил не в вышиванке под камуфляжем, а в строгом офисном дресс-коде. Благодаря своей молодости, он резко отличался от более старших «коллег»: и когда работал в Нацбанке у Тигипко, и когда был министром в правительстве Еханурова, и когда председательствовал в Верховной Раде. Дело было не только в возрасте, Яценюк подобрал к нему соответствующий имидж прозападного либерала, что тоже выделяло его на фоне посконных национал-патриотов и пророссийских регионалов. Тут мы видим такую же аналогию с Зеленским, с той лишь разницей, что у Яценюка было еще и портфолио из десятка высоких должностей, которые он менял чуть ли каждый год, а Зеленский пришел во власть из комедийного шоу.
К слову, в 2010-м у Яценюка был шанс стать вице-премьером в правительстве Азарова, но он выбрал оппозицию. Не ради принципов, а потому что на тот момент у оппозиции были проблемы с лидерами, и Яценюк рассчитал, что может собрать под себя большую часть протестного электората (снова аналогия с Зеленским). Его шансы резко повысились после того, как Юлия Тимошенко отправилась на Качановку, и в 2012-2013 годах Яценюк уже считался лидером объединенной оппозиции (Кличко и Тягнибок были рядом с ним номерами 2 и 3). Что ж, прорыву Зеленского на нынешних президентских выборах тоже помогли репрессии его конкурентов: Порошенко гонял по крышам Саакашвили и обливал черным пиаром Тимошенко и Гриценко, но очень поздно обратил внимание на «комика».
Любопытно, что даже символика «Фронта перемен» (первого проекта Яценюка) исполнялась в зеленых цветах: от хаки (выборы 2010) до ярко-салатного (2011).
В марте 2014 года «Фронт перемен» трансформировали в «Народный фронт». Это был самый звездный час Яценюка, и он казался главным кандидатом на президентский пост. Однако в ходе неких тайных договоренностей единым кандидатом на выборы пошел Петр Порошенко, а Яценюк остался на посту премьера. Это была его стратегическая ошибка, о причине которой можно только догадываться. И всё же запаса собственной популярности Яценюку хватило тогда еще на несколько месяцев, за которые к «Народному фронту» присоединилась масса союзников: как полезных (часть «Батькивщины» с Аваковым и Турчиновым), так и откровенного балласта («политический Плохиш» Кириленко).
Главная причина резкого падения рейтинга НФ был экономический кризис 2014-2015 г.г. и горе-реформы правительства. С подобной ситуацией еще никто не сталкивался, поскольку Пустовойтенко в 1998-и и Тимошенко в 2008-м могли списать проблемы на мировой кризис и делать вид, что усердно с ним борются. Яценюк не мог списать кризис ни на кого, потому единственным виновным в нем было его собственное правительство и Нацбанк. А вместо хотя бы видимости борьбы с ним, Яценюк начал свои «реформы», заморозив социальные выплаты и поднимая в разы коммунальные тарифы. И когда в феврале 2015-го доллар на Межбанке скакнул до 30 и почти пропал из обменников, украинцы возненавидели премьера Яценюка как никого другого – а рейтинг его партии рухнул.
Но есть еще и причина, по которой рейтинг «Народного Фронта» так и не поднялся обратно, хотя бы на два-три процента: это партийные кадры. Яценюк неосмотрительно набирал в свою партию всех подряд, из-за чего парламентская фракция НФ в глазах украинцев стала сборищем «людей со справками» и коррумпированных друзей детства Яценюка (среди которых особенно выделяется Максим Бурбак). То есть, под неразборчивое лопотание Парубия и выходки Татьяны Черновол, Бурбак расставлял своих «смотрящих», Андрей Пышный дерибанил «Ощадбанк», Андрей Иванчук мутил спиртовые схемы, а Павел Петренко прикрывал их из Минюста.
Конечно же, в парламенте сидели и куда более коррумпированные фракции, среди которых были и бывшие члены ОПГ (а бывают ли члены ОПГ бывшими?), однако их лидеры не были премьер-министрами, ответственными за падение уровня жизни и рост тарифов. Вкупе это и привело к полному разочарованию украинцев в Яценюке. Даже нет, это было уже не разочарование, а озлобление, вкупе со опасением «не дай Бог, он снова премьером станет». Кроме того, если у президента Порошенко были темы, позволявшие ему удерживать свой рентинг политика (российская агрессия, томос, безвиз и т.д.), то у премьера Яценюка, занимавшегося только экономикой, такой второй лини обороны не было. А его «окопная» борода и мешковато сидящий на нем камуфляж лишь смешили украинцев, как и фраза про «кулю в лоб».
Яценюк до сих пор является лидером антирейтинга украинских политиков (83%), это в полтора раза больше, чем у Петра Порошенко. Другие же члены НФ, даже Аваков и Турчинов, не могли реанимировать мертвый рейтинг партии. Впрочем, среди них есть тоже очень тяжелые камни, тянущие партию на дно: например, антирейтинг Парубия 74%. И зачем только его приняли в «Европейскую солидарность»!?
Таким образом, рейтинг одной из ведущих парламентских политических партий погубил её лидер. А сам он «погорел» на собственных реформах, которые принесли не подъем экономики, а падение уровня жизни. Таков итог политической карьеры Арсения Яценюка, которая вряд ли продлится в ближайшем будущем, и конец короткой истории его бесславно рассыпавшейся партии «Народный фронт».
И теперь, махая им «остаточно прощавай», украинцы начинают задумываться: а не повторят ли их судьбу Владимир Зеленский и «Слуга народа»? И вопрос этот для них вовсе не риторический, потому что еще одного Яценюка, тем более с президентскими полномочиями, они могут не пережить.