Православие, свобода совести и правовой нигилизм

15 декабря минула вторая годовщина создания Православной церкви Украины (ПЦУ). Религиоведы, богословы и обычные верующие подводят первые итоги. Для кого-то ПЦУ стала воплощением политических или богословских надежд, а для кого-то - юридической преградой и разочарованием всей жизни. Для понимания церковно-политического контекста советую прочитать последнее интервью почетного патриарха Филарета и митрополита Луцкого и Волынского Михаила. Однако предлагаю обратить внимание на юридический контекст появления ПЦУ и вторую годовщину правового нигилизма в сфере свободы совести, который достался нам в наследство от эпохи Петра Алексеевича Порошенко (о правовом "беспределе" с назначением главы НАБУ Вы помните).

В декабре 2018 года вся Украина забыла о принципах свободы совести, отсутствии государственной идеологии и отделении государства от Церкви (а это нормы Конституции, имеющие прямое действие). В патриотическом угаре 240 народных депутатов поддержали законопроект №5309 ("О свободе совести и религиозных организациях относительно на звания религиозных организаций (объединений), которые входят в структуру (являются частью) религиозной организации (объединения), руководящий центр (управление) которой находится за границами Украины в государстве, которая законом признана осуществившей военную агрессию против Украины и / или временно оккупировала часть территории Украины".

На контрасте, уже в октябре 2020 года глава Государственной службы по этнополитике и свободе совести Елена Богдан подтвердила, что данный закон противоречит нормам европейского права и вызывает противостояние в обществе. Пани Богдан получила свою должность благодаря своей мировоззренческой позиции (она - атеист), для министра Бородянского ключевым было, чтобы новый глава службы не принадлежал к какой-либо религиозной конфессии. Будем надеяться, что Елена Богдан будет верна своей совести и не забудет, что является главой Госслужбы, которая защищает принципы свободы совести, а не интересы политиков или религиозных деятелей.

Кроме того, напомню, что данный закон находится на рассмотрении в Конституционном суде. Сегодня Конституционный суд не работает. Однако нетрудно догадаться, что закон о переименовании религиозных организаций нарушает нормы Конституции. Еще на этапе принятия закона о переименовании все понимали, но боялись сказать вслух, что Европейский суд по правам человека признает практику принудительного переименования религиозных общин такой, что нарушает права человека и не совместима с Конвенцией о защите прав человека и основоположных свобод (Рим, 1950 год). Собственно, Елена Богдан прямым текстом признала, что "С точки зрения международного права норма о наименовании неоднозначная, а ряд юристов ее даже назовут крайне проблематичной…".

Регулирование отношений в сфере свободы совести и вероисповедания - это очень деликатная сфера. Любое вмешательство государства во внутренние дела Церкви опасно для религиозного взаимопонимания в стране. Как свидетельствуют все без исключения социологические исследования, Церковь - это единственный институт, которому доверяют все украинцы. Не говоря уже о том, что попытка Порошенко переизбраться на очередной срок благодаря теме Томоса принесла намного больше вреда ПЦУ, чем электоральных преимуществ самому Петру Алексеевичу.

В 2019 году украинцы избрали президентом равноудаленного от всех религиозных конфессий и невоинственного Владимира Зеленского, который призвал объединяться не вокруг языка или религии, а на благо Украины. Избравшись президентом, Зеленский инициировал запись видеообращения к жителям оккупированного Донбасса и Крыма с участием почти всех религиозных лидеров Украины, он не делил украинцев на московских и константинопольских. Напомню, что от участия в записи тогда отказался лишь митрополит ПЦУ Епифаний.

Позже выяснилось, что в команде нового президента есть верующие Украинской православной церкви (Московского патриархата), но это не привело к преследованию ПЦУ, потому что в светском государстве должно быть уважение ко всем, а не фаворитизация одной Церкви.

В дополнение напомню, в каком общественно-политическом контексте сегодня протекает религиозная жизнь в Украине. Весной народный депутат от партии "Европейская солидарность" Владимир Вятрович заявил, что евхаристическое единство Киевской и Московской церкви убивает.

Отмечу, что настоящий ЕС - то есть, Европейский Союз - выступает за открытость, толерантность и примирение. А язык ненависти в ЕС считается преступлением. Отцы-основатели ЕС - Конрад Аденауэр, Жозеф Беш, Йохан Виллем Бейен, Альчиде де Гаспери, Жан Моне и Робер Шуман - были христианами и создавали Евросоюз с целью недопущения войны и преступлений по причине ненависти. В действующем коалиционном условии немецкого правительства во главе с Ангелой Меркель отмечается, что Берлин отстаивает идею единой Европы от Лиссабона до Владивостока.

Анна Гопко, бывшая депутат от "Самопомочі", решила объединить цинизм с национальной безопасностью, заявив, будто Томос и вспышка коронавируса в двух наибольших монастырях Украины связаны между собой. Причем бывший народный депутат увидела в этом основания для запрета УПЦ МП.

После таких вот пламенных записей в социальных сетях, настоящие преступники начали поджигать церкви в реальной жизни. Так, в ночь на 24 апреля в Одесской области произошел поджог Свято-Успенского монастыря. Нападения на храмы мы сегодня наблюдаем в разных уголках Украины.

Кто должен нести наказание, поджигатели / нападавшие или подстрекатели? В Европе, к ответственности привлекли бы и первых, и вторых. Когда мы увидим такое же жесткое и суровое стремление к правопорядку в нашей стране, вот тогда мы и сможем говорить об Украине как о правовом государстве.

Напоследок напомню, что, кроме УПЦ МП, религиозный центр в России (которую закон называет "государством-агрессором") имеют некоторые украинские общины Хабад и старообрядцев. Но к ним никто никаких претензий не выдвигает. Все равны, но некоторые равнее?

Будем надеяться, что новая редакция закона "О свободе совести и религиозных организациях относительно названия религиозных организаций (объединений)" будет изменена не в судебном порядке, а в Верховной Раде, где наибольшим межфракционным объединением является "Ценности. Достоинство. Семья".

Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Евгений Билоножко
магистр религиоведения
Поделиться в Facebook
Последние новости