«Никакие альтернативные источники не смогут заместить российский газ»
О том, как обстоят дела на газовом рынке в Украине, России и в странах Евросоюза, с какими проблемами сегодня пришлось столкнуться этим государствам, как они эти вопросы решают и чего ожидать на энергетическом рынке в ближайшее время, в эксклюзивном интервью корреспонденту интернет-издания Новости Украины – From-UA рассказал Директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений Валентин Землянский.
Новости Украины – From-UA: - Господин Землянский, какая картина в вопросе снабжения Украины газом вырисовывается сегодня на рынке?
Валентин Землянский: - Начну с главного: сейчас многие заявляют, что запасы украинского газа на исходе. Я с этим не согласен. С запасами газа у нас, конечно, не все замечательно, но они есть, и завтра никто мерзнуть не будет. У нас в хранилищах накоплено более 16 млрд. кубов, плюс мы добываем собственный газ порядка 1,5 млрд. кубов в месяц.
Проблема в том, что этого недостаточно для прохождения отопительного сезона. У нас могут начаться проблемы где-то с начала января, когда будет возникать дефицит газа порядка 30 % от потребностей. Это произойдет в том случае, если мы не найдем дополнительно 5-8 млрд. кубов газа для того, чтобы обеспечить украинских потребителей.
Новости Украины – From-UA: - Что Украина делает для решения проблемы? Как в итоге она может разрешиться?
Валентин Землянский: - Я думаю, что вопрос, скорее всего, разрешится тем, что с «Газпромом» будет заключено дополнительное соглашение. Либо с «Газпромом», либо с его дочкой - «Газпромэкспортом». Потому что если подписывать дополнительное соглашение с «Газпромом», то возникает юридический казус из-за того, что мы подали иск в Стокгольм, оспаривая контракт. А любое допсоглашение вносит изменения в контракт, соответственно, меняется предмет договора и иска, поэтому придется подавать иск по-новой. Следовательно, будут, скорее всего, заключены какие-то дополнительные соглашения, чтобы получить недостающие объемы.
Новости Украины – From-UA: - Как Вы оцениваете заявления Арсения Яценюка, что Украина контролирует этот вопрос и уже договорилась с Норвегией о поставках газа?
Валентин Землянский: - Сейчас, к сожалению, я не вижу контроля ситуации со стороны украинского правительства. Если бы оно контролировало ситуацию, то договор был бы подписан еще в начале лета, хранилища были бы заполнены порядка 20 млрд. кубов и осуществлялись бы поставки газа в Украину. Вот тогда можно было бы сказать о каком-то контроле.
На самом деле это пока нам ничем не помогает. Любые договоренности на Западе ограничиваются пропускной способностью трубопроводов в реверсном режиме. Она не превышает 34 млн. кубометров в сутки, а это порядка 1 млрд. кубов в месяц. Поэтому нам этого газа просто не хватит.
Мы можем подстраховаться ресурсами, и контракт с Норвегией таковой подстраховкой и является. В том случае, если будут невысокие поставки российского газа европейцам, то за счет норвежского газа это можно будет как-то компенсировать. Но кардинально ситуацию это не решает.
Новости Украины – From-UA: - Известно, что Европа также активно пытается разрешить «газовый» вопрос на своих территориях. Как обстоят дела с газом в Европе? За счет чего и как скоро они могут решить этот вопрос?
Валентин Землянский: - У Европы и так все хорошо, там проблемы на сегодня нет. Более того, Европа, в отличие от нас, готовилась к рискам, к возможным кризисным ситуациям и накапливала газ в своих хранилищах. Она занималась хеджированием рисков в том случае, если вдруг зимой возникнут перебои с поставками газа.
Они переживают, прежде всего, из-за того, чтобы зимой не возникли форс-мажорные обстоятельства и Украина не начала отбирать газ из трубы. То есть чтобы правительство не встало перед дилеммой: или замораживать регионы и получить еще пяток «алчевсков», либо отобрать транзитный газ из трубы.
Европа за это переживает и активно работает, чтобы российско-украинский газовый кризис разрешился.
Новости Украины – From-UA: - Известно, что в ЕС муссируется вариант перехода на источники, альтернативные газу. Что это за источники? Удастся ли Европе максимально сократить использование газа в пользу новых альтернативных технологий?
Валентин Землянский: - Это программа-2020, то есть замещение газа альтернативными вариантами. Европа активно работает в этом направлении, но заместить в ближайшие несколько лет российский газ будет достаточно тяжело. Пока таких вариантов нет.
Да, они работают над альтернативными вариантами, но пока у них это не то что не получается, просто для этого нужно время. В отличие, опять-таки, от Украины никто не ставит перед собой задачу как можно быстрее этого достичь. Они готовятся постепенно. Скорее всего, к 2020 году они свою программу реализуют, а затем и уменьшат свою зависимость от импортного газа.
Новости Украины – From-UA: - Что подразумевается под этими альтернативными источниками?
Валентин Землянский: - Это солнечная энергетика, ветроэнергетика, биоэнергетика — все то же самое, что предлагают и нам. Здесь ничего нового нет.
Вопрос в том, что все это должно реализовываться постепенно и должна быть конкретная общая программа, по которой это делается. А не говорить о том, что мы сейчас возьмем, на металлолом порежем газовые станции и будем отапливать кизяками.
Всего можно достичь, но ко всему можно подходить с умом.
Новости Украины – From-UA: - Как Вы считаете, каковы перспективы снижения поставок газа из РФ в Литву и Польшу и постепенного перехода на американский сланец?
Валентин Землянский: - В контексте американского сланцевого газа — это миф, его не будет. США в ближайшие пять лет в больших объемах газ выделять не будут (для замещения российского газа).
Литва заявила о том, что они переходят на LG-газ. Это может быть. Но, опять же, все зависит от объемов: Литва потребляет 3 млрд. кубов в год, мы столько съедаем за месяц.
И в Польше то же самое: терминал в Свиноуйсьце, так называемый проект «Север-Юг». Планируется еще построить LG-терминал в Хорватии на острове Кырк и соединить эти два терминала.
Украина тоже пыталась в этом поучаствовать, но у нее слабо получилось. Нам надо не на Европу смотреть, а самим решать свои проблемы. Помните, как Михаил Сергеевич Горбачев говорил в 1984 году: «Начните перестройку с себя».
Нужно начинать с того, чтобы решать свои проблемы своими собственными силами. Нам помогут, но для этого надо самим что-то делать. А у нас, к сожалению, все полагаются на доброго дядю, который придет и за нас все порешает. Так не получится.
Новости Украины – From-UA: - Как мы видим, Россия сегодня всячески манипулирует газом на внешнем рынке – как в отношении Европы, так и по отношению к Украине. Что это за игра, чего добивается Россия? И с чем в итоге останется?
Валентин Землянский: - Энергоносителями манипулируют все. Манипулируют нефтью страны ОПЕК, манипулируют газом те же США и та же Россия. Это всегда был вопрос политический. В любой цене, которая устанавливается на носители, есть доля политики, и в газе в том числе.
Россия добивается, собственно говоря, увеличения своей доли на европейском рынке. Это конкурентная борьба. Она пытается увеличить свою долю, потому что если мы посмотрим на динамику, то еще в начале «нулевых» Россия занимала половину европейского газового рынка, потом ее доля сократилась до 25 %.
Новости Украины – From-UA: - Может ли как-то отразиться на экономике России снятие санкций с Ирана?
Валентин Землянский: - Пока на экономику РФ это не повлияет. У Ирана сейчас нет возможности выходить на большие объемы экспорта. Газ у них используется в собственных нуждах, в том числе и для поддержки добычи нефти. Поэтому пока Иран — не игрок, это во-первых.
Во-вторых, я не исключаю, что может быть создана коалиция между Россией и Ираном, и иранский газ пойдет уже не через Турцию в Европу, а через Каспийское море. Известный проект транскаспийского газопровода по Каспийскому морю между Туркменистаном и Азербайджаном — он просто заработает в реверсном режиме, и уже через Туркменистан и Россию иранский газ пойдет в Европу.
Новости Украины – From-UA: - Как Вы оцениваете сотрудничество «Роснефти» с Китаем?
Валентин Землянский: - Это сотрудничество никому не мешает. Китай пока ни на что не может повлиять, потому что все еще только в проектах. Трубы нет. Месторождение не освоено. Российские эксперты достаточно критично к этому относятся. К расчетам того же Крутихина (Михаил Крутихин, аналитик и консультант по проблемам нефтегазовой отрасли и политики. - Ред.) можно относиться с определенной долей уверенности, что да, этот проект носит тоже политический характер и может иметь негативные экономические последствия. Но для нас пока это никаких негативных элементов не несет.
Новости Украины – From-UA: - Как Вы расцениваете возможности Аленки Братушек, экс-премьер-министра Словении, которую номинировали на новосозданный пост - вице-президента ЕС по делам энергетического союза? Удастся ли ей «сместить Россию с позиции главного поставщика газа в Европу»?
Валентин Землянский: - Она может заявлять все, что угодно, но есть объективные вещи: 25-30 % газового рынка принадлежит России, пока конкурентов у нее нет ни по объемам, ни по ценовым параметрам.
Россия будет занимать эту долю в Европе. А чем Словакия может повлиять? Она является практически 100%-но энергозависимой страной. Это точно такие же политические заявления, как и обещанный американцами сланцевый газ, который якобы в Европе вытеснит Россию.
Новости Украины – From-UA: - Что будет с РФ, если Европа решит свои проблемы самостоятельно, без России?
Валентин Землянский: - Европа без российского газа не проживет на данном этапе. Если гипотетически представить, что поставки из России прекратились — значит, цена в Европе на газ вырастет вдвое.
Как это отразится на европейской экономике, я думаю, говорить не нужно, они только начали выходить из рецессии 2008 года. То есть будет увеличение в два раза себестоимости товаров, производимых в Европе. США будут радостно хлопать в ладоши. И, кроме того, давайте не будем забывать о том, что Россия основные свои доходы получает за счет нефти, а не газа.
Даже если остановятся поставки газа в Европу, то это, конечно, скажется на российском бюджете, но не настолько, если остановятся поставки нефти. Поэтому-то все так пристально сейчас следят за котировками нефти — потому что это больше влияет на состояние бюджета РФ.