Экономика компрадорского экспорта: идет большая распродажа Украины!
После трех десятилетий бестолкового «реформирования» украинской экономики, она приобрела самую ущербную, самую губительную модель, основанную на компрадорской распродаже всех мыслимых ресурсов своей страны. Из неё вывозится всё: промышленные полуфабрикаты, остатки советского оборудования и технологий, мозги и рабочие руки, то, что растет на её земле, то, что находится в её недрах, а в июле с молотка пойдет и сама земля.
Конечно, нас пытаются заверить, что экспортная экономика - это хорошо, что таким образом Украина встраивается в мировой рынок. Однако это не так! Экспортно-ориентированная экономика развитых стран, продающих свои товары и услуги, приносит им огромную прибыль, вкладывающуюся затем в развитие государства и уровня жизни. В Украине же мы наблюдаем классический вывоз капитала из экономической колонии, откуда вымываются и ресурсы, и деньги.
Наши ресурсы достаются другим странам, они работают на американцев, европейцев и китайцев, а не на Украину и украинцев. Причем, если деньги это дело наживное, то многие утраченные ресурсы просто невосполнимы. Поэтому с каждым годом Украина всё больше становится необратимо беднее и безлюднее, теряя последние шансы на восстановление. Увы, это не единственная проблема…
Вывозим всё и всех!
Казалось бы, измерять экономику страны борзыми щенками это дело настолько же нелепо, как и давать ими взятку. И всё же истинное состояние экономики определяется не столько по бодрым отчетам правительства, сколько по всевозможным красноречивым мелочам, вместе складывающихся в картинку реальности. Это как когда в войну (не АТО, а ВОВ) признаки скорого наступления можно было определить по анализу промасленной ветоши. Как говорится, развивайте наблюдательность!
И вот такой любопытный факт: в 2010-2014 г.г. стоимость щенков малых пород (болонки, карликовый пудель, папильон) от заводчиков, со всеми документами, редко превышала 500 у.е. А если их родители не были какими-то там «призерами Европы», то вы могли купить свой пушистый комочек счастья и за 100-150 у.е., а «беспаспортных» и метисов отдавали вообще за 300-500 гривен. Однако начиная с 2016 года цены на них стали резко расти, и теперь стоимость болонки начинается от 1000 у.е. (с родословной от 1500), а цены на пуделей достигают 5-6 тысяч! Причем, самих собак стало значительно меньше. Такая же ситуация и со многими другими породами, и только расплодившиеся в последние годы йорчики и пекинесы не поднялись так в цене.
А знаете в чем причина? В том, что теперь из Украины массово вывозят уже и собак с кошками! Созданы целые схемы этого бизнеса: щенков и котят скупают у заводчиков в розницу и оптом, потом переправляют за границу и продают в Европе и Северной Америке с хорошим наваром, полностью компенсирующим гибель части несчастных животных при перевозке. Отсюда резкий рост их стоимости на внутреннем рынке (зачем продавать украинцам за 500, если можно продать скупщику-посреднику за 1000), что заметно уменьшает внутренний спрос - и как результат, собаки таких пород становятся доступными только немногочисленным состоятельным украинцам.
В чем тут ненормальность ситуации? А в том, что если бы украинские заводчики имели прямой выход на западный рынок, то они бы получали за своих щенков-котят полную цену, а не 30-50%, и тех бы перевозили как положено, а не набивая битком багажные отсеки чартерных рейсов. И если бы украинцы получали зарплату на уровне европейцев и американцев, то они могли бы себе позволить и котенка за 1500 у.е., и щеночка за 2500. Внутренний спрос был бы очень большим – то есть и у заводчиков дела бы шли очень хорошо, и породистые собаки были бы у многих украинцев.
Но мы имеем ситуацию, когда 85% населения едва сводят концы с концами, а половина крошечного бюджета уходит на оплату старых долгов (вторая половина разворовывается). Из-за чего внутренний рынок Украины очень мал и хронически нездоров – и мы уже говорим не только о щенках, а в целом! Производители же ориентируются на экспорт, потому что только так они могут продавать достаточные объемы своей продукции.
Причем, львиная доля экспорта, опять же, продается не напрямую, а через посредников-компрадоров. Зерно, руда и слябы, лес и янтарь, аммиак и селитра, те же щенки – всё проходит через их руки! Иногда это официальные «белые» трейдеры и фирмы, через которые олигархи торгуют металлом и химпродукцией, а иногда это «серые» и даже криминальные схемы, по которым из страны вывозят нелегально вырубленный лес и добытый янтарь. Сами лесорубы и мойщики получают от силы 30% их стоимости, остальное оседает в карманах компрадоров и коррумпированных чиновников. Для которых подобная ущербная горе-экономика выгодна, поэтому они старательно «развивали» её с 90-х годов.
Да что там, мы ведь уже давно фактически экспортируем и саму рабочую силу, в виде украинских «заробитчан» - потому что внутри Украины спрос на неё небольшой, а её стоимость мизерна. И просто удивительно, что и на них не наложили свою лапу всевозможные посредники! Ведь поборы со своих соотечественников за помощь в трудоустройстве и «защиту» это традиционные статьи доходов этнических мафий Европы и США. Или, возможно, мы просто еще не всё знаем?
Почему всё ветшает и разваливается?
Чего уж точно не знает подавляющее большинство украинцев, так это страшную тайну о деградации основных фондов страны. Конечно, визуально, по внешнему виду, народ давно уже о чем-то таком догадывается. Ведь старые предприятия разваливаются и закрываются, а новых почти не создают, прогнила вся инфраструктура, в ветхом и даже аварийном состоянии 80% жилого фонда, истощается земля, наука давно в заднице, почти не создаются новые отечественные технологии. Ситуация столько очевидно плачевная, что украинские политики-популисты уже давно перестали обещать поднять экономику и вывести Украину хотя бы к уровню Словакии. И всё же украинцы не знают всех подробностей и причин! А это и немудрено, потому что их регулярно кормят дезинформацией.
Вот, к примеру, отчетность о степени износа основных средств украинской экономики. С 2000-го по 2014-й год она выросла с 43,7 до 83,5%! А потом в 2015-м году вдруг степень износа резко опустилась до 60%. Как?! Разве в этом чудовищно-кризисном году в Украине что-то строилось и модернизировалось в таких масштабах, разве закупались оборудование и машины на десятки миллиардов долларов? Нет! Просто Госстату спустили сверху приказ… пересчитать износ фондов по новой методике - и они враз «омолодились» без всякой модернизации, одним росчерком пера! А вот без этой аферы степень износа к настоящему времени достигла бы уже 90-95%! Это уже уровень катастрофы, что мы и так видимо по регулярно «устающим» мостам и столбам.
Откуда же такой износ? Да оттуда: потому что с 1991 года в Украине резко снизились капитальные вложения в экономику, особенно в модернизацию и амортизацию. Это факт, хотя из уст официальной отчетности льется совсем другая информация. Согласно ей, в 2011-2013 г.г. объем капитальных вложений (называемых инвестициями) составлял 31-34 миллиарда долларов в год (в среднем 18% ВВП), в 2015-м он резко упал до 12 миллиардов (13,8% ВВП), к настоящему времени вырос до 23-24 миллиардов (около 15%).
На первый взгляд, это немало. Но есть несколько нюансов! Первый: экономическое развитие возможно только тогда, когда ежегодные капитальные вложения (инвестиции) в основные фонды составляют не менее 10-12% от стоимости этих фондов. Иначе они стареют, ветшают, да и просто отстают технологически. Тут, к сожалению, есть загвоздка - в том же 2015 году по указке сверху произошел перерасчет этих фондов, в результате чего их стоимость в долларах упала с 1,157 триллиона до 350 миллиардов, то есть втрое. Мы не знаем, что за аферу тогда творило правительство Яценюка, занижая стоимость и степень износа украинского капитала – возможно, готовило его к массовой распродаже. Но эти манипуляции очень сильно исказили реальную картину состояния украинкой экономики!
Второй: в УССР капиталовложение в производственные фонды достигали как раз 10%, в 1990 году в них вбухали 30 с лишним миллиардов рублей, при стоимости этих фондов 307 миллиардов. Сколько это в сегодняшних долларах? Если взять тогдашний официальный экспортный курс доллара (63 копейки) и плюс учесть, что за тридцать лет сам «бакс» подешевел в 3,1 раза, мы получим колоссальные цифры: 147,6 миллиардов и 1,510 триллиона долларов соответственно. Но мы будем считать по реальной покупательской способности рубля, которая учитывает тогдашний черный рынок ширпотреба, на котором курс доллара завышали тогда до 10 рублей. Это рынок составлял всего 5-6% товарооборота УССР, но мы возьмем самые максимальные цифры и выведем средний курс советского рубля на конец 1990 года: это примерно 1,5-1,6 за доллар. Столько же (1,64 рубля за доллар) был тогда и коммерческий курс Госбанка, так что наши расчеты верны!
Итого получаем 58 миллиардов годовых инвестиций в основные производственные фонды стоимостью 595 миллиардов современных долларов. Это только производство (промышленность и сельское хозяйство), без учета стоимости инфраструктуры и других фондов, входивших в общие основные фонды УССР, и без стоимости земли.
Ну и третий, самый главный нюанс, та самая тайна, которую годами скрывают от украинцев. Оказывается, что капитальные вложения 1990-го года и современные инвестиции - это несколько разные вещи! Тогда вложения были целевыми: например, стоился новый цех или ремонтировался старый, закупалось оборудование и запчасти, и все по твердым государственным ценам, с полной отчетностью. Украсть можно было разве что несколько мешком цемента или машину бетона для дачи начальника.
Но затем, начиная с середины 90-х годов, с развитием в Украине всевозможных схем, инвестиции стали способом «распила», отмывания денег и ухода от налогов. Да вы и сами об этом догадываетесь, возьмите инвестиции в инфраструктуру: на дорожном строительстве крадут от 30% до 50% выделенных средств! На госпредприятиях крадут миллионы оборотных средств, переплачивая за услуги и материалы своим карманным фирмочкам. А собственник комбината под видом капитальных вложений может переливать деньги с одних счетов на другие. По оценкам экспертов, подобным образом крадется или выводится до половины и более сумм ежегодных капвложений (инвестиций).
Поэтому немудрено, что 82% капвложений в Украине поступают из оборотных средств самих предприятий, еще 15% это деньги из государственного и местных бюджетов, и лишь 3% это иностранные инвестиции – да и то в основном из оффоршных фирм украинских олигархов. Не хочет никто всерьез инвестировать в украинскую экономику!
Шкура мертвого осла
Иностранцев у нас вообще не особо желают видеть – вопреки тому, что даже сменяющие друг друга украинские власти постоянно твердили о приходе некого инвестора. Не желают именно в силу компрадорско-экспортной модели украинской экономики.
Компрадор – это посредник между украинским производителем (или потребителем) и внешними рынками. Он живет с того, что скупает дешево и перепродает дороже, или скупает за бесценок и потом толкает по демпингу. Но главная его фишка в том, что он контролирует украинский экспорт и значительную часть импорта. Компрадор изо всех сил старается не допустить, чтобы украинский производитель сам выходил на мировой рынок, и он не хочет впускать в Украину прямые представительства иностранных производителей. Почти все ныне работающие у нас т.д. дистрибьюторы – это фирмочки, созданные компрадорами (а то и вовсе жуликами).
Как это связано с названием нашей темы и плачевным состоянием украинской экономики? Да прямо! Весьма видные мировые экономисты отмечали, что у компрадоров разных стран и эпох есть общие черты. Одна из них, возможно, самая главная – компрадоры не вкладывают полученную прибыль в свою страну. Они выводят её, переводя деньги в западные банки и транснациональные компании, покупая недвижимость в богатых развитых странах. Такое было не только в Украине! Просто затем в Японии, Южной Корее, в Аравии на смену компрадором пришла национальная буржуазия, поддерживаемая своей властью – а в Украине это пока не предвидится, потому что тут власть полностью контролируется компрадорами.
Беда в том, что если компрадоры задерживаются дольше, чем позволяют возможности страны, то она из экономической колонии деградирует в территорию экономического мародерства, откуда вывозят всё, что только можно продать. Это уже не стрижка овец, а сдирание шкуры с мертвого осла. Уж поверьте, что лес и щеночки – это только начало! А заканчивается это превращением в экономическую пустыню – страну, в которой умерло всё производство, деградировало сельское хозяйство, уничтожена природа, откуда вывезено все до последнего гвоздя, где почти не осталось местного населения. Вот какое «европейское будущее» грозит Украине!
Но за последние годы украинцы уже так привыкли жить в этих условиях, что уже просто их не замечают, или же считают их совершенно нормальными. Нормально давать «откаты», нормально вырубать подчистую лес и вырезать на металл детские площадки, нормально платить по завышенным в разы тарифам и месяцами не поучать свою мизерную зарплату, нормально забросить свой диплом инженера и поехать в Польшу копать картошку. Почему?
Потому что человек либо изменяет окружающую его среду, либо приспосабливается к ней. И так уж получилось, что в Украине активное меньшинство, способное что-то менять, оказалось коррупционерами, бандитами и аферистами – за тридцать лет изменившими страну к худшему. А пассивное большинство украинцев, пусть они в большинстве своем хорошие добропорядочные люди с мечтой о светлом будущем, могут лишь терпеть и приспосабливаться к новым условиям.