Реалии воюющей страны: как продвигаются реформы в Минобороны Украины
За несколько лет войны Вооруженные силы Украины из полуразваленного усилиями «крепких хозяйственников» нечто превратились в одну из наиболее боеспособных и сильных армий Европы. Но изматывающий конфликт с Россией на Донбассе не позволяет почивать на лаврах, и взятые обязательства в рамках стремления к стандартам НАТО (с дальнейшей перспективой членства в Альянсе) – тоже. Что же происходит на ниве реформирования армии? Даже если абстрагироваться от многоголосых сетований экспертов и волонтеров о сворачивании многих хороших начинаний и обратиться к фактам, то понятно – хорошего мало.
Государственный оборонный заказ – для своих
Ситуация на данный момент такова, что закупки в рамках гособоронзаказа фактически заблокированы. Ничего личного, только бизнес! Министр обороны Украины Андрей Таран лично блокирует все закупки, все тендеры заморожены. Все это для того, чтобы «завести» на выгодные государственные заказы своих. Руководит всем этим «парадом» заместитель Тарана Александр Миронюк. Это поистине опытный в вопросах госзаказов для армии кадр. С 2013 по 2020 год Миронюк работал на руководящих должностях: начальника группы, отдела, начальника департамента государственных предприятий, входящих в состав государственного концерна «Укроборонпром».
Финансовые вопросы
Нынешний министр обороны, судя по имеющейся информации, очень четко расставляет приоритеты в своей деятельности. Например, подмял под себя все финансовые вопросы Министерства обороны, включая те, которые не попадают под его юрисдикцию по распределению полномочий между МОУ и ВСУ. Всеми усилиями господин министр пытается вернуть под свой контроль вопросы по распределению полномочий между министерством и ВСУ, ставя в приоритет, разумеется, денежные вопросы.
Результаты финансовой политики Тарана можно оценить по нескольким направлениям. Например, в вопросе развития Военно-морских сил ситуация такова, что по многим вопросам строительства следует распоряжение увеличить смету вдвое. Распоряжения исходят лично от господина Министра.
НАТОвские реформы – все?
4 марта 2020 г. в свои перспективных 65 лет Андрей Таран был назначен на должность главы Министерства обороны Украины. Перед назначением СМИ распространили информацию о том, что его кандидатуру лоббировал глава ОП Зеленского Андрей Ермак. И вот, не прошло и двух недель после назначения, как новоиспеченный министр быстро сориентировался в ситуации и заявил, что в обозримом будущем украинская армия страны не сможет полностью перейти на стандарты НАТО. «Учитывая наши реалии, главной задачей МО вместо амбициозной, но недостижимой в ближайшее время цели полной адаптации ВСУ к стандартам НАТО у нас должна быть вполне реальная цель — максимальное обеспечение способности ВСУ взаимодействовать с силами Альянса», - заявил Таран в официальном выступлении.
Очевидно, все это время министр обороны вовсю трудился над тем, чтобы реалии стали еще более нереальными для того, чтобы приблизить ВСУ к натовским стандартам. На сегодняшний день усилиями, не в последнюю очередь, Тарана, реформы тормозятся, а вину в этом руководство Минобороны старательно перекладывает на ВСУ.
Недипломатичная дипломатия
Из официальной биографии нынешнего главы Министерства обороны известно, что он – большой профессионал и специалист в области дипломатии. В 1999–2004 годах — Андрей Таран был военным атташе при посольстве Украины в США. Правда, история знает случай, когда разведчик существенно прокололся, официально оформив, находясь в Штатах, гринкарту. Тем не менее, это не помешало ему впоследствии занять высокую должность в Главном управлении военной разведки МОУ.
Связи с партнерами на таком уровне – не менее важны, чем непосредственно реформы в военной сфере. Но и здесь ощущаются следы деятельности министра, которому вряд ли суждено снискать славу главного реформатора украинской обороны, который приблизил страну к стандартам НАТО.
Очевидно, дипломатическое прошлое не дает покоя Андрею Васильевичу, ведь он пытается взять под личный контроль не только работу ГУР (это тема для отдельного журналистского расследования), а и военно-дипломатической академии, которая готовит профессиональных военных дипломатов с жестко прописанным протоколом отбора кадров. И здесь он действует классическими, проверенными временем методами.
Таран пристроил в дипломатическую академию двух своих людей уже после подписания приказа о зачислении, вместо офицеров, которые по своим качествам и знаниям получили право учиться там. Схема проста: по его приказу создали отдельную комиссию, переделали документы, выкинули двоих прошедших по рейтингу и результатам вступительных экзаменов кандидатов от разведки и зачислил своих людей. Не имеющих никакого отношения к разведке. Один из них – заместитель министра Тарана, а второй – его помощник.
Как видим, слова у него не расходятся с делом, и реальность такова, что Украине не светит не то что вступление в НАТО, а даже приближение к стандартам Альянса. Все вышеперечисленное – лишь небольшая часть происходящих в МОУ под руководством Тарана процессов.
Продолжение следует…