Сможет ли Зеленский вернуть себе былую популярность, сыграв роль диктатора?
Вместо обещанных посадок коррупционеров – политические репрессии, вместо реализации Минского мира – новый псевдопатриотический цирк, вместо европейских зарплат – европейские тарифы. Вовсе не этого ожидали избиратели Зеленского от нового президента! А он, в свою очередь, никак не ожидал, что так быстро растеряет свой некогда заоблачный рейтинг. Теперь он пытается его восстановить, но выбранные методы делают лишь еще хуже…
Мощный посыл
19 февраля заранее анонсированное «черное заседание» СНБО таки состоялось. Как и ожидалось, его повестку дня не удалось сохранить в секрете, поскольку никакая информация в последнее время не удерживается в стенах Офиса президента. Более того, за пару дней до заседания в СМИ уже вышли статьи, анализирующие последствия будущих шагов Зеленского. И всё же именно это заседание СНБО было незаурядным, потому что, по слухам, курировалась на уровне посольств G7, в первую очередь американского.
Ну и вот итог: массированный «санкционный» удар по Виктору Медведчуку, его семье и окружению. Еще более противоречащий закону, чем санкции против трех оппозиционных телеканалов, но в условиях современной Украины на законы уже мало кто обращает внимание.
При этом, власть «наехала» не просто на ОПЗЖ. Пресловутые «санкции» введены против самого влиятельного лидера партии, против одного из сильнейшего украинского политика. Сильного не только на поле публичной политики! Это не просто репрессии, это посыл или, как говорят нынче, «мощный мессиндж». К примеру, в 2015-м посылами были сначала запрет КПУ, а затем практически начавшийся разгром правой оппозиции (та вовремя сдала назад и спряталась, и власть остановилась). Нынешний посыл направлен многим: и украинской оппозиции, и украинской элите, и России, и даже одобрительно кивающему всему этому Западу. Оно и понятно, ведь Медведчук фигура несравнимо более крупная, чем Симоненко или тем более Тягнибок.
Кстати, посыл России в данном случае означает показательный разрыв негласного переговорного канала между Киевом и Москвой, созданного еще при Порошенко (а может и при Турчинове), работавшего все эти годы. Что это – очередная глупость Банковой, или демонстративное «сжигание мостов», выказывание желания начать более серьезную конфронтацию, вплоть до возобновления боевых действий на Донбассе? Может это и есть тот самый «план Б»?
ОПЗЖ уже выступила с заявлениями об угрозе демократии в Украине - хотя понятно, что никакими коммюнике тут уже ничего не исправить. Партию вообще принципиально «не услышали» в этих самых странах G7, тем самым дав понять, что США и Европа не намерены мешать украинскому режиму уничтожать пророссийскую оппозицию. Возможно, именно потому, что дело касается России, а репрессии против ОПЗЖ это лишь часть большого плана.
Поняли ли это в Москве, сказать трудно, но судя по вялой реакции обитателей Кремля, они растеряны и бессильны. О да, все эти годы они учились парировать ходы Запада, но делали ходы исходя из существовавших правил игры. А сейчас Запад изменил эти правила, он стал швыряться фигурами и размахивать доской - и в Кремле не знают, как поступить в этой новой ситуации. И даже утверждающие обратное российские и пророссийские эксперты лишь ограничиваются туманными прогнозами типа «Путин это так не оставит». Ну а что он сделает?
В Украине правил нет с 2014 года, тут всё зависит от «доброты» постмайданной власти, которая может объявить врагом и преступником кого угодно. Поэтому то, что ОПЗЖ старалась выглядеть цивилизованно и старательно играла по старым правилам, делает ей честь – но одновременно делает её практически «импотентной» на сцене публичной политики Украины! Она могла лишь говорить: по существу, о реальных важных проблемах, и миллионы украинцев её внимательно слушают. Но в постмайданной украинской политике этого мало!
Оказалось, что если ОПЗЖ закрыть рот (а его уже почти закрыли), то партия превратится из «радиоточки» в «торшер», в абсолютно пассивный предмет интерьера. Ну да, у неё есть голоса избирателей - вот только до ближайших выборов еще три года, и за это время партию вообще могут просто запретить. В ответ на что она сможет лишь пожаловаться в никуда.
Свято место пусто не бывает
Однако посмотрим на это с другого ракурса: а что в итоге получил сам Зеленский? Ну, вот «экспроприирует» он бизнес Медведчука в Украине, и что? Стоит сразу заметить, что частью этого бизнеса являются поставки в Украину дизельного топлива и нефтяного битума, включая конфискованный трубопровод, который контролируют Анатолий Шефер и Николай Воробей. Кстати, поэтому трубу и решили «отжать» отдельным пунктом, потому что по документам она прямо не связана с Медведчуком.
Разумеется, что свято место пусто не бывает, и уже выстроилась целая очередь из олигархов, готовых перехватить этот бизнес! Но пока будет происходить передел, возможны проблемы с поставками солярки для украинских аграриев и военных, и битума для дорог «великого будівництва». На Банковой об этом подумали?
Но каков смысл этого балагана в политическом плане? Убрать Медведчука из Минского процесса? Но без него Зеленский лишь запорет это дело. А если Вашингтон специально поставил целью срыв Минского процесса, то тут стоит вспомнить войну 08.08.08 и спросить Зеленского, хочет ли он в итоге стать украинским Саакашвили? Если же это план убрать из украинской политики оппозиционные ОПЗЖ и Партию Шария, дабы заменить их на беззубые проекты типа ахметовского Оппоблока или «Нашего Края», то это в любом случае не решит проблему рейтинга самого Зеленского и «слуг народа».
Кто бы ни был инициатором этих репрессий, он словно не понимает главного: бороться с пророссийскими политическими силами в Украине бесполезно, потому что на них всегда будет спрос среди украинцев. Вот, скажем, запретили шесть лет назад КПУ – и что, сторонники социализма и фанаты СССР куда-то исчезли или быть может «перековались»? Нет, они теперь голосуют за другие партии, и ненавидят «политсилы Майдана» ещё больше. Точно так же расправа над ОПЗЖ ничего не даст – появятся другие пророссийские партии, возможно даже куда зубастее!
Но и это только часть проблемы. Что бы там не орали записные патриоты, прикладывая ладошки к вышиванкам, Украина политически даже не просто расколота, а разбита вдребезги. Народ, разделенный и стравленный политиками, реально ненавидит друг друга – это видно даже по регулярным языковым скандалам. «Доборолась Україна до самого краю, гірше ляха свої діти її розпинають», - эти строки Тараса Шевченко словно написаны про наше время.
Какая-то часть украинцев видала в гробу все «политсилы Майдана» вместе с «патриотами». Другая часть украинцев, при получении очередной платежки, желает увидеть в том же гробу всю власть оптом. Третья понимает, что в последние семь лет Украина никуда не двигается, что она сошла с рельсов под откос, что она просто умирает. И многие из них пакуют чемоданы в Польшу, Италию, Испанию, в Россию, даже в Беларусь, абы успеть вырваться отсюда до того, как всё окончательно рухнет.
Все они были противниками власти при Порошенко, и они вновь стали такими при Зеленском. Все они готовы поддержать своими голосами те или иные оппозиционные силы. И этого не изменить преследованием пророссийских партий! Более того, парламентские пророссийские партии, в силу свей мягкости и беспомощности, являются для «политсил Майдана» наименьшим из зол. А теперь представьте, что Россия полностью отвернулась от Украины, что она даже взяла и распалась, на радость диванным патриотам! Думаете, что на этом противостояние Запад-Антизапад в Украине закончится? Как бы ни так! Оно наверняка продолжится уже в новом формате и с новыми внешними спонсорам – среди которых может быть Китай.
Действительно, постмайданная украинская власть, выполняющая все указания Запада, сильно поссорилась с Пекином. И в интересах Китая было бы её заменить на кого-то более вменяемого – а значит, для этого нужно поддерживать оппозиционные силы. Причем, если Китай это захочет, то он всё устроит так, что никаких прямых связей с ним никто не увидит. И единственное, что не дает ему сделать это уже сейчас – это Москва, заявляющая Украину зоной своих интересов. Но если Россию отсюда действительно вытолкают, то на освободившееся место придут другие – а противников Запада в мире много, самых разных.
Это, знаете ли, целая политическая экосистема! Если убрать из неё один компонент, то она может измениться так, что многим не понравится. Истребите кошек – и расплодятся крысы, перебейте воробьев – и ваши сады сожрут гусеницы!
Если всё отобрать и поделить между собой
После всех этих репрессий, после закрытия оппозиционных телеканалов, название программы «Свобода слова» звучит в Украине довольно цинично. Тем более, что собирающиеся в студии политики и топ-чиновники используют её для оправдания этих репрессий и анонсирования новых. Как это сделал вечером той же пятницы секретарь СНБО Алексей Данилов, заявивший следующее: «Далее будут оффшоры, собственность, все, что украдено с 1991 года у украинского народа, будет возвращено украинскому народу».
Если бы украинские политики и олигархи не знали Данилова, они бы не на шутку испугались. Ведь в оффшоры давно выведена большая часть украинского бизнеса! На Кипре, на Виргинских островах, в Белизе и т.п. прописаны фирмы-учредители украинских бизнесменов всех политических окрасок, включая «слуг народа». Они что же, будут экспроприировать своих соратников? Ну а насчет «украдено у народа», так практически вся «прихватизированная» в Украине недвижимость (земля, предприятия, помещения) фактически именно так и перешла в частные руки. Вспомним, что её возврат государству был одним из лозунгов коммунистов на выборах 1998 и 1999 годов. Неужели «зеленые» решили пойти по пути запрещенных «красных»? А что же скажут послы G7?
На самом деле речь идет лишь о возможности выборочной экспроприации, которая практически уже началась: сначала «наехали» на китайских инвесторов «Мотор-Сичи», потом на бизнес Козака и Медведчука. В кулуарах говорят о намеченной конфискации бизнеса у Коломойского и Фирташа, поскольку эти олигархи заказаны Вашингтоном.
Плюс власть, обеспокоенная «тарифным майданом», решила перехватить у него инициативу национализации облгазов и облэнерго. Но, опять же, полного возврата предприятий в государственную и коммунальную собственность не будет, потому что это тоже противоречит взятым обязательствам. Стоит вспомнить и то, что приватизацию облэнерго Украина начала в 90-х под давлением США и МВФ, однако так вышло, что достались они вовсе не проамериканским бизнесменам. Поэтому сейчас может пройти банальный передел, по тому же сценарию, что и в 2005-м (Криворожсталь). Изымут акции у нескольких определенных олигархов и пустят их на «торги», где их перекупят «соросята», Ахметов или кто-то из окружения Ермака. Но народу это представят как «возврат украденного», национализацию, «справедливую реприватизацию» и т.п.
Зачем? Во-первых, на это настаивают «западные партнеры». Во-вторых, «слуги народа» и их спонсоры не прочь провести передел собственности, в надежде разжиться прибыльными активами. В-третьих, это больно ударит по финансам противников нынешней власти. А в-четвертых, у Зеленского рассчитывают подобным образом вернуть симпатии избирателей и поднять его рейтинг.
Замысел таков: раз уж у Зеленского не вышло быть либеральным лидером, то пусть попробует сыграть роль строгого царя, диктатора-популиста. Накажет несколько бояр, отнимет у них несколько предприятий – создав тем самым видимость обещанной борьбы с коррупцией. Ну а то, что все эти бояре окажутся из числа оппонентов власти, так это должно лишь продемонстрировать кристальную честность «слуг народа» и лояльных к режиму бизнесменов. Мол, вся коррупция и воровство – только там, в ОПЗЖ, у Коломойского и Фирташа! И можно будет пугать этим местных «барончиков» в Харькове, Одессе, Днепре, Мукачево.
Почему это не сработает
Замысел интересный и даже в принципе осуществимый, однако его эффект будет совершено иным. Прежде всего потому, что сыграть диктатора и быть диктатором – это разные вещи. Зеленский, который хорошо изобразил на экране комического Наполеона, но оказался скверным президентом в реальности, должен бы это понимать. Но, увы, в нём по-прежнему больше актера, чем политика. А актерам всегда кажется, что они могут поднять свою популярность и вернуть себе зрителей одним хорошим шоу, концертом или фильмом. Между тем как в политике это не работает.
Если взять конкретно украинскую политику, то в ней рейтинги власти всегда намного ниже рейтингов оппозиции. Для США и Европы, даже для путинской России рейтинг действующего лидера страны ниже 40% это уже красный сигнал, повод для разговоров о политическом кризисе. В Украине же президент с рейтингом 25% считается ещё очень популярным (к слову, столько было у Януковича в 2013-м), потому что бывало и намного хуже: и 6%, и даже 4%. Однако это никого не удивляло, потому что быть недовольными властью – это политическая традиция украинцев. То ли потому что власть у нас всегда такая была, то ли народ слишком придирчивый, но это так!
В Украине нетрудно заработать рейтинг, будучи оппозиционером и нещадно клеймя власть. Особенно если вы новичок в политике, и народ вас еще не «раскусил», а потому верит всем вашим словам. Именно так Зеленский и получил свои колоссальные 73% на выборах! Но став властью, он быстро утратил поддержку избирателей. И теперь ему нужно поднимать рейтинг не борца со старым режимом, а главы нынешнего режима – а это уже совершенно другое дело, намного более трудное!
Толкать лозунги с трибуны – удел оппозиционеров. Действующий глава державы должен поднимать рейтинг популярными делами или хотя бы их убедительной имитацией. Но у украинской политики есть еще одна специфика: тут практически невозможно угодить всем сразу. Из-за того что общество еще с 90-х годов было расколото на противоположные лагеря, здесь даже любая хорошая затея непременно будет воспринята кем-то в штыки. Знаете, Путину в начале «нулевых» было проще: он разогнал надоевших всем либералов, показал Западу на пальцах «козью морду» и реабилитировал ностальгию по СССР – и тем самым угодил большинству россиян. В Украине попытка противостоять Западу или России настраивала против политика половину избирателей. А если он, будучи при власти, с этим еще и не справлялся, то терял и остальные голоса.
Теперь смотрите расклад. Решив побороться с «агентами Кремля» и начав репрессии против ОПЗЖ и Шария, Зеленский уж точно не получит ни их голоса, ни голоса пророссийского электората. А за выбор таких методов может еще и потерять пару процентов, потому что не все его сторонники приветствуют подобный беспредел. Однако на короткое время он может получить плюс пять, а то и все десять процентов голосов «патриотов» (ненавидящих Медведчука) и фанатов «проукраинского» социал-популизма. Кто-то даже поверит, что Зеленский действительно решил бороться с коррупцией и олигархами, просто начав не с Порошенко, а с Медведчука. Но это будет временный скачок, за которым последует еще большее падение.
Почему? Потому что всё это лишь очередное представление, шоу. Нет, «санкции» настоящие, и бизнес будут отбирать по-настоящему, но вот всё остальное это лишь политическое кино. И так же как украинцы разочаровались в Василие Голобородько, они разочаруются и во Владимире Наполеоновиче Грозном. А между тем в Украине продолжат расти тарифы, усыхать экономика и сокращаться население, разворовываться бюджет и задерживаться вакцинация.